East Doc Platform представил палитру неигрового кино

30.03.2016 Новости индустрии
Мария Кособокова рассказывает о российском следе на форуме этого года.
East Doc Platform представил палитру неигрового кино

13 марта в Праге завершилось ключевое событие в мире восточно-европейской документалистики - пятый международный форум East Doc Platform. Более сотни европейских режиссеров и продюсеров встретились с дистрибьюторами и отборщиками крупнейших кинофестивалей, чтобы представить им свои фильмы.

Главную награду East Doc Platform Development получил чешский фильм «When the war comes» (реж. Jan Gebert) о словакских тинейджерах, собравших военную группировку, чтобы противостоять агрессивной Европе и любому, кто осмелится захватить их родную страну.

1.jpg

В этом году East Doc Platform проходил с 7 по 13 марта и состоял из трех больших блоков:

       East European Forum - пятидневный воркшоп с профессионалами документальной индустрии, итогом которого стал публичный питчинг двадцати многообещающих проектов;

       Doc Tank - трехдневная лаборатория для тех, кто уверен, что будущее документалистики - в трансмедиа и веб-проектах, призывающих к социальной интерактивности;

       Project Market - личные встречи с дистрибьюторами и отборщиками фестивалей, на которых можно было приватно обсудить свои кинопроекты.

Все это сопровождалось кинопоказами фестиваля One World International Human Rights Documentary Film Festival и открытой программой мастер-классов таких авторитетных спикеров, как Erik Gandini (режиссер скандально известных фильмов «Videocracy», «Surplus: Terrorized Into Being Consumers» и недавно вышедшего «The Swedish Theory of Love»), Mike Lerner (номинированный на Оскар продюсер, представивший свой последний фильм «Russian Woodpecker»), Peter Jäger (основатель ведущего сэйлз-агенства Autlook Filmsales) и других.

2.jpg

Интересно, что в основной программе в этом году Россию не представлял ни один фильм, зато мы насчитали шесть проектов, связанных с Россией, либо представленных россиянами, но продюсируемых в Германии, Франции и Чехии. Один из них - фильм сибирского режиссера Александра Абатурова Russian Viewfinders о России глазами местных фотографов - выиграл награду на постпродакшн (7 400 €) от чешского телевидения The Film Center of Czech TV. Эту картину представляла французская компания Artline Films и продюсер Катя Панова.

Еще один интересный проект о России – «Автоваз» чешского режиссера Petr Horký - на питчинге получил награду DOK Leipzig Co-Production Meeting and DOK Preview Awards. Чехи отправились на знаменитый завод в Тольятти и наблюдали за тем, как новый глава компании, швед по фамилии Андрессон пытается вывести автопроизводство на былой уровень и восстановить из пепла народное доверие к бренду «Лада».

Ту же награду, что и «Автоваз», завоевала немецко-польская копродукция о дружбе и конкуренции двух российских гимнасток Over The Limit (режиссер - Marta Prus). Семикратная чемпионка мира по художественной гимнастике Маргарита Мамун соперничает со своей лучшей подругой Яной Кудрявцевой за право представлять российскую сборную на предстоящих Олимпийских играх. Выбрать должны лишь одну из них. Обстановка накаляется, ведь девушки живут в одной квартире, проводят свободное время вместе и готовятся к соревнованиям под руководством одного тренера. Мурашки по коже пробегают после просмотра уже одного трейлера.

3.jpg

Еще один участник питчинга - фильм Open air, копродукция российского режиссера Татьяны Соболевой (известной по фильму «Две стороны одной лошади») и французского продюсера Hugues Landry. Протагонисты фильма Татьяны - три бабушки-стиляги, главную роль в жизни которых играет ретро-танцплощадка в московском парке. Через выбранный символ режиссер показывает угасание Москвы - города, который уже никогда не будет таким, как раньше.

На винтажных бабушках интерес французских продюсеров к Москве не заканчивается. Фильм о телеканале «Дождь» «Dozhd', it's Raining on Moscow» решила снять француженка русского происхождения Александра Сологуб. Режиссер проникает в мир трех героев, среди которых - основатель телеканала Наталья Синдеева.

Проекты о России мы встретили и на Project Market. Фильм Olga Go Home or «Siberian Love» снимали в маленькой деревушке Онон-Борзя в тысяче километров от Байкала. Режиссер Olga Delane на некоторое время возвращается из Берлина на малую родину и живет со своими двоюродными братьями-фермерами, изучая традиционные устои семьи и их эволюцию или, скорее, стагнацию.

Прежней популярностью среди тем документального кино Восточной Европы пользуется социальная несправедливость. Награду HBO Europe Co-Production Award присудили Prisoners without prison - албанскому фильму о борьбе учителя-волонтера Лиляны против социальных последствий сурового закона Канун. Своим фильмом режиссер Verjana Abazaj хочет помочь Лиляне облегчить почти тюремную жизнь местных жителей, отягощенную устаревшими традициями.

Награда The Golden Funnel Award ушла семейной паре режиссеров из Швейцарии и Словакии Corina Schwingruber Ilić, Nikola Ilić и их проекту For Mother's Sake?. Парочка берет идею фильма из собственной жизни. Никола 29 лет жил со своей матерью и бабушкой, а тут решил переехать к своей жене в Швейцарию. Перед ним встает выбор - что делать с мамой, которая за все эти годы забыла, что такое самостоятельно фунционировать в обществе. Режиссерам удается представить дилемму своей жизни с долей юмора и визуально нетривиально.

4.jpg

Было бы преступлением не упомянуть румынский документальный фильм Planeta Petrila режиссера Andrei Dăscălescu, получившего на чешском форуме награду от престижного кинофестиваля IDFA. Petrila - малюсенький шахтерский городок Румынии, которого лишают единственного источника дохода и мотивации к существованию - шахты. И вот посреди этой серости и пост-акаполиптичной реальности возникают разноцветные комиксы на стенах, графити на гаражах, стихи, символы и другой стрит-арт. Все это дело рук бывшего шестидесятилетнего шахтера Иона Барбу. Он считает, что уничтожение исторических зданий шахты - преступление против души города. Так рождается фильм-противостояние сумасшедшего уличного артиста и местных властей. Выглядит насыщенно и не по-документальному остросюжетно.

Последнюю награду фестиваля - DocsBarcelona Award, увез проект из Сербии и Черногории Occupied cinema (реж. Senka Domanovic) о захвате кинотеатра «Звезда» - одного из сорока залов, приватизированных госкомпанией Belgrade Film в 2007 году. Тогда все кинотеатры Белграда были закрыты и разрушены в течение пяти последующих лет. Фильм начинается с момента захвата «Звезды» протестующими и показывает дальнейшую политическую борьбу за кино.

При взгляде на всю эту палитру проектов, которые уже больше, чем задумка, но меньше, чем законченное кинопроизведение, поражает разнообразие. По-прежнему актуальны остросоциальные и политические сюжеты, борьба общества и власти, различного рода несправедливости. Есть и другие, не менее важные истории о том, как поляки открыли Голливуд, о любви мужчины и аиста, о скрипящих по швам отношениях внезапно выигрывшей лотерею любящей пары. Документальное кино все сильней пробуждает интерес зрителей, им правда интересуются (судя по полным залам на показах пражского фестиваля).

Возвращаясь с подобных фестивалей, чувствуешь дозу вдохновения, за которой и отправлялся в Шенген. И пусть наша страна не столько заинтересована в продюсировании своих проектов, главное - о России хотят знать больше, глубже, и у нас есть правда, которую мы хотим рассказать и показать.

Мария Кособокова, специально для RGDoc.Ru


Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями