История одного киноклуба: от рассвета до провала


История одного киноклуба: от рассвета до провала 28.09.2018 Новости индустрии
Гильдия неигрового кино и телевидения выпустила практическое пособие для руководителей региональных киноклубов. 

 О том, как развивать киноклуб в своем городе, селе, что нужно учитывать при создании, какие ошибки чаще всего делают люди, которые берутся за это дело, где брать кинофильмы, как привлекать зрителя и вести дискуссии о фильме, - обо всем этом рассказывают в издании руководители киноклубов Москвы, Брянска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Саратова, Челябинска, Чебоксар, Перми, Нижнего Тагила, Иркутска, Ижевска, Красноярска, Новосибирска, Кирова. 

Два раза в неделю RGDoc публикует главы из этого пособия. 

Киноклуб: «Цифра и пленка». 

Город: Брянск. 

Площадка: на данный момент существует в виде онлайн-кинотеатра в пабликах в социальных сетях.

Руководитель: Александр Чернов.

Формат: документальное кино, бесплатные показы. Связь с руководителем киноклуба: avchernov79@mail.ru 

Сайт, социальные сети: https://www.facebook.com/cifraplenkaclub/ https://vk.com/cifraplenka  

Почему я делаю киноклуб? 

Идея создать в Брянске настоящий киноклуб, который я от балды, но вроде как неплохо назвал «Цифра и Пленка», была с самого начала идиотской. В смысле очень смелой и бесшабашной. Впрочем, признаться в этом я готов только сейчас, спустя почти год. Хотя понимать все стал почти сразу, после запуска. Но отступать не хотелось. Было острое желание доказать, что необычная, в общем-то, общественная инициатива тоже может существовать и развиться во что-то более или менее заметное и нужное даже в таком большом (400 тысяч населения, по площади когда-то Питеру равнялся), но, к сожалению, затхлом в плане культурного пространства городе, как мой Брянск. Как? Что? С кем? Да и в принципе ради чего? 

На все эти вопросы мне надо было бы, конечно, сразу ответить, еще до того как в бой ввязались. Вначале я, а потом и супруга подключилась — ей, как оказалось, это тоже было все безумно интересно, но она боялась мне признаться и попросить взять «в команду». Почему-то думалось, что раз идея неплохая, то должно все получиться. Ведь за плечами уже была двухдневная выездная киномастерская, организованная для таких чудаков, как я. Если и не тайное знание я там получил, то многие изначальные вещи узнал, поэтому уже не нужно было тыкаться непонятно куда, словно слепому котенку. К тому же в Ярославле я познакомился с другими киноведами, некоторыми очень даже успешными. Но их было меньшинство. 

Там бы вот и задуматься крепко: большинство приехавших на киномастерскую коллег открыто признавались, что киноклубы, тем паче документального кино, в России никому особо не нужны — почти все барахтаются, как та лягушка в кувшине, что в итоге взбила масло, но сама в нем и захлебнулась. Но, елки-иголки, когда меня трудности-то останавливали? Тем более репертуар на первое время гильдией был обещан. Была возможность и небольшой грант от нее получить — на приезд в город режиссера одного из фильмов. 

Как показала практика, живое, что называется, общение с режиссерами показываемых картин — это всегда круто, киноклуб получается совсем другим. Жаль, что гильдия в своем стремлении помочь и поддержать региональные киноклубы, основатели которых съехались в Ярославль, очень быстро сдулась (я, кстати, был единственный, кто на тот момент пока ничего не создал и не запустил — самозванец, можно сказать). И даже подсказками в отношении фильмов, которые хорошо бы было показывать, не помогала. Понимаю, что деньги, особенно когда их мало, а сам проект некоммерческий, имеют свойство быстро, катастрофически быстро заканчиваться. Но, может, тогда и вовсе не стоило это все на таком амбициозном уровне начинать?.. 

Как я организовал свой клуб? 

В общем, по приезде с киномастерской я стал искать помещение. Нет, не так. Искать я его стал еще за месяц до Ярославля. И предварительно договорился с муниципальным кинотеатром «Победа». Где-то на подкорке я понимал все его недостатки: во-первых, не очень удачно расположен — в центре самого крупного района города с населением в 120 тысяч человек, но на удалении от остальных трех районов. Во-вторых, учредитель — городское управление культуры, и хоть директор кинотеатра товарищ продвинутый, он на тот момент уже «пригрел» молодежный клуб художественного кино, что могло в любой момент вылиться в откровенную цензуру. Но в моем ли случае было выбирать? В этом кинотеатре есть большой экран, неплохой зал, хорошая акустика и звуковое оборудование. Также какое-никакое информирование потенциальных зрителей, через кассу. К тому же за последние пару лет в Брянске закрылись два крупных кинотеат ра. Те, что остались, находятся в торгово-развлекательных цент рах: документальные фильмы, пусть они подчас интереснее любого блокбастера, все же не их формат. 

В августе 2017 года мы с директором «Победы» окончательно обо всем договорились, решив, что мой киноклуб будет проходить в первой половине каждого месяца, а тот, что уже есть у них, — во второй, причем с разницей в неделю минимум. В начале сентября состоялся первый кинопоказ. Символично, что уже на нем благодаря поддержке гильдии присутствовала режиссер демонстрировавшегося фильма «Каждая собака» Виктория Казарина — человек сама по себе светлый и классный. Ее присутствие в зале не только зажгло публику, но и нам с женой придало сил, помогло справиться с нервяком. Зрителей, правда, несмотря на хорошую, в общем-то, рекламную кампанию (десятки больших постеров на тумбах по всему городу, раздававшиеся через кассу флаеры, смс-рассылка, оповещение через соцсети, личные приглашения), собралось откровенно мало. Человек тридцать от силы, да и то половина те — в основном это уже состоявшиеся пенсионеры, — кто приходил до этого в «Победу» на «молодежный» киноклуб. 

Но была дискуссия — жаркая, живая, с критикой в адрес городских и прочих властей: Брянск не одно десятилетие ждет нормального приюта, да что там — хоть какого-то муниципального или государственного приюта. Не знаю, это сыграло свою роковую роль или что-то другое, но незадолго до второго киноклуба мне позвонил директор «Победы» и попросил больше у них наш киноклуб не проводить. О причинах он также попросил не спрашивать: нет, и все. Внутренне я ожидал чего-то подобного, но не так быстро. Благо на первом киноклубе присутствовал известный в городе музыкант и культурный деятель, хозяин небольшого арт-кафе «113» Сергей «Лис» Лаленков с супругой Юлией. 

Вспомнив о них, я предложил «переехать» к ним в заведение. Сергей признался, что собирался мне предложить то же самое, но я его опередил со звонком. Но тут возникла новая проблема — кинооборудование. Проектора в арт-кафе не было, арендовать его по 2 тысячи за раз было не с руки, да и не на что: киноклуб наш все-таки общественный, платы за вход мы так и не решились брать. Но помог один добрый олигарх местного разлива — добавил 85 процентов недостававшей мне тогда до покупки видеопроектора суммы. Правда, на киноклуб этот олигарх так ни разу и не пришел, как бы настойчиво я его ни звал. По пятницам у него баня, в выходные он с семьей, а в другие дни… Почти год мы экспериментировали, искали, какой из дней недели лучше всего подходит для проведения киноклуба, но так ни к чему и не пришли: то совещания, то командировки, то выезды на объекты. 

Чего мне не хватает для эффективности или что мешает в работе?

С октября по май мы показали еще 8 фильмов. Совершенно разных — про засилье лживого патриотизма, про никому не нужного пожилого художника (белоруса, но связанного, кстати, с Брянском), «муви»-историю с разными человеческими судьбами, про изнанку выборов, про сложные родственные отношения, про обжорство и острое делание постоянно худеть и другие работы. Не могу сказать, что все они были одинаково хорошо восприняты публикой, но лишь однажды из зала вышли два человека. Все картины заставляли думать, спорить, сопереживать их героям, что ярко было видно по дискуссиям, проходившим после показов. 

Нашей фишкой на них стали интерактивные беседы с режиссерами фильмов — с ними мы сами общались и давали такую возможность публике посредством видеосвязи. Это всегда проходило на ура. Режиссеры (Родион Исмаилов, Елена Погребижская и другие) рассказывали какие-то неизвестные детали и подробности съемок, делились своим видением поднимаемых в картинах проблем, рассказывали «закадровую» жизнь своих героев. Но каждый раз наши мероприятия собирали почему-то незначительное число зрителей — 10, 20, один раз лишь чуть больше двадцати. Это безумно расстраивало, расстраивает и сейчас. Руки каждый раз опускались, так и подмывало перед показом сказать: «Знаете, не будет сегодня ничего…» На фиг, надоело ради трех калек все это проводить — искать новые фильмы, договариваться о показах с режиссерами, расшаривать без конца анонсы и другую информацию по соцсетям, просить коллег-журналистов о публикациях. Не нужно все это любимому Брянску, на этом и остановимся! Нас, к слову, напрочь проигнорировала местная Ассоциация культурных журналистов: ребята считают, что пишут о культуре и значимых в ней событиях.

Среди них повторяющиеся из года в год официозные концерты, праздники в усадьбах Тютчева и писателей-поэтов рангом пониже. Ах, да, тот самый «молодежный» киноклуб в кинотеатре «Победа». Стоит ли говорить, что на нас совсем не обратили внимание официальные лица, в том числе чиновники от региональной культуры? Знаю точно, они в курсе. Но не обратили. Не их поля мы ягода. Слишком независимые, слишком непослушные, можем и чего-нибудь такого показать — откровенное неправильное или даже про «Единую Россию» и как на самом деле проходят выборы. 

В итоге без зрителей, без финансовой поддержки извне, без должного запаса новых кинокартин (безумно сложно каждый раз договариваться с режиссерами о новых показах, даже если они люди открытые и контактные) мы решили, что пока эту лавочку надо прикрыть. Мы не попрощались на последнем показе с публи кой, но и не стали обозначать, как долго продлятся наши каникулы. У меня нет никакой уверенности, что мы вернемся к киноклубу в сентябре. Или даже в декабре. Хотя в августе я могу снова все начать — такой уж я человек. 

Пока же мы остановились на формате онлайн-кинотеатра, в котором показываем то, что есть в открытом доступе: либо очень «длинные» (больше часа) картины, либо немного слабенькие, но все равно вызывающие общественный интерес, либо совсем уж дискуссионные, на грани — где много политики. Показывать картины «про политику» в офлайн-кинотеатре, скажу прямо, опасно и неразумно по нынешним временам. Именно поэтому, а также по причине отсутствия финансирования, я не решился на проведение в городе небольшого кинофестиваля на основе программы «Артдокфеста». Но не утверждаю, что этому никогда не бывать. Как и нашему киноклубу. Пусть пройдет время, а там посмотрим.

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 
comments powered byDisqus

возврат к списку

Поделиться с друзьями