Как хранить кино?

25.07.2017 События
Министерство культуры РФ планирует упростить процедуру выдачи прокатного удостоверения. Это коснется ряда технических моментов.
Как хранить кино?
Министерство культуры РФ планирует упростить процедуру выдачи прокатного удостоверения. Это коснется ряда технических моментов. Если поправку в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» примут, то кинокомпаниям после выхода фильма достаточно будет сдавать в Госфильмофонд или Госархив кинофотодокументов (РГАКФД), копию картины на цифровом носителе. Тогда как сегодня, для получения прокатного удостоверения требуется обязательный экземпляр на пленке. 

Как отмечают архивариусы, продюсерам и кинокомпаниям такое положение вещей на руку, поскольку большинство картин снимается на «цифру» и перевод в аналоговый формат является затратным процессом. Но архивариусы бьют тревогу. Принятие поправок в пользу цифры дорого обойдется государству и может нанести непоправимый урон сохранности кинематографического наследия. 

Впрочем, законодательная инициатива еще прорабатывается. 

Экземпляр фильма обязательно будет сдаваться в Госфильмофонд или Госархив, поясняют в Министерстве культуры, однако сделать это можно будет уже после выдачи прокатного удостоверения, конкретные сроки пока не определены. Формат сдачи копии тоже не предполагается указывать в законопроекте. Его позже утвердят приказом Минкульта, который, безусловно, будет разрабатываться с привлечением представителей архивного сообщества.

Недавно избранный вице-президентом Международной федерации киноархивов (FIAF) (старейшей международной федерации киноархивов, объединяющей более 70 стран мира), старший куратор Госфильмофонда России Петр Багров говорит, что сотрудники архивов не зря беспокоятся. Уже есть печальный опыт. По его словам, в 90-е годы была похожая ситуация.

 «Сохранность фильмов первой половины 1990-х годов у нас почти такая же плохая, как и немого кино. За этот период мы недополучили многие, даже уже ставшие классикой фильмы. Или получили, но в единственной позитивной копии, которую не можем выдавать — она портится после каждого просмотра. Всё это происходило потому, что продюсеры не были обязаны законом сдавать копии. И сегодня, когда это довольно затратный процесс, апеллировать к их сознательности довольно наивно. Когда появились видеокассеты, то многие, исключая грамотных кинематографистов, считали, что решение найдено. Фильмы компактные, не занимают десять роликов, одна кассета - будем хранить! Но сыпались они быстро, и очень скоро все поняли, что этими VHS пользоваться невозможно. Потом было DVD - поцарапаешь, все, он у тебя не работает. Сейчас те же проблемы с цифровым хранением. Огромные массивы хорошего качества, которые много весят, нужно копировать с одного жесткого диска на другой, и делать это регулярно, проверяя, чтобы ничего не потерялось. Потому что ты уронишь, грубо говоря, жесткий диск, там что-то собьется, и всё - у тебя кусок фильма утрачен. А если ты уронишь пленку, можешь погнуть перфорацию, но ты ее подклеишь, и ничего не случится. Да, все архивы мира сегодня получают цифру. И более того, цифру нужно хранить, если сам фильм создан только на цифре. Принцип архивиста - хранить все на оригинальном носителе: рукописи Пушкина в рукописях, негативы в негативах, а цифру в цифре. Технологии улучшаются постоянно, но нужно думать и о долговечности. Почему Госфильмофонд находится в столь привилегированном положении и почему у него такая высокая репутация в ФИАФ? Потому что с 48-го года, когда Госфильмофонд был создан, и по 91-й, мы действительно, за редкими исключениями, все игровое кино получали - даже запрещенные фильмы. Это огромная роскошь. Сейчас в мире все к этому потихоньку приходят. Важно ведь не просто сохранить что-то для галочки. Давно, постоянно и неоднократно проводятся расчеты жизни кинопленки. По прогнозам, при правильном хранении - это от пятисот до двух тысяч лет. Понятно, что мы этого еще не пробовали... Но то, что сто двадцать лет уже хранится, это точно. Негативы братьев Люмьер, созданные в 1895 году, в прекрасном состоянии. Другое дело, что если мы будем хранить пленку плохо, то она может погибнуть и через двадцать лет. Что касается цифры, то нет никакой гарантии даже на десятилетия, не то что на века. Крупнейшие голливудские компании, перейдя, было, одно время на чисто цифровую продукцию, сейчас потихоньку возвращаются к пленке. "Кодак" был на грани, практически банкротом, а сейчас они вышли из банкротства - к ним опять обращаются крупные голливудские фирмы, чтобы на пленке печатать и хранить материалы». 

В Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД), куда сдаются документальные фильмы, говорят, что по согласованию с Министерством культуры РГАКФД уже принимает кроме пленки цифровые форматы Веtа Digital, HD CAM и 2K, в которых может гарантировать сохранность информации. Но это требует от сотрудников беспрерывной проверки сохранности. 

«С конца 1980-х годов по начало 2000-х у нас настоящий провал в визуальной истории страны, -говорит директор архива Наталия Калантарова, при Горбачеве на телевидении прекратили использовать пленку. Стали снимать на видеокамеры, а так как кассет было ограниченное количество, их постоянно перезаписывали. Из-за этого у нас почти не сохранилось документальных съемок того времени. Так как в то время никто не обязан был сдавать нам материалы, у нас образовались белые пятна в хронике по 2000 год. Например, почти нет съемок Горбачева и Ельцина. Это видно по юбилейным передачам, где телевизионщики вынуждены использовать материал в очень плохом качестве».

В министерстве говорят, что обязательно будут учитывать «необходимость долгосрочного хранения копий фильмов», но дешевле и долговечнее пленки пока ничего не придумано. 

По словам Петра Багрова, существует много возможных вариантов облегчить эту ношу для продюсеров, но пока к диалогу ни один архивист приглашен не был. Кроме того, говорит специалист, в состав госсубсидии на производство фильма уже включены траты на перевод фильма с «цифры» на пленку. Государство может выделять на это и дополнительный бюджет архивам или продюсерам. 

Госфильмофонд уже обратился к главе думского комитета по культуре Станиславу Говорухину с просьбой проконтролировать ситуацию. В РГАКФД готовят обращение к руководству Росархива.

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями