Гильдия неигрового кино и телевидения выпустила практическое пособие для руководителей региональных киноклубов.
О том, как развивать киноклуб в своем городе, селе, что нужно учитывать при создании, какие ошибки чаще всего делают люди, которые берутся за это дело, где брать кинофильмы, как привлекать зрителя и вести дискуссии о фильме, - обо всем этом рассказывают в издании руководители киноклубов Москвы, Брянска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Саратова, Челябинска, Чебоксар, Перми, Нижнего Тагила, Иркутска, Ижевска, Красноярска, Новосибирска, Кирова.
Сегодня RGDoc завершает публикации глав из этого пособия.
Город: Тюмень.
Площадка: Тюменская областная научная библиотека имени Д.И. Менделеева, ул. Орджоникидзе, 59.
Руководитель: Лена Сорокина.
Формат: документальное кино+, бесплатные показы два раза в месяц с сентября по конец июня.
Связь: sorokina.elena@tonb.ru p.g.sorokin@gmail.com.
Сайт, социальные сети: https://vk.com/kinoklub.tgik https://vk.com/gauktonb http://www.tonb.ru.
Почему я делаю киноклуб?
Жила-была в одном небольшом сибирском городе девочка Лена. И было у нее двое родителей-филологов, а она у родителей одна. А еще у нее дома было много книг и журналов о кино и два телеканала — «Культура» и ОРТ. В детском саду она разыгрывала сцены из «Приключений Буратино». В школе изучала «Основы театра и кино» обязательным предметом, а в художественном вузе — историю кино, искусств и анимации. Были съемки короткого метра, мультфильмов, роликов, преподавание в детской академии кино… И не хватало только в этом списке, как вишенки на торте, киноклуба. Вот такая емкая история. Как вы поняли, Лена — это я. Думаю, у каждого читающего это пособие есть своя, но похожая история Лены…
Как я организовала свой клуб?
Есть в Тюмени международный фестиваль документального кино «КинЗА» при институте культуры (в котором, кстати, и училась Лена). Проходит он ежегодно в ноябре уже девять лет. Возглавляет его личность в городе известная всем киноманам — директор институтской библиотеки и руководитель старейшего в Тюмени киноклуба Наталья Соколова. Как можно предположить, сюжетные линии наших героинь пересеклись, и весьма плодотворно. Родился новый киноклуб на базе областной научной библиотеки по приглашению ее директора Ольги Адамович. Вот как это было. Лена: В фонде библиотеки не одна тысяча кинолент, я бы хотела знакомить наших читателей с этой коллекцией системно. Для этого нам необходимы изолированное помещение и специальная аппаратура. Не будем же мы собираться ночью после закрытия, чтобы не мешать читателям? Директор: Это не проблема, для таких мероприятий у нас обустроен конференц-зал на 100+ мест со всем оборудованием. Лена: В таком случае киноклуб — это действительно не проблема. Может, у вас есть пожелания к формату проведения, тематике? Директор: Главное, чтобы они были на уровне статуса научной библиотеки.
По какому принципу я формирую программу показов?
Формат «документальное кино+» изначально был своего рода импровизацией, а позже интересной и успешной формой.
Формула его простая:
- выбираем тему, приурочивая к какому-либо событию, дате, имени;
- отбираем из коллекции «КинЗЫ» документальные картины, при этом обговариваем условия показа с правообладателями и прокатчиками;
- ищем подходящий способ ведения дискуссии (ток-шоу, эмоциональное высказывание, искусствоведческие или исторические заметки); - добавляем любой медиаконтент по теме из фонда библиотеки (игровое кино, интервью, музыкальные зарисовки);
- приглашаем создателей, авторов, актеров, просто интересных гостей, которым есть что сказать по теме. Список зависит только от фантазии модератора и может быть бесконечным. И, как показала практика, чем объемнее и содержательнее формула, тем более она интересна зрителю.
Кто мои обычные зрители и сколько их в среднем?
Киноклуб «Молодость» закончил свой первый сезон 23 июня 2018 года. Его аудитория — это в основной массе читатели библиотеки и старожилы киноклуба института культуры. Как ни печально признавать этот факт, но молодые лица здесь редко увидишь. И проблема не в освещаемости мероприятия или его условной консервативности, а скорее просто в тенденции протестного поведения современной молодежи. Такие условия как раз являются благоприятными для развития формата «док+» как постоянного эксперимента. Отсюда и название «Молодость» — символ чего-то нового, свежего.
Как я сообщаю им о каждом новом событии?
Платный или бесплатный вход на просмотры? «Каждую вторую и четвертую субботы месяца, в 15.00, мы с друзьями ходим смотреть кино в библиотеку Менделеева…» — так анонсировались первые заседания в соцсетях. Вход бесплатный, так как библиотека все-таки бюджетное заведение. Пожалуй, дата, место и вход — это единственные принятые константы в нашей формуле. Киноклуб всегда стоит в штатном расписании библиотеки и, конечно же, освещается во всех библиотечных соцсетях и на региональных и всероссийских порталах культуры.
Какая поддержка нужна от властей, от зрителей, от киносообщества?
Проделывая огромную подготовительную работу, очень грустно видеть нисколько не прирастающую, особенно молодежью, аудиторию. Понимаешь, что должны быть заинтересованы не только мы, модераторы и организаторы мероприятия, режиссеры фильмов и их продюсеры, но и правительство, культурное и научное сообщества, преподаватели и учителя, студенты и их родители.
Как я вижу будущее своего киноклуба?
Имея библиотечную «прописку», было бы глупо не воспользоваться контекстом места проведения, его возможностями, плюсами и даже минусами. Я планирую проведение тематических медиауроков для школьников и студентов. Встречи с киношниками, художниками и писателями. Мы учим, затем нас учат. Чем больше переменных, тем интереснее и непредсказуемее результат.