Киноклуб в известном кафе

21.09.2018 Новости индустрии
RGDoc продолжает публикацию глав из пособия о развитии киноклубного движения.
Киноклуб в известном кафе
Гильдия неигрового кино и телевидения выпустила практическое пособие для руководителей региональных киноклубов. 

 О том, как развивать киноклуб в своем городе, селе, что нужно учитывать при создании, какие ошибки чаще всего делают люди, которые берутся за это дело, где брать кинофильмы, как привлекать зрителя и вести дискуссии о фильме, - обо всем этом рассказывают в издании руководители киноклубов Москвы, Брянска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Саратова, Челябинска, Чебоксар, Перми, Нижнего Тагила, Иркутска, Ижевска, Красноярска, Новосибирска, Кирова. 

Два раза в неделю RGDoc публикует главы из этого пособия. 

Киноклуб: «FILMDOCRU» Город: Москва. Площадка: арт-кафе «Март», ул. Петровка, 25, стр. 1. Руководитель: Дмитрий Завильгельский. Формат: документальное кино, бесплатные показы раз в неделю по понедельникам. Связь с руководителем киноклуба: dimaze@mail.ru Сайт, социальные сети: http://filmdoc.ru/ https://www.facebook.com/groups/233900690041793/about/ https://vk.com/filmdocru 

Почему я делаю киноклуб? 

Я сделал этот киноклуб для того, чтобы люди моего круга, нашего профессионального сообщества документалистов, могли прийти и показать свое кино, сделать премьеры. Вот и все. Все очень просто. Все режиссеры, фильмы которых я показываю, — это цвет нашего сообщества неигрового кино, профессионально занимающихся этим делом. 

Как я организовал свой клуб? 

Мой киноклуб действует в известном московском кафе «Март», что на улице Петровка, самый центр Москвы. Кафе принадлежит семье Мити Борисова. Он и его брат и сестры — известные рестораторы и меценаты. Нас познакомили общие друзья, я предложил сделать клуб, им идея понравилась. Мне предложили делать это в кафе «Март», поскольку планировка помещения очень подходит для проведения клубных показов. 

Эти показы — имиджевая вещь. Со временем клуб завоевал популярность, став одной из новых культурных точек на карте Моск вы. Если мне не изменяет память, 12 марта 2012 года мы начали там показывать кино. Это абсолютно бесплатное, некоммерческое предприятие. И кафе «Март» с этого ничего не имеет. Это благотворительный проект. 

Кафе-киноклуб вообще в убыток. Администрация купила дорогостоящий проектор и берет на себя техническое обеспечение всего процесса. Показы происходят в одном из залов кафе в понедельник вечером. Администрация кафе мне выделила понедельник, так как в другие дни другая программа. Меня понедельник устраивает. Рабочий день, спокойный. В пятницу вечером — плохое время для киноклуба документального кино. Конечно, это не кинотеатральный показ. 

Мы берем другим — живым общением с авторами. Люмь ер тоже начинал свои показы не в кинотеатре. Во времена «Прибытия поезда» не было ни кинотеатров, ни такого понятия. Он показывал в кафе. Мы, как Люмьер. 

Где я беру фильмы для киноклуба? 

Я сам член Гильдии неигрового кино и ТВ. Говорю своим коллегам по цеху (в Фейсбуке есть закрытая группа для членов гильдии, там-то я и кидаю клич): «Ребята, кто хочет показать кино?» Кто ко мне сам обратился, я иду навстречу. Составляю расписание, ставлю в очередь тех, кто не успевает, иногда все забито на несколько недель и месяцев вперед. 

Кто мои обычные зрители и сколько их в среднем? 

Народ приходит разный в разное время по-разному. В зависимости от режиссера, от погоды, от времени года и прочего. Я должен сказать, что документальное кино — это не массовое зрелище. Оно требует зрителя уже подготовленного. 

У меня был такой случай. Меня познакомили с одним очень богатым человеком, который что-то хотел сделать по поводу документального кино. У него были какие-то продюсерские амбиции, даже фильм один сделал. Пришел я к нему в его огромный кабинет. Он говорит: «О, документальное кино!..» Даже был готов дать денег на мой канал. 

Я открыл свой сайт и показал, как это выглядит. Включил ему первый попавшийся фильм. Это был фильм Евгения Соломина «Глубинка 35x45», в ту пору завоевавший множество призов на российских и зарубежных фестивалях. Про деревенского фотографа, который на паспорт фотографирует. Хороший фильм. 

Миллионер был в шоке. Я не знаю, что он подразумевал под документальным кино. Я ему показал классическое документальное кино. Идут коровы по дороге… Такой поэтический кадр. Идут несколько минут. Он посмотрел. И мы больше никогда не виделись. 

На документальное кино человек «с улицы», может, и пойдет, врубится в него и потом полюбит, но не все готовы на это. Люди приходят, кто-то разворачивается, уходит, кто не понимает. Документальное кино смотрят люди, которые его любят. Один наш коллега, тоже документалист, пытался показывать док где-то на Теплом Стане. Там с района бабушки приходили. Но это все прекратило свое существование, потому что люди, смотря документальное кино, не понимали, куда они пришли. 

Поначалу было сто человек, потом десять, потом один… Хотя есть, конечно, фильмы, которые сразу понятны всем. И это не телевизионные передачи, это правда хорошее кино. Люди, в общем-то, хотят быть умными. Это в тренде, это модно. И это на нас работает. 

Что людям интересно в моем киноклубе? 

Спасибо большое нашему телевидению: люди уже устали от вранья и тянутся к настоящему. И наша задача — выращивать зрителя и прививать ему любовь, понимание к документальному кино. У нас это происходит каждый показ. Зал в кафе «Март» небольшой, но он при желании вмещает достаточно много людей. 

Помню, мы одними из первых в Москве показали фильм «Зима, уходи». Уместили столько народу, что даже не знаю, как все смогли поместиться. Но поместились друг у друга «на голове». 

Иногда дискуссия, которая может развернуться вокруг фильма, ее градус — и есть та основная причина, почему люди отложили свои дела и пришли. Поэтому так обязательно присутствие автора на показе. Главное то, что автор потом отвечает. Режиссер или продюсер — кто-то должен быть обязательно. Поскольку документальное кино — это авторское кино, и в нем режиссер зачастую и автор, и продюсер. 

И мы, документалисты, конечно, очень страдаем от отсутствия контакта со зрителями. А сейчас наше документальное кино, российское, оно очень сильное. Оно намного сильнее, чем игровое кино. 

Как я сообщаю им о каждом новом событии (кинопоказе)? 

Это, во-первых, Facebook. Потом киношная тусовка. Афиши я размещаю в Доме кино, во ВГИКе, на Высших режиссерских курсах. У меня есть свой сайт. Изначально я его делал когда-то давно как виртуальный кинотеатр документального кино, где выкладывал фильмы. Сейчас я его больше заточил под киноклуб, размещаю там анонсы. 

В принципе своя аудитория у этого сайта есть. Какие-то самые интересные встречи я записываю и выкладываю в Youtube. 

Какая поддержка нужна от властей, от зрителей, от киносообщества?

Главное — просто не мешать. Мой клуб не является официальной структурой. Это личная инициатива в частном заведении. Ничем не отличается от того, если бы мы устраивали просмотры у кого-нибудь на кухне… 

Единственное, что двери этого дома открыты для всех желающих посмотреть документальное кино. Ни в каких программах клуб не участвует и не преследует амбиции стать дискуссионной площадкой. Здесь собираются друзья пообщаться, показать свое кино, обсудить его, потом, если позволяет время и средства, посидеть в домашней обстановке кафе выпить кофе или вина, вместе поужинать и пообщаться.

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями