Никита Тихонов-Рау: «Если режиссер говорит, что его не интересуют деньги, то его не интересует зритель»

20.01.2014
В нынешнем году Гильдия неигрового кино продемонстирировала стремление к переменам и обновлениям, взяв за образец европейские модели работы. Молодежный центр СК решил ознакомить всех с первыми шагами организации документалистов, обратившись к одному из членов руководства - молодому режиссеру Никите Тихонову-Рау.
Никита Тихонов-Рау: «Если режиссер говорит, что его не интересуют деньги, то его не интересует зритель»
- Никита, ты являешься вице-президентом Гильдии неигрового кино. В Гильдии недавно
началась работа по дистрибуции фильмов. Что является программой-максимум и что – программой-минимум? Каких результатов планируется достигнуть?

Н.Т.-Р.: Мы начинали эту работу с того, что пытались понять, что является сейчас основными 

проблемами тех людей, которые в России снимают документальное кино. Мы провели очень большой онлайн-опрос на сайте Гильдии и выяснили, что большинство продюсеров и режиссеров сталкиваются с тем, что их документальные фильмы фактически негде показывать. То есть эта проблема - проблема дистрибуции, доведения готовых фильмов до конечного зрителя, - была основной. Потом встал вопрос, а как решать эту проблему? Собственно говоря, какие каналы дистрибуции мы можем подключить помимо традиционных, таких как телевидение, которому по факту, в России авторское документальное кино не очень нужно.

Мы поняли, что нужно двигаться по нескольким направлениям. Во-первых, развивать киноклубную сеть, и мы за прошедший 2013 год создали базу данных более чем по 130 киноклубам по всей России, которые на регулярной основе показывают неигровое документальное кино. Это колоссальная цифра, и ни одна другая страна в мире не может похвастаться таким количеством площадок, регулярно показывающих неигровое кино. Это говорит о том, что в России колоссальный интерес к этой теме. Потом мы решили инициировать ряд новых проектов на федеральных и региональных телеканалах, и у нас есть уже достаточно успешный опыт совместных линеек, фильмов членов гильдии, запущенных например на ОТР. Также мы находимся в процессе переговоров о запуске нового документального ток-шоу на телеканале «Комсомольская правда» и др. И еще планируем активизировать наше сотрудничество с телеканалом 24 DOC.

Помимо киноклубного и телевизионного показа мы будем развивать работу по всем другим направлениям: образовательные показы в учебных заведениях, музеях, сотрудничать с VOD-серсисами в Интернете.

Вся эта работа требует системности, и сейчас нами разрабатывается система личных кабинетов для членов Гильдии, через которые вся информация об уже готовых фильмах и фильмах на стадии in progress будет собираться, систематизироваться и раздаваться всем участникам индустрии (российские и зарубежные фестивали, иностранные закупщики, киноклубы, образовательные учреждения и тд). Кстати сейчас на сайте Гильдии есть онлайн-анкета, которую заполняют документалисты, желающие распространить свое кино, и их фильмы будут включены в программу дистрибуции. Что значит программа дистрибуции? Это значит, что если правообладатель подписывает с Гильдией договор о дистрибуции, мы начинаем заниматься судьбой этого фильма как коммерчески, так и некоммерчески.

Гильдия является некоммерческой организацией и наши цели - это цели индустриальные, мы развиваем рынок, мы хотим выстроить механизмы, по которым всем участникам этого рынка будет хорошо. И конечно же – дистрибуция, это те сосуды, по которым потечет дальше кровь, - она в виде фильмов будет течь. Без этой вот кровеносной системы, не может быть эффективного рынка. 2013 год был для нас годом, когда мы огляделись вокруг и поняли, в каком пространстве существуем. 2014 год станет для нас годом активного развития, мы планируем системную работу с киноклубами, мы планируем создавать на их базе национальную киноклубную сеть. Надеемся на помощь Министерства культуры в этом вопросе. Что касается дистрибуционного пакета фильмов - мы хотим каждый месяц наращивать пакет дистрибуции примерно на 10 фильмов и планируем, что к концу 2014 года у нас будет порядка 120 фильмов. Может быть, меньше, может, больше, но это - цель. На данном этапе мы работаем как российский дистрибютер, для нас важно стать удобным "супермаркетом”, в который любой телеканал и любой киноклуб смогут обратиться и ему будет удобно воспользоваться нашим сервисом. Он получит легальный, очищенный контент, - либо на коммерческой, либо на некоммерческой основе. Вот как выглядит эта работа по дистрибуции.

У нас также есть планы по активной работе в интернете с VOD-площадками, поскольку сейчас основной потребитель находится в интернете. Мы не будем строить собственные платформы, а будем сотрудничать с уже существующими компаниями.

Также в планах стоит совместная разработка проекта с Министерством образования и Министерством культуры по включению документальных фильмов, созданных при поддержке Министерства Культуры РФ для показа в школах. Действительно, такие фильмы, которые выстраивают мировоззрение и помогают молодым людям сориентироваться в реалиях современного мира, очень полезны. Какое другое искусство, кроме документального кино способно делать это более эффективно?



- Ориентируетесь ли вы на какие-либо западные образцы в этом вопросе? Кто является консультантом или вы проходите эту школу с нуля?

Н.Т.-Р.: Нет, конечно, не с нуля, - конечно же, мы провели очень большую работу, чтобы не изобретать велосипед. В мире уже есть модели, схемы, которые являются эффективными, и мы видим свою задачу в том, чтобы их талантливо скопировать и привнести что-то новое. Мы опираемся на опыт развитых европейских стран с развитой кинематографией.

Мы провели ряд консультаций с датчанами, с чехами, с голландцами, с немцами, с поляками. У них очень сильное документальное кино, причем не только в творческом смысле. Все кого я перечислил, имеют развитую национальную индустрию, в которой крутятся миллионы именно в сфере производства авторской документалистики. Так например датчане вообще – создатели ведущей европейской индустриальной организации EDN - European Documentary Network, членом которой кстати является и Гильдия Неигрового Кино и ТВ.

Если говорить о консультантах, то мы в 2013 году активно работали по продвижению российской документалистики совместно с Министерством культуры и у нас была возможность встретиться с ведущими европейскими дистрибьюторами. У нас проходили встречи, формальные и неформальные, и мы сильно насытились информацией о том, как это лучше всего делать.



- Только что завершилась конференция 
INPUT. Документалисты питчинговали свои проекты. Ты в их числе (да и я, впрочем, тоже). Расскажи, у тебя выстроились продуктивные переговоры с европейцами? Или, по сути, все наши отечественные питчинги – это просто смотры и слушания проектов?

Н.Т.-Р.: Знаешь, питчингам в России не так много лет. Сейчас есть такая мода на питчинги, но,конечно же, я хочу сказать, что питчинг - это не просто модное слово. Это рыночный инструмент отбора проектов, представляющих интерес для инвесторов. И в этом смысле те питчинги, даже в рамках INPUT, которые были проведены, это уже не первый блин комом. Это уже реальная работа площадки, на которой иностранные коллеги проявляли интерес. Например, мой проект, который я сейчас делаю вместе с Ольгой Арлаускас, моим со-продюсером, со-режиссером, и супругой, - это проект, который посвящен достаточно острой социальной теме. И возможность сделать такой проект для России, но при этом с успешным прокатом на западных площадках, - это как раз то, чего сейчас не хватает российскому кино. В этом смысле я как режиссер и продюсер был полностью удовлетворен, потому что у меня состоялись очень продуктивные переговоры с кампанией AutLook Distribution, которые, надеюсь в следующем году завершатся подписанием договора.

Для меня это будет первый опыт международного сотрудничества, как у продакшн-кампании, и я очень рассчитываю, что мой и ряд других проектов станут первопроходными для новой генерации российских документалистов, В Европе должны увидеть, что мы можем быть не только творцами, но и эффективными менеджерами, с которыми можно делать бизнес.



- Сложно ли выйти на западный рынок российскому дебютанту с документальной картиной? Что «идет» лучше – готовый проект или проект, уже снятый, но еще не смонтированный?

Н.Т.-Р.: Думаю, что если говорить о дебютантах, то центральный вопрос даже не о таланте личности, потому что талантливых людей много, а в том, что у нас отсутствуют индустриальные механизмы. Главный вопрос – куда идти. В этом смысле и Гильдия Неигрового Кино и ТВ и Союз кинематографистов прикладывают большие усилия, чтобы выстроить рыночные механизм. Если говорить о степени готовности проектов, на всех фазах производства можно эффективно выводить свой проект на международный уровень, потому что в Европе выстроен механизм так, что на каждом этапе производства можно найти партнера. Нужно просто системно посещать европейские площадки питчингов, искать партнеров, быть агрессивным в хорошем смысле слова, и тогда удача улыбнется сильнейшему.



- Кто самый «покупаемый» из российских документалистов в Европе?

Н.Т.-Р.: Мы все знаем, что есть пять российских брендов. Это Дворцевой, Косаковский, Мирошниченко, Разбежкина, Манский. Безусловно наши старшие коллеги уже состоялись в профессии, создали огромное количество потрясающих фильмов и по заслугам занимают эти позиции, но сейчас в России формируется новая волна документалистики и молодые режиссеры не должны просто с придыханием произносить эти имена и ничего не делать, они должны двигаться вперед и искать свой путь.



- В какие темы готовы вкладываться европейские баеры?

Н.Т.-Р.: Я думаю, главное, чего они хотят, - универсальности тем. Если российский режиссер выбирает тему для своего будущего фильма, и хочет, чтобы она была востребована, то, прежде всего, надо говорить об универсальных человеческих ценностях. Через историю героя мы должны выходить на какую-то универсальность – то, что вне времени и привязки к конкретному народу или территории. В любой точке мира есть любовь, милосердие, жестокость, борьба за власть, диктат денег, предательство, смерть. Другое дело, что эти темы требуют обязательного раскрытия через героя, через его уникальную судьбу. Ну и еще очень важно, чтобы это не опиралось на культурные традиции исключительно нашей страны. Мой главный совет - сердце автора должно биться от выбранной им темы очень сильно, глаз должен нездорово гореть, и если человек делает это страстно, то деньги находятся.

Что касается конкретных тем, то во-первых, это социальная тематика, связанная со свободой личности, с правами человека, инвалидной тематикой, всего того, что является актуальной публицистикой. В том смысле, что это вещи, к которым есть мировой интерес. Игры в Сочи, или, например, чемпионат по футболу? - думайте наперед. Думайте таким образом, чтобы, приложив определенные производственные усилия, тема не потеряла актуальность, думайте на год – два вперед. Рассчитывайте свой забег. И лучше заявлять о себе не с готовым фильмом, а на последних стадиях развития проекта, когда есть черновой монтаж. Я считаю, что черновой монтаж - идеальная точка входа европейских компаний



- Весьма ценный комментарий. А готовы ли, на твой взгляд, к участию в рынке наши кинематографисты?

Н.Т.-Р.: Это вообще проблема российского менталитета, нам всегда кажется, что либо искусство, либо рынок. В этом смысле мы преодолеваем огромное внутреннее сопротивление сообщества неигровиков, связанное с двоичной логикой. Руководство Гильдии не считает, что это так. Нет тут никакого противоречия и проблемы. Нужно делать то, что ты чувствуешь. И делать это на основе рыночных механизмов, потому что рынок- это деньги, а деньги- это интерес зрителя, и не бывает проектов, вызывающих интерес зрителей, и не приносящих деньги. Это взаимосвязанные вещи. Если режиссер говорит, что его не интересуют деньги, то его не интересует зритель.



- Каков твой личный опыт в продвижении фильма? Нужно ли заниматься этим делом специалистам или такая работа доступна самому автору ?

Н.Т.-Р.: Сейчас мы уникальны. Успешные документалисты – сами себе режиссеры, продюсеры, сценаристы, операторы, маркетологи, дизайнеры и дистрибьюторы. Но так будет не всегда – мы придем к тому, что научимся разделять сферы деятельности на проектах, формировать сильные команды единомышленников. Я считаю, что на данном этапе в России лучше становиться частью профессиональных индустриальных организаций. Таких например, как Гильдия неигрового кино и ТВ. Нужно активней подключаться к этой розетке, потому что самостоятельно невозможно разбираться во всем этом объеме информации. Вы набьете себе кучу шишек и потеряете много времени, в этом нет смысла. Намного проще ведь пойти и получить эту информацию на блюдечке. За вас эту информацию уже собрали люди, работающие в этой сфере. Приходите, вступайте в члены нашей организации. Например, членство в нашей Гильдии ежегодно составляет тысячу рублей - это то же, что с девушкой посидеть в кафе и выпить кофе. Поэтому милости просим. Мы готовы помогать и сотрудничать. Двигать ваши проекты вперед. Но - категорически против иждивенчества. Мы ничего не обещаем дать. Все, что Вам нужно, придется взять самим.



- Каковы, на твой взгляд, прогнозы в деле первой «соборной» дистрибуции российской документалистики?

Н.Т.-Р.: Я думаю, пока рано делать прогнозы, потому что мы только встали на этот путь, и сейчас держим руку на пульсе этой ситуации. Документального рынка как такового в России сейчас нет, и наша задача – его выстроить. А прогнозы - дело неблагодарное.


Беседовала Дарья Хренова


Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями