Ничего лишнего: Гид по российским фильмам "Послания к человеку"

07.09.2018 Новости фестивалей
Документальные картины из России в международном и национальном конкурсе и во внеконкурсных программах.
Ничего лишнего: Гид по российским фильмам  "Послания к человеку"

С 15 по 22 сентября в Санкт-Петербурге пройдет XXVIII фестиваль «Послание к человеку», на котором будет показано большое количество разнообразных картин, в том числе и российских. За неделю до открытия Екатерина Визгалова рассказывает об отечественных неигровых лентах, представленных в программах этого старейшего смотра.  

Международный конкурс

В большом конкурсе будет показан всего один полнометражный документальный фильм из России – «Белая мама» режиссеров Зоси Родкевич, известной по работам на проектах «Срок», «Зима, уходи» и фильму «Мой друг Борис Немцов», и дебютантки Евгении Останиной. Их психологически неудобная, даже невыносимая картина рассказывает про усыновление трудного ребенка женщиной, уже имеющий шестерых детей. Причем, чернокожих. Пятерых она родила от первого мужа-эфиопа, одного усыновила, а теперь, будучи в новом браке, хочет взять из детского дома еще одного мальчика, уже беленького. Родные дети противятся этому решению, но белый ребенок оказывается в семье. И тут начинается ад, потому что у мальчика совершенно сломана психика. Он грозится всех убить и зарезать, ведет себя просто страшно. Мать и отец бьются за то, чтобы ребенок прижился. Дети, милые воспитанные мулаты, вежливые, красивые, играющие на фортепиано, просят сдать этого звереныша обратно.

Фильм снят просто, даже неряшливо, как всегда бывает, если съемки ведутся с очень близкого расстояния, без дистанцирования от героев, а часть сцен – вообще хоум-видео. Следует знать и то, что просмотр может быть крайне тяжел для людей со слабой психикой, не выносящих криков. Но от этого эффекта «Белая мама» как произведение только выигрывает. Сильная работа, а тем, кто подумывает взять приемного ребенка, к просмотру вообще обязательная.

WHITE MAMA (1).jpg

В короткометражном конкурсе также одна отечестве

нная лента – шестиминутка «Резкий и мягкий» Насти Коркия, выпускницы МШНК (мастерская Бакурадзе и Хомерики). Настя второй год участвует в конкурсе «Послания к человеку». Прошлогодний ее фильм «Все забыть», снятый в рамках мастер-класса у Вернера Херцога, впервые был показан в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, а затем прокатился по фестивалям всего мира. Ее новая работа рассказывает, как художественный фонд превращает бывшую главную электростанцию Москвы ГЭС-2 в новую культурную площадку столицы. Сейчас режиссер работает над полнометражной картиной на эту тему.

В конкурсе экспериментальных фильмов In Silico - две работы из России, одна из которых -  «Лестничный танец пластиковой бутылки» Михаила Басова  - симпатичный во всех отношениях видеоарт, сюжет которого описан в названии композиции. Второй, «Гимны Московии», неожиданно средствами кино открывает новые измерения и смыслы. Это 14-минутка, в которой художник Дмитрий Венков снимает архитектурные стили Москвы камерой, перевернутой на 180 градусов. С такого ракурса Москва с ее сталинским ампиром, советским модернизмом и современной архитектурой превращается в небесный замок Лапута, а проезд по улицам пустого города становится космической одиссеей под соответствующую, понятно, музыку.

 Hymns of Muscovy.jpg


Национальный конкурс

В национальном конкурсе - 13 работ, сгруппированных в шесть сеансов. Куратор Евгения Марченко отмечает, что в этом году много фильмов относится к категории малых нарративов. Мы тоже отметим преобладание кино поэтического, атмосферного, художественно выверенного, с героями «северными», то есть немногословными, задумчивыми, и остро ощущающими зависимость от окружающего мира. Кстати, те же тенденции можно уловить и в остальной программе «Послания к человеку» - в международной секции также существует ставка на эстетику, размышления о жизни и смерти, созерцательность и бессобытийность. А отдельная секция представляет кино всех северных стран – Швеции, Финляндии, Дании, Исландии, Норвегии.

Одна из картин национального конкурса так и называется – «Северяне». Это трехчастное эссе режиссера Илья Поволоцкого о жителях Кольского полуострова. Летчик, капитан буксира и вальщик леса, как и большинство живущих на Севере маленьких людей, когда-то приехали сюда работать, и, хотя не планировали задержаться надолго, остались здесь навсегда.

Severyane.jpg

 К работам, размышляющих о маленьком человеке в большом городе можно отнести и «Песни для Кита» - фильм Руслана Федотова  («Саламанка») , который принимал участие в конкурсных программах фестиваля IDFA в Амстердаме и на «Артдокфесте». Федотов учился в МШНК, но эта картина, сделанная им в одиночку, тяготеет по духу к стилистике разбежкинцев: границы между камерой и героиней - бездомной маленькой неунывающей женщиной - просто не существует.

Действие нового фильма Алины Рудницкой («Кровь») и ее соавтора Сергея Винокурова «Фатеич и море» разворачивается на другом конце страны – на дальневосточном необитаемом острове Рикорда в заливе Петра Великого. Это также фильм о маленьком человеке, жизнь которого остро зависит от окружающего мира. Главный герой - Фатеич - вместе с семьей ухаживает за собственной подводной фермой, добывает морские деликатесы, но ужасно страдает от набегов браконьеров. «Чтоб вы все утонули», - часто повторяет он, глядя на то, как очередные пираты грабят его владения. Но когда один из ловцов действительно тонет, морской фермер первый надевает акваланг, чтобы найти пропавшего беднягу.

Fateich i More.jpeg

Неунывающий герой-одиночка – монархист из фильма Татьяны Соболевой «Дядя Саша или Полет над Россией» - живет в Ивановской области в «мертвой деревне», отрезанной от цивилизации водой со всех сторон. Ежегодно уже 30 лет он строит мост на тот берег, и ежегодно его труды разбивают паводки и ледоколы. А еще дядя Саша мечтает о возрождении России и с удовольствием рассуждает на камеру обо всем на свете и поет песни.

Похожий целеустремленностью герой – у Дениса Клеблеева в картине «Король Лир». Автор «Странных частиц» сделал героем пожилого актера, одержимого идеей сыграть Короля Лира. Его жизненные обстоятельства поразительным образом рифмуются с шекспировским сюжетом, и сам он, осознавая это, постепенно превращается в любимого персонажа. Клеблеев в очередной раз доказывает, что он - не только первоклассный оператор, в работе которого нет «грязи», но еще и очень внимательный наблюдатель, способный подойти к герою с камерой очень близко и максимально раскрыть его внутренний мир.

King_Lear_2.jpg

А вот в черно-белой эстетически совершенной ленте «Отшельник» выпускника МШНК Артема Москвалева представлен совсем другой тип одиночества – молчаливый. Старик уже двадцать лет живет в глухом лесу, в нескольких километрах от ближайшей деревни. Ему нравится такой способ существования: лес для него - не просто адрес и место проживания, но и незаменимый источник жизненной силы и умиротворения.

Журналистка, фотограф и прошлогодняя выпускница школы Марины Разбежкиной  Наталия Харламова в своей дебютной картине «Стоянка на дороге ветра», снятой в Туве и на тувинском языке,  акцентирует внимание на женщине, которая после смерти отца  поселяется на его чабанской стоянке.  Мы наблюдаем, как в повседневности, разговорах и исполнении ритуалов героиня проживает первую в своей жизни серьезную утрату.

Stoyanka-na-doroge-vetra (1).jpg

«Волк и семеро козлят» - еще один фильм про ежедневные ритуалы. Пронзительная и тонкая работа студентов МШНК (мастерская Артура Аристакисяна) Елены Гуткиной и Генриха Игнатова. Их герои – двое мужчин – отец и его сын с ментальными особенностями развития. Их зарегулированная жизнь складывается из рутины повседневного общения, построенной вокруг придуманных ими ритуалов.

Нежная поэтическая зарисовка «Холера» Светланы Черниковой, автора фильма «Юра», похожа на кружевную притчу о рыбаке, который бежит от повседневности на безлюдный берег Онеги, чтобы встретиться с призраком любимой жены.

И еще одно кино-стихотворение – «Новая Москва» Тамары Дондурей, – как и «Северяне», является небольшой трехчастной картиной о городе и его жителях. Герои вспоминают прошлое, ностальгируют по временам молодости, стремятся в нее вернуться или хотя бы прикоснуться к ней. Три параллельных сюжета: две пожилые москвички, встречающиеся в кафе, пожилая семейная пара читает стихи в интерьере простой квартиры, и самый обычный таксист - скучный, хмурый, жалующийся. Картина получила две награды на фестивале «Кинотавр».

 Novaya Moskva.jpg

Отдельно отмечу три моих личных фаворита национального конкурса.

«Ничего личного» - дебют свежеиспеченного выпускника МШК (курс Попогребского и Клеблеева) Евгения Милых, человека с разнообразным жизненным опытом, в том числе актерской карьерой, – рассказывает про двух мужчин со специфическими профессиями. Один из них экспроприирует у должников банка квартиры и дома, другой помогает это осуществлять технически – он специалист по вскрытию дверных замков. Мы наблюдаем за странной работой двух людей, и постепенно понимаем, что они сами думают о себе и мире. Прекрасный пример кино, в котором не выпячивается социальный комментарий, не проговаривается вслух мораль, а смыслы бьют фонтаном из простенькой формы. Премьера картины состоялась на фестивале "Рудник" всего лишь месяц назад.

Nichego lichnogo.jpg

Фильмы о пустынных городах – частая тема в документалистике. На эту тему существуют документальные триллеры, драмы и даже космооперы. Выпускница школы Разбежкиной Наташи Касьяновой сняла об этом лирическую комедию «Признаки жизни». Она рассказывает о жителях наукограда Иннополиса, - города-утопии под Казанью. «Мама, а где все люди», - спрашивает ребенок в автобусе. А люди преимущественно в чатах или ведут тихую интеллектуальную деятельность. Город выглядит как мертвый, необжитой, но тем не менее сюда стремятся молодые айтишники, они занимаются здесь вопросами искусственного интеллекта, технологиями и робототехникой. Правда, они сами не совсем понимают, нравится им здесь или нет.

Priznaki zhizni.jpg

И, наконец, самый любопытный фильм российской программы - «За Русь за Веру» - начинается как множество современных картин про военно-патриотические детские лагеря: с муштрой, дисциплиной и игрой в витязей. Пока в какой-то момент дети не начинают говорить друг с другом по-французски, открывая страшную истину – этот суворовский лагерь расположен во Франции, приезжают в него дети русских эмигрантов и потомки детей русских эмигратов всех волн, которые хотят худо-бедно помочь сохранить в семьях язык и традиции. Никто из героев в России не бывал, и им очень интересно, что думают про них русские. Режиссер фильма Алексей Зеленский тоже проживает во Франции.

 za Rus za Veru (1).jpg

 

Внеконкурсная программа

* Во внеконкурсной программе российский док широко представлен в спецпоказах, каждый из которых станет маленьким событием и пройдет в присутствии автора и его гостей. 

 «Оскар», режиссеры Александр Смолянский, Евгений Цымбал.

«Небесный тапер» ( Heavenly Jester ), режиссер Сергей Ландо.

«Литвяков к человеку» ( Litvyakov to man ), режиссер Роман Померанцев.

«Мимолетности. Гайворонский», режиссер Владимир Непевный.

«Into_нация большой Одессы», режиссер Александр Бруньковский.

«ВоваНина», режиссер Наталия Назарова.

 * В рамках вечера памяти Даниила Дондурея члены семьи и друзья представят незаконченный фильм дочери Даниила Борисовича Тамары с редкими кадрами из жизни кинокритика.

 * Ретроспектива Михаила Литвякова и Ирины Калининой – создателей «Послания к человеку» - включает 20 картин.

 * В программе к 100-летию старейшей киношколы СПБГИКИТ – студенческие работы последних 5-ти лет, как игровые, так и документальные.  В блоке документальных фильмов – социальные драмы («Тема», реж. Илья Михеев, «Мотавр», реж. Кристина Газарян, «Убитое детство», реж. Максим Мирошниченко и др.) и поэтично-лирические картины («Озеро», реж. Дарья Блохина, «Разговор», реж. Анастасия Новицкая и др.).Выделяется на этом фоне музыкальная лента «Рок-н-ролльщик» Влада Ковалёва, где зрители увидят не только историю одного героя, но и целую эпоху музыкального андеграунда 80-х годов прошлого века. Фильм «Олимпийская трасса» Романа Дунешенко отличный пример вдохновляющего рассказа о молодом дебютанте сочинской Олимпиады.

Расписание показов

Екатерина Визгалова 

Фото: Пресс-служба "Послания к человеку"


Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 
comments powered byDisqus

возврат к списку

Поделиться с друзьями