Программа «20/15». Просмотры и дискуссии.

22.12.2017 Новости индустрии
Третий год подряд Гильдия неигрового кино и телевидения в сотрудничестве с Союзом кинематографистов России показывает двадцать лучших неигровых картин в различных киноклубах страны. И год от года список этих клубов растет.
Программа «20/15».  Просмотры и дискуссии.
Третий год подряд Гильдия неигрового кино и телевидения в сотрудничестве с Союзом кинематографистов России показывает двадцать лучших документальных картин в различных киноклубах страны. И год от года список этих клубов растет. 

Проекты «Программа 20/13», «20/14», и нынешний «20/15» при поддержке Министерства культуры РФ носят популяризаторский характер. Они позволяют увидеть зрителю документальные фильмы, которые не идут по телевизору и которые не покупают кинотеатры. По мнению многих кураторов киноклубов, получается некий замкнутый круг. Прокатчику невыгодно показывать такое кино, потому что зритель не пойдет, а зритель не пойдет, потому что в его сознании «документальное» почти равно «скучному». Размокнуть этот круг и призвана программа из двадцати лучших фильмов. 
Все показы 20 документальных лент проходят при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, поэтому увидеть эти фильмы можно совершенно бесплатно. Дальнейшее обсуждение картин зрителями с кураторами киноклубов, также является одной из ключевых составляющих проекта. Нередко на такие дискуссии приезжают авторы. И беседы порой получаются весьма жаркими. И вот здесь почти всегда мнение зрителей о документалистике в корне меняется. 

 Оказывается, что это кино про всех и про каждого, про то, как с бешеной скоростью уходит жизнь, про нежелание выбирать, про преодоления и победы, про бытие, которое, как ни крути, определяет сознание. 

В нескольких городах показы еще продолжаются, где-то уже закончились. Документальное кино идет как на тех площадках, что уже были задействованы в предыдущие годы, так и на совершенно новых. 

Фильмы программы идут в Москве, Ярославле, Смоленске, Санкт-Петербурге, Северодвинске, Петрозаводске, Чебоксарах, Ижевске, Нижнем Тагиле, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Туруханске, Заозерном … 
В крупных регионах их показывают на двух-трех площадках. 

Естественно, ключевую роль на всех просмотрах играют кураторы киноклубов. Они, по сути, учат смотреть документальное кино, наталкивают на мысли, акцентируют внимание на построении, драматургии, провоцируют, рассуждают, успокаивают. 

RGDoc попросил некоторых из них поделиться своим мнением о просмотрах и дискуссиях. 

Илья Желтяков, куратор киноклуба «Костер», Санкт-Петербург:

 - Расскажу немного про сам киноклуб. Его создатели ,режиссёры, хотели сделать место, где можно было бы увидеть, то что более почти нигде не увидишь: современное и редкое документальное кино, короткий метр, лекции по искусству. Ну, было желание создать такое место, где любители кино могли бы встречаться, разговаривать, знакомиться и т.д. И это вполне получается. Мы показываем картины из программы двадцати лучших впервые. Прежде всего, потому что это удобно чисто технически: есть список, есть согласие авторов, есть небольшая информационная поддержка. Обычно на показах у нас бывает 30-50 человек (больше просто не вмещаем)... Наибольший интерес вызывают те картины, которые имели фестивальную историю. То есть, узнаваемые. Самые рьяные обсуждения всегда по поводу морального облика того или иного героя. Вот недавно прошёл показ фильма Дарьи Хреновой «Кто будет моим мужем?» Мы смотрели кино, мы его обсуждали. Равнодушных не осталось. Кино рождает желание говорить и, конечно, рождает вопросы. И спасибо режиссеру, что согласилась на них ответить. Очень трудно проживать боли других людей, очень трудно суметь рассказать о них, не переступив грань, ведущую к спекуляции на чужом горе, на сломах, на душевных и физических увечьях. Чудное кино мы сегодня увидели… Дарья рассказывала, что на одном из обсуждений, не у нас, не в Петербурге, ей казалось, что будут человеческие жертвы, буквально все на два лагеря разбились, и кричали одновременно без пауз минут 30. Каждый на повышенных тонах, не слушая другого, невероятно по силе вложенной энергии. 
Михаил Кузьмин, Фонд регионального развития «Содружество», территория творчества «Полигон»: 

- В течении недели на 5 площадках мы показали 10 документальных фильмов «Программы 20/15». Зрители хорошо восприняли все киноленты, готовы были дискутировать о проблемах, поднятых режиссерами. Общение не ограничивалось фразами на уровне «понравилось/не понравилось», аудитория высказывала оригинальные мысли. Были постоянные зрители, которые могли сравнивать стиль подачи материала, авторский подход к теме, был профессиональный интерес. Но были и трудности. Несмотря на то, что мероприятие анонсировалось в нескольких крупных региональных СМИ, в социальных сетях ВК и Фейсбук, были и личные приглашения, зрителей было не так много, как на обычных единичных показах. Возможно, пока аудитория не готова воспринимать документальное кино в таком объеме, считает его не столь привлекательным, как игровое. 

Никита Сморкалов - Videographer в Мастерская документального кино "Кинатик"

- Я выбрал три фильма, посвященные Гражданской Войне: Забайкальская Одиссея, Последний поход Барона, Часы и Годы. Часы и Годы показываю в эту пятницу. Последнее время люди ходят не очень хорошо, честно говоря. Около десяти человек на показе. Однако дискуссии проходят отлично. Вопросы реабилитации поражённой в Гражданской войне стороны - довольно остро воспринимаются. Это не всегда отторжение (хотя бывает и так). Скорее не понимание, и не принятие их в наш сегодняшний мир, они в него не помещаются теперь. Так, ставились вопросы о значении казачества для нас сегодня. Я намеренно всё время выводил дискуссию на сегодняшний день - на показы приходили историки, которые с удовольствием пускались в рассказы о казачестве «раньше». Но вот кто они для нас сегодня - не понятно. Считать ли героем Унгерна? Тоже не ясно. Для кого он может быть героем и почему? Всегда в разговорах о героях прошлого выходим на момент границы между историческим фактом и мифом, месте в нашей жизни того и другого. 

О предательстве и фальсификации фактов, о вмешательстве документалиста в личную жизнь, и том, как потом из нее выходить, о способах преодоления видимой стороны героя и его настоящего, о борьбе самолюбий, об играх взрослых, в которых проигравшие всегда дети, о творчестве , которое в последнее время затмевает мейнстрим, о нежелании человека делать усилия над собой, а лишь казаться успешным в соцсетях, - это лишь некоторые темы, которые поднимали зрители на дискуссиях после просмотра. 
Традиционно много зрителей бывает на документальные показах в городах Урала и Сибири. Причем, там куда приезжают авторы фильмов, людей приходит значительно больше. Дискуссии получаются объемнее и живее.  

Виталий Скорев - завотделом по кино в кинотеатре «Красногвардеец», Нижний Тагил: - У нас было 14 показов. На каждый приходило от 30 - 60 человек. Самое большое количество зрителей (91 человек) было на фильме «Конкурс», который был показан в рамках клуба «Киногурман», ведущей была Ирина Бакуменко. На показ приезжал автор картины, режиссер Евгений Ховаев. 

Перед показом через местные СМИ Ирина Бакуменко рассказала, почему нужно смотреть эту картину. 

Во-первых, это возможность понаблюдать за яркими и уникальными молодыми пианистами, которых объединило стремление к победе на ХV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского (самом престижном музыкальном конкурсе в мире). Во-вторых, в фильме прекрасная музыка, наполняющая пространство ленты. В третьих, высокий профессионализм картины, которая удостоена самых престижных наград в России и за рубежомв этом году лента открывала Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана» в Перми. В- четвертых, глубокие размышления над главной проблемой фильма, сформулированные самим режиссёром: «... что сейчас есть в душе у молодых пианистов, что они несут. Осталось ли там место гуманности, какому-то великодушию, осталось ли место какой-то бессеребренности, есть ли у них все это в душе?» В сегодняшнем мире критерием человека выступает его успешность. Но вот какой путь к нему мы выбираем и какую цену платим за наши успехи?
Светлана Гутман, специалист по жанрам творчества КГБУК «Дом искусств», Красноярск:

- В Красноярске проводились показы на двух площадках города: в «Доме искусств» было пока два фильма программы. Зал у нас небольшой. В среднем наши киновечера посещают 10-12 человек, столько и было на этих сеансах. Показывали фильмы «Брат твой Каин» и «Конкурс». Первый фильм сложнее, и люди тяжело вовлекались в диалог. Говорили в основном о проблемах правосудия и несправедливости мира. Поле показа второго фильма зрители даже хлопали. В дискуссии вообще поднимались темы не только музыки и вдохновения музыкантов, но и даже возникали политические дебаты! Один мужчина утверждал, что в политике мало уделяют внимания российской музыке, а от этого многое зависит в стране. От того, кто какую слушает музыку. Наверное, многое в стране также зависит от того, кто какие фильмы смотрит.

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями