Умер энтузиаст фотоанимации и интервальной съемки Саша 8 Гигабайт

25.08.2017 Новости индустрии
Снятые им материалы широко использовались в телевизионных заставках, в рекламе, в документальных и игровых фильмах.
Умер энтузиаст фотоанимации и интервальной съемки Саша 8 Гигабайт
Член Правления Гильдии, режиссер, продюсер, преподаватель Алексей Ханютин 
об Александре Александрове:


Саша был пионером и энтузиастом фотоанимации и интервальной съемки, которую на немецкий манер называют цейтрафером, а на английский - таймлэпсом (замедленная покадровая съемка, ускоряющая течение экранного времени). На этом приеме, пришедшим из научного кино, был основан культовый фильм американского режиссера Годфри Реджио «Каянискацци». 

Под влиянием «Каянискацци» Саша и выбрал свое ремесло. Таймлэпсы он начал снимать еще на пленочных фотоаппаратах. Пленка сканировалась и затем сшивалось на компьютере в движущийся видеокадр. В течении 20 лет Саша упорно совершенствовал свой метод, добиваясь удивительных по качеству визуальных эффектов. 

Он первым в России начал ходить с фотоаппаратом, совершая фантастические по длине и плавности треввелинги по городским и индустриальным ландшафтам. Он без конца экспериментировал с выдержкой, диафрагмой, брекетингом, светофильтрами, тщательно высчитывал траекторию движения солнца. Закаты и восходы были его любимым сюжетом. 

Снятые им материалы широко использовались в телевизионных заставках, в рекламе, в документальных и игровых фильмах. Сегодня съемка таймлэпсов предельно автоматизирована. В то время, когда начинал работать Саша Александров, это было чрезвычайно трудоемким ручным ремеслом, требовавшим предельной концентрации и невероятного терпения. 

Я помню, как он без единого перерыва в течение 12 часов снимал круговую панораму для нашего с ним фильма «Дорога». Щелчок аппарата, поворот головки штатива на четверть градуса и ровно через 30 секунд снова щелчок. В режиме через каждые 20-30 кадров поправка диафрагмы и снова щелчок, поворот головки, щелчок. Нарушить ритм нельзя - сделает скачек облако или тень от дома…  

В конце дня он с гордостью объявил: «Сегодня я снял гигабайт!». Отсюда и пошло его прозвище, которое он охотно принял, добавив к нему через несколько лет цифру 8. С появлением нового поколения цифровой техники восемь гигабайт стало его обычной дневной выработкой. Снятый материал Саша подвергал тщательной обработке. 

Обычно один съемочный день требовал двух или трех дней кропотливой работы на компьютере: стабилизация, растягивание динамического диапазона путем складывания двух кадров, выравнивание поправок диафрагмы, кадрирование…  

Как это часто бывает с первопроходцами Саша пережил свою профессиональную востребованность. Сегодня таймлэпсы не снимает только ленивый. Эта функция начала встраиваться даже в любительские фотоаппараты и видеокамеры. В его дотошном ремесле больше не было нужды. А разница в качестве, как водится, видна только специалистам. Гигабайт перестал получать заказы. 

Подвиги на съемочной площадке не давались даром. Саша тяжело болел, но пока были силы выезжал на съемки. Я позвонил ему в начале августа и сказал, что намечается новый проект. При слове «проект» Гигабайт всегда загорался, но тут он тусклым голосом сказал, что фотоанимацию бросил и теперь работает на заводе.  

Он умер один в пустой квартире, которую пришлось взламывать при помощи МЧС и милиции.

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями