ГУЛАГ, робот-коллектор, женщина, родившая кита, любовь и смерть – о чем еще говорят документалисты в картинах 2019 года

01.02.2019 Новости индустрии
Самые интересные неигровые фильмы наступившего года
ГУЛАГ, робот-коллектор, женщина, родившая кита, любовь и смерть – о чем еще говорят документалисты в картинах 2019 года
В России в год производят огромное количество неигровых фильмов – более 200 только при поддержке государства, а еще телевизионные проекты,    учебные фильмы, независимые картины с бюджетом и без, посчитать которые не представляется возможным. Информация о том, какие документальные фильмы будут показаны, слишком разрозненна и несистематична, более того, вытащить сведения из авторов и продюсеров студий – иногда проблема. Причина тому  нестабильное положение документалистов и постоянная угроза срывов сроков производства. А еще – в силу "непрокаченных" возможностей нашей коммуникации. Так повелось : документалисты информацией не делятся, журналисты не интересуются. Последнее мы хотели бы изменить, наладив на нашем портале оповестительный канал. Ведь для кино очень важно, чтобы зрители узнавали о нем как можно раньше. Для аудитории – как профессиональной, так и зрительской, также полезно следить за тем, чем живет индустрия и какие фильмы стоит ожидать. 
Итак, мы собрали здесь работы российских режиссеров, которые имеем шанс увидеть в 2019-ом году.
 
 
«Женщины ГУЛАГа», реж. Марианна Яровская

Вошедший в шорт-лист премии «Оскар» фильм проживающей в США россиянки Марианны Яровской рассказывает о  последних оставшихся в живых бывших заключенных Гулага. В основе картины рассказы шести женщин, очевидцев  страшных событий    советской истории, событий, которые до сих пор не вполне осознаны как российским, так и мировым сообществом. Возраст героинь — около ста лет, и данная лента дает буквально последнюю возможность запечатлеть воспоминания бывших заключенных. Фильм-памятник жертвам ГУЛАГа.

Где смотреть: В настоящее время идут переговоры с рядом зарубежных и российских телеканалов.

В тандеме с ним упомянем тематически идентичную короткометражную работу Светланы Абакумовой «РЕПРЕССИИ: рабочая папка», первый показ которого прошел в конце прошлого года в музее истории Екатеринбурга в рамках лаборатории «Большой террор». Автор проекта Ирина Лядова. Эта картина также фиксирует воспоминания живых свидетельниц событий тех лет. 

Кадр из фильма "Женщины ГУЛАГа"
 
 
«Лист ожидания»,  режиссер Наталья Маханько
 
Полнометражный документальный фильм, посвященный    главной проблеме, с которой сталкиваются больные раком крови в России – недостатком доноров костного мозга. Одна из главных причин этой проблемы – плохая информированность людей. А ведь стать донором крови – это очень просто и безопасно. Результат – спасенная жизнь. Простые и щемящие истории обычных пациентов и доноров на фоне пульсирующего города – лучшее тому подтверждение. Оператор - Анна Ованесова.
 
Где смотреть:  Выход планируется на июнь 2019 года
 

«Жизнь длиною в детство», режиссер Ольга Аверкиева

Еще один важный социально ориентированный док. Пермский режиссёр Ольга Аверкиева, автор ленты «Вырваться. История Любви»    снимает фильм о помощи неизлечимо больным детям. Главные герои картины    – сотрудники детской выездной паллиативной службы.    Паллиативная помощь не лечит этих детей, но она значительно улучшает качество их жизни. Задача службы вернуть неизлечимо больных детей из больниц домой, чтобы последние месяцы, годы, дни они жили с родителями. Сейчас на сопровождении службы находятся 50 семей. Помимо фильма на первом этапе проекта будет создана серия социальных роликов о выездной паллиативной помощи детям. Оператор Вячеслав Макарьев, работавший у Алексея Вахрушева на «Книге моря», которую мы ожидаем в прокате этой весной.
Координатор проекта «Больше жизни» - фонд «Дедморозим», также он поддержан  Фондом президентских грантов. Производство фильма осуществляется на базе пермской киностудии «Новый курс». 

Где смотреть:  Съёмки будут закончены летом 2019 года. Скорее всего, картину можно будет увидеть на одном из фестивалей в конце года. 
 

«Книга моря», режиссер Алексей Вахрушев

Красивейший философский анимадок, показывающий жизнь морских звероловов на берегах холодного  Берингова пролива. На промысле, который определяет все их существование, герои    проживают архетипические истории, характерные для этих широт. Эти сюжеты обнажают их неразрывную связь с многочисленными поколениями предков. Это документальная линия картины, с которой переплетается анимационный миф о женщине, которая родила кита.
Российская премьера картины состоялась в рамках фестиваля «Артдокфест», прокатом занимается «Докер». 

Где смотреть: с сентября– в российском прокате

Кадр из фильма "Книга моря", компания "Высокие широты" 


«Пропасть. Робот-коллектор», режиссер Дмитрий Завильгельский

Научно-популярный фильм, популяризирующий науку, создан для телеканала «Культура» и посвящен внедрению искусственного интеллекта в нашу повседневную жизнь. В данном случае он на службе банка выбивает деньги из должников. Фильм сделан в уникальном стиле автора, как и его предыдущая работа  «В ожидании волн и частиц», рассказывающая о физиках. Документальные кадры из жизни героев в нем переплетаются и параллельно существуют с анимационным разбором научной сути того, чем они занимаются. Главный сюрприз картины – человек, который читает в фильме дикторский текст. Телеканал не хочет раскрывать тайну заранее. 

Где смотреть: Эфир в феврале на канале «Культура», а до этого пресс-показ в киноклубе Дмитрия Завильгельского FILMDOC.RU в кафе "МАРТ" 4 февраля.
 

«Великий Северный Путь», режиссер Леонид Круглов   

Фильм-путешествие,    реконструкция легендарного маршрута Семена Дежнёва , совершившего в XVII    веке переход от Архангельска    до Чукотки и открывшего пролив между Азией и Америкой.  За 4 года Леонид Круглов прошёл по маршруту первопроходца Семёна Дежнёва, в XVII веке отодвинувшего границу Московии далеко на Восток, на собаках, оленях, парусных лодках, паралетах, лыжах и снегоступах преодолел 10 000 км по русской Арктике между Архангельском и Беринговым проливом. Оймякон. Уникальные съемки на полюсе холода. Пограничные территории. Коренные народы, не изменившие своего уклада жизни и языка по сей день. Без прикрас. Без постановочных кадров. Всё это стоило примерить на себя, прожить, пережить и выжить, чтобы найти ответы на вопросы о великих событиях четырехсотлетней давности, навсегда изменивших ход российской и мировой истории.
Это первый в России документальный фильм о путешествии, снятый в формате 4K . Сложнейший процесс съемок занял четыре года, а пройденное расстояние в 10 000 км пролегло по 8 арктическим регионам России . Беспрецедентное по своим масштабам путешествие позволило по крупицам собрать свидетельства в области истории, этнографии и географии о важнейшем периоде российской истории, когда благодаря усилиям первопроходцев Московия стала самой большой страной в мире. 
 

Где смотреть: 23 февраля– премьера, в прокате с 28 февраля
 
иллюстрация к постеру фильма "Великий Северный путь"


«Руками», режиссеры , режиссер Евгений Григорьев при участии Владимира Головнёва

В кинокомпании «Первое Кино» завершается монтаж киноальманаха «Руками». Эта картина снята режиссерами из разных уголков России, часто даже не знакомыми друг с другом. Все объединяет тип героя -    человек, в конце рабочего дня которого появляется нечто материальное, сделанное его руками. Альманах в традиционном смысле этого слова. Авторы стремятся соединить все новеллы одной сюжетной линией. Режиссеры новелл. Андрей Ветошкин, Мария Козлова, Никита Добрынин, Владимир Головнев, Андрей Ананин, Юлия Бывшева, Евгений Григорьев.

Где смотреть: в прокате - осенью 2019-ого
 

«Мама для Юли», режиссер Наталья Кадырова, продюсер Владислав Кеткович
 
Заканчивается постпродакшн картины о девочке, за право считаться матерью которой борются три женщины. Анна была осуждена за убийство на 10 лет, будучи беременной. Она родила Юлю в тюрьме и воспитывала до трех лет, после чего по российским законом ребенок должен был попасть в детский дом. Так начинается эта драматичная история, которая снималась с помощью длительного наблюдения за героями в местах их проживания – женском лагере, спальном районе Москвы и типичном удаленном от столицы поселке. 

Где смотреть: пока не известно

Кадр из фильма "Мама для Юли"


«Гипотиза Зимова», режиссер Денис Снегирев

Еще одна любопытная научно-популярная картина от «Фонда этногеографических исследований» и режиссера Дениса Снегирева, уроженца Нижнего Новгорода, проживающего в Париже. Ее герои - двое ученых, Сергей Зимов и его сын Никита, которые пытаются спасти человечество от глобального потепления, изучая экосистему, в которой когда-то обитали мамонты и другие животные, а затем там появился человек и уничтожил всех животных. Ученые задаются вопросом, что будет, если построить искусственно плейстоценовый парк его первозданном виде. Планируется переселение зубров и даже мамонтов, тем более, что в свете последних научных опытов, описанных в другом замечательном фильме «Генезис 2.0», такое в принципе скоро будет возможно. «Назад, в ледниковый период» - так звучит логлайн картины. 

Где смотреть:  нет информациикартина находится в стадии производства


«Жизнь Иванны», режиссер Ренато Боррайо Серрано

Автор «Кино для Карлоса» рассказывает о смене внутренней парадигмы. Ненецкой женщине из традиционной кочевой семьи надоело жить в тундре, она хочет уехать в город, добиться большего и найти свое место в большом мире, выбравшись из нищеты и алкоголизма. Она продает оленей и пускается в путь. Фильм снимали три года, сейчас он на стадии постпродакшн.

Где смотреть: пока неизвестно
 Кадр из фильма "Жизнь Иванны"


Что еще


«Уездный город Е» Дмитрия Боголюбова - еще один международный проект «Фонда этногеографических исследований», с участием французского телеканала Arte , продюсеров из Чехии и других стран. Это глобальная картина о милитаризации современного общества, которое происходит посредством агрессивной пропаганды. 

У Ирины Васильевой готов фильм  «Видимое невидимое» о воскрешении прошлого. Его героиня Александрина Вигилянская находит возле маленькой прикладбищенской цервки могилу дьякона-однофамильца и начинает раскопки семейной истории и постепенно прикасаясь к прошлому, узнавая о предках-священниках и их сложных судьбах.  Многие фамилии - Авроровы, Скипетровы - не пережили 1937 года. 

Андрей Кончаловский работает над кинокартиной  «Человек неунывающий», исследующей национальный характер русского человека. Фильм снимается в Архангельской, Псковской, Тюменской, Свердловской и других областях. Ее герои - люди, для которых смысл жизни заключается в работе . Скорее всего, команда не успеет до конца года выпустить кино, но, тем не менее, мы ей этого страстно желаем. 

Сергей Мирошниченко и его команда работают над долгожданной картиной «Рожденные в СССР, 35-летние», поддержанной в этом году Министерством культуры как авторское кино, наряду с игровыми лентами. О дате выхода информации нет, но хотелось бы надеяться, что фильм будет закончен в 2019-ом. 

Елена Погребижская закончила монтаж новой картины, она называется «Синяя чайка» и посвящена непростой теме переживаний человека после потери близких людей. В настоящее время принимается решение о дальнейшей судьбе фильма. 

После громкой премьеры в конце прошлого года ожидаем в прокате фильм «Я – волонтер» Ольги Арлаускас и Никиты Тихонова-Рау.    Фильм представляет из себя альманах, рассказывающий истории разного волонтерства: поиску пропавших людей, оказанию помощи в домах престарелых, усыновлению сложных подростков и так далее.

И наконец продолжается точечная демонстрация фильма Наталии Гугуевой «Свидетели любви»,  который прошлой осенью начал свое фестивальное движение и показы в кинозалах. Картина рассказывает о Новомучениках, прославленных и не прославленных в лике святых и о их потомках, сегодняшних внуках. В картине осмысляется предназначение человека, его потребность в вере, ее сила. Показывается отношения к смерти, к жертве как основе любви. 
 
 Кадр из фильма "Свидетели любви"

Екатерина Визгалова

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями