Открытки нового времени: обзор программы «Артдоксеть»-2021

02.12.2021 Статьи
Кирилл Букетов - о втором по значимости конкурсе «Артдокфеста».
Открытки нового времени: обзор программы «Артдоксеть»-2021
В первых числах декабря обычно начинается главный фестиваль документального кино в России – «Артдокфест», который в этом году перенесен на апрель 2022 года. Для тех, кто не в силах ждать весны, есть возможность посмотреть фильмы конкурса «Артдоксеть», представленной фестивалем осенью. Пока зрители голосуют за лучшие работы в группе ARTDOCFEST, Кирилл Букетов отсмотрел всё и рассказывает, о чем говорит вторая по значимости программа фестиваля.

В 2021 году «Артдоксеть» продолжает прошлогодние тренды, представляя на суд жюри и аудитории большое количество актуального кино о сегодняшнем дне. При этом в режиссуре выбранных для конкурса работ отчетливо прослеживается рост репортажного метода съемки, и фильмы «журналистского реагирования» количественно преобладают над авторскими вневременными работами. Вероятно, таков и запрос думающей части общества, требующей от кинематографистов реакции на происходящие события. Вторая заметная черта программы – отражение тотального проникновения «дистанционки» во все сферы жизни.

В объективе прошлого я вижу настоящее

Политические события 2021 года заставляют авторов глубже погружаться в прошлое в поисках ответов на происходящее сегодня. Фильм «Запрещенная профессия» от русской службы ВВС к тридцатилетнему юбилею путча ГКЧП рассказывает о роли в нем журналистов. Длинный подзаголовок «Как журналисты победили, а потом проиграли» лучше всего говорит о том, на чем выстраивает свою работу режиссер Татьяна Преображенская. Сталкивая прошлое и настоящее своих героев, она фиксирует внутреннее противоречие, на котором и держится драматургия картины. В похожем ключе работает и фильм журналистки «Дождя» Анны Немзер«Кандидатка в президенты». Его героиня – незаслуженно забытая Галина Старовойтова – феминистская икона, которая позиционировала себя не как женщину, а как борца. 

В недавнее прошлое, в беспокойный январь, когда в стране бушевали митинги, возвращает нас фильм «Карета подана» от «Радио Свобода» и Максима Пахомова. Его действие происходит в один день, и в нем есть один главный герой, который проводит нас по миру современной молодежи. В этой работе прежде всего впечатляет галерея второстепенных персонажей, случайных митингующих, гуляющих по огромной Москве. Каждому из них дается примерно минута для высказывания, минута свободы, но мы прекрасно понимаем, что уже скоро под звон колоколов будет вершиться русское «правосудие». О митингах в России – и фильм «Сахарово» Андрея Сильвестрова, представляющий собой рассказ на камеру тех, кто попал в самый знаменитый спецприемник России. Люди делятся впечатлениями о том, как проходили их дни в очень интеллигентной тюрьме, и как 15 суток за колючей проволокой изменили их восприятие жизни.

карета.jpg
кадр из фильма "Карета подана"

Две картины «Артдоксети» посвящены политическому беспределу в  Беларуси – теме, ставшей уже традиционной для фестиваля, озабоченного ситуацией близкого нам по ментальности соседского государства.  Первый – «Беларусь: маршрут перестроен» Максима Шведа – рассказывает о настроениях жителей до выборов 2020 года. Режиссер рисует настоящий портрет нации, сидящей на заднем сидении автомобиля: два таксиста с разными политическими взглядами развозят случайных клиентов и параллельно ведут разговоры о политике. Эмоциональные диалоги перебиваются не менее возбужденными съемками с митингов.  Второй фильм - «Страна в изгнании», снятый россиянкой Марией Борзуновой спустя год после выборов в Беларуси, - представляет из себя как раз ретроспективу этих митингов и говорит о судьбе тех, кто был вынужден бежать из страны. Автор рассказывает о том, как складывалась судьба героев картины сначала во время революции, а затем после нее. Каждый из них оказался в эмиграции, чаще всего из-за страха тюрьмы или смерти. 


Русь сидящая да побитая

На фоне дел о реабилитации нацизма и судов над Юрием Дмитриевым особенного остро и актуально смотрятся два фильма о ГУЛАГе: фильм «Дети ГУЛАГа» рассказывает о том, как дети жертв репрессий пытаются вернуться на свою родину. Немецко-русская картина «Выжившие» Владлены Савенковой представляет особенный интерес, она представляет собой расследование потомков о своих репрессированных предках. Кинематографично и фактурно снятая, несмотря на то, что в основе ее лежат интервью, работа не похожа на обычный телефильм и производит сильное впечатление. В поисках правды герои едут на родину, где родились их дедушки и бабушки, и их путешествие придает абсолютно непередаваемый динамический импульс всей истории. 

Еще один привет из прошлого передает «Новая газета» фильмом о герое Чечни – майоре Измайлове. Главное в фильме Анны Артемьевой «В лысого не стрелять»  - гуманистический посыл и подчеркивание роли человека, личности в истории, в данном случае в ужасных событиях чеченской войны.  


Блогер – режиссер

Несмотря на заметное увеличение количества картин на очевидно политические темы, документальные фильмы на социальные темы не ушли из программы. Необычным экспериментом выглядит «Третья волна» Константина Селина. Динамичная картина об одном дне ковидного госпиталя в огне третьей волны, сейчас смотрится немного рутинно. Тем более, что количеству волн уже потерян счет, а «военное положение» во всем мире все продолжается.

Trird wave-ph (3).jpg
кадр из фильма "Третья волна"

«Сами разберутся» – фильм о школьной травле и буллинге – построен на рассказах жертв и пытается не только обрисовать проблему, но и показать ее разрешение. Другая картина о школьниках – «Подростки и котики» Егора Исаева – использует метод съемки героями самих себя. Режиссер вручает камеру наркозависимым подросткам, которые фиксируют свою жизнь и свои эмоции. Этот метод хоть и не новаторский, но все еще придает фильму свежий взгляд и особую откровенность, присущую исповедальным работам.

Документальные фильмы от блогеров часто присутствуют в программе «Артдоксеть». В этом году два из них – видео с канала Ильи Варламова: «Кладбище империй: как «Талибан» оказался сильнее США» рассказывает о революции в Афганистане. Другой картиной стала «Человек в плену у наркотиков: история зависимой души». «Редакция» Алексея Пивоварова тоже попала на конкурс с фильмом Саши Сулим  «Петербург — Мотыгино: как молодой режиссёр провинцию модной делал». Сюда же можно отнести и «Лигу мигрантов» Алексея Смольянинова о московских мигрантах-футболистах. Во всех этих картинах преобладает журналистский подход к подаче материала. Во главе угла – живой классик журналистики Леонид Парфенов со своими «НМДНИ – 2020.2». Какие события второй половины прошлого года навсегда останутся в истории?  


Запредельно близко и немного жутко 

Северный Кавказ всегда был самым консервативным регионом России, некоторые его культурные традиции и обычая могут вызывать шок. Так, например, случается при просмотре фильма «У нас такое происходит» о женском обрезании среди маленьких девочек. Жители Дагестана часто отрицают проблему,  которую пытаются артикулировать режиссеры Владимир Севриновский и Светлана Анохина, но все-таки авторам удается сделать главное: в ходе работы над фильмом они сумели убедить дагестанского муфту выступить с заявлением о запрете женского обрезания в мусульманских семьях. 

Другим социальным высказыванием стал фильм Александра Элькана «А что такое дышать?» о детях, подверженных редкой генетической болезни – муковисцидозу. Режиссер приближается максимально близко к детям, наблюдая за моментами из их жизни. В похожем ключе работает Анастасия Ледяева в картине «Колыбель жизни», в которой она делает ставку на близость создателя и героя – Анастасия снимает фильм о своей матери. Это самая красивая и образная работа конкурса.

Mama-Master Sound.00_02_55_06.Still006.jpg
кадр из фильма "Колыбель жизни"

А самым кинематографичным и целостным фильмом всей программы, по мнению автора этого обзора, стала очередная полнометражная картина Романа Супера и Ивана Проскурякова «Это Эдик». История о великом детском писателе – Эдуарде Успенском прекрасно сделана и интересна по содержанию. Творец, что прожил непростое детство, проявляет свой талант, даря детям Чебурашку, Крокодила Гену, Кота Матроскина и других персонажей. Он становится рок-звездой в мире детской литературы. Магическая атмосфера и неоднозначность личности Успенского воплощается авторами в создании марионетки писателя. Эта кукла рассказывает «о себе», дает интервью, реагирует на хронику.  Фильм про сказочника получился сказочным. 


Кирилл Букетов
главное фото: кадр из фильма "Беларусь. Маршрут перестроен". 
фото предоставлены пресс-службой "Артдокфеста"

Материалы по темам: Авторские колонки, Аналитика, Интервью, История, Мастер-классы, Статьи, Терминология 

возврат к списку

Поделиться с друзьями