DOK Leipzig: искусство и индустрия

18.11.2016 Новости фестивалей
Режиссер и сценарист Татьяна Соболева побывала на фестивале DOK Leipzig и поделилась своими впечатлениями.
DOK Leipzig: искусство и индустрия
Неделю назад завершился один из крупнейших фестивалей документального кино DOK Leipzig, который в этом году проходил в 59-й раз. По-праву он считается самым значимым, наряду с IDFA, смотром документального кино в Европе, а также местом деловых встреч продюсеров, дистрибьюторов и представителей телеканалов. Индустриальная программа занимает не меньшую часть в жизни фестиваля и предлагает различные активности: от закрытого маркета ко-продукции, проекты на котором проходят строгий отбор, до общедоступных лекций, дискуссий и мастер-классов.

Разорваться между показами и дискуссиями просто невозможно. Тем более, что изощренная программа скринингов предлагает, помимо основного конкурса, интернациональной и немецкой программы, интересное нововведение этого года — программу «Next Masters», собравшую творения молодых кинематографистов с подозрением на недюжее мастерство.

От России в этом конкурсе принимал участие фильм «Убеждения» режиссера Татьяны Чистовой (продюсеры Влад Кеткович, Мария Чупринская, Мачек Хамела), повествующий о непростой процедуре замены воинской службы на гражданскую и попытках это право использовать. Последний получил приз MDR, с чем и хочется поздравить авторов.


Кадр из фильма "Убеждения"

И на премьерном и на повторном показе зал был полон, вопросы аудитория задавала активно. Авторы «Убеждений» рассказали про непростой путь взаимодействия с военным начальством на пути получения разрешений для съемок.

В короткометражном конкурсе участвовал фильм «Holy God» - личный рассказ о себе режиссера Владлены Санду.

Кадр из фильма "Holy God"

В той же программе будущих мастеров мне посчастливилось посмотреть картину, выполненную с невероятным мастерством и любовью. «Listen to the Silence» грузинского режиссера Мариам Чачи рассказывает про мальчика, который проходит обучение в интернате для слабослышащих детей. Главный герой Лука, непоседа и хулиган, пытается овладеть искусством танца, на которое ему также не хватает терпения. Картина, в которой все составляющие – драматургия, камера, точный монтаж, изумительный звук - оказались на высоком уровне. Фильм, изначально задуманный как совместное производство между двумя странами (Грузия и Франция), показал состоятельность и самостоятельность грузинской стороны и был закончен исключительно на местное финансирование. Картина получила «Золотого голубя» в своей категории.

15058787_1292105607480922_1595067431_n.jpg

На фестивале состоялась премьера фильма Сергея Лозницы «Аустерлиц», после которой режиссер подробно отвечал на вопросы. Фильм-концепт, черно-белые кадры, преимущественно общие планы, экскурсия по концентрационному лагерю. Жара, туристы в шортах и футболках. Кадр только ненадолго укрупняется, выхватывая несколько лиц, но лишь затем, чтобы опять перейти на повествование о толпе - задумчиво и отстраненно. Картина завоевала главный приз фестиваля.

В этом году кураторы составили целую ретроспективу фильмов Марины Разбежкиной. Как говорит программный директор документальных показов Грит Лемке (Grit Lemke), фестиваль следит за творчеством Разбежкиной, и все ее картины, начиная с первых, были в конкурсе DOK Leipzig. В этом году возникла идея сделать обзорный показ ее фильмов также и потому, что в этом поколении режиссеров женщины-мастера составляют меньшую часть, в отличие от современной тенденции массового прихода женщин-режиссеров в кинематограф.

Грит Лемке также отметила, что Россия остается в фокусе внимания фестиваля из-за политической ситуации. «Мы часто говорим о Путине, и немецкие масс-медиа создают очень плохую картину России. И мы забываем о миллионах простых людей, которые живут в этой стране. Поэтому для фестиваля становится важным рассказывать другие истории. Я не утверждаю, что мы показываем правду, но хотя бы даем другую картину реальности», - говорит она.

В целом, по утверждению Лемке, по-прежнему пропуском к конкурсу является высокий креативный уровень картины, хотя вокруг понятия «художественная ценность» и можно спорить. Такие кинофестивали, как DOK Leipzig, фокусируют свою деятельность вокруг картин для большого экрана, а не для телевидения. «Даже если звучит очень важная тема, определяющее значение имеет, сколькими слоями обладает фильм, как он работает на большом экране, что он говорит мне обо мне и о человеческом бытии», - отмечает Лемке.

По ее утверждению, каждый год в картинах, присылаемых на конкурс, наблюдаются как бы «волны», покрывающие определенную тематику и отражающие процессы, происходящие в обществе, но с некоторым запозданием. Продолжают присутствовать социальные темы, но изменился угол рассказа: если раньше это был рассказ о страданиях, то теперь о том, что как прекрасно быть другим и непохожим.

«Что касается тенденций, то нельзя сказать, что, например, VR-технологии уже совершили прорыв в документалистике, хотя им и была посвящена целая выставка, функционирующая во время фестиваля. В целом, новые технологии делают кино более демократичным, так как можно снять происходящее на телефон. С другой стороны, процесс режиссуры никто не отменяет, и создатель фильма должен иметь свой взгляд, свою историю, а не только горы отснятого материала. Технология не принесет ничего нового, если за этим не стоит художественная ценность — это будет всего лишь игрой с технологией», - сказала Грит Лемке.

Теме анимации в документальном кино была отведена целая панель. Режиссеры представляли для всех желающих свои работы (как оконченные, так и в процессе производства). По-прежнему, затея эта не из легких. Канадский режиссер Мари-Жозе Сан-Пьер (Marie-Josee Saint-Pier) рассказала про свой фильм «Oscar,» в котором всю анимационную часть она выполнила сама, потратив на это целый год. Анимированы были и фотографии, тщательно отбиравшиеся из архивов. Помимо высокой цены, производители подписывали специальные разрешения на то, что фотографии будут изменены.

Анимационный полнометражный документальный проект «Chris the swiss» шведского режиссера Ани Кофмель (Anja Kofmel) рассказывает о военных событиях на территории бывшей Югославии. Анимация используется в качестве способа рассказать сложную трагическую историю, и создает ее сам режиссер.

Отдельного внимания заслуживает рынок уже готовых фильмов, которые в программу фестиваля не вошли, но были рекомендованы отборщиками для Leipzig Market. Таким образом, фильм попадает в профессиональную библиотеку, доступ в которую имеют только представители индустрии с соответствующей аккредитацией. В течение года картину имеют возможность увидеть отборщики различных фестивалей, ТВ-закупщики и sales-агенты. Фильмов в каталоге очень много, поэтому каждый старается привлечь внимание — это и плакаты, которые развешивают продюсеры, и персональные письма с просьбой обратить внимание на фильм. Из российских фильмов в каталоге были представлены «Собиратели морской травы» Марии Мурашовой и «Ямаха» Инны Омельченко, а также проект «Пермь 36. Отражение» режиссера Сергея Качкина, который одновременно является и продюсером картины, поэтому приехал в Лейпциг проводить встречи с представителями телеканалов и фестивалей.

Индустриальный каталог, доступный каждому аккредитованному гостю, раскрывает широкий перечень профессионалов от индустрии, которые доступны в течении фестиваля. Специальная служба осуществляет помощь в планировании индивидуальных встреч. Единственное, что нужно понимать продюсерам из России: европейская система, нацеленная на ко-продукцию, успешно функционирует только в рамках Европейского Союза. Российский проект с его сложной юридической системой, Министерством культуры и сроками сдачи не очень вписывается в эти схемы. Надежда есть, если на борту проекта уже присутствует 50 процентов бюджета, найденные в стране производства. «Голым» проектом или гениальной идеей заинтересовать вряд ли кого получится, так как сфера документального кино - это хоть странный, но все-таки бизнес, включающий в себя телеканалы, студии и сложную коллаборацию между фондами.

«Под занавес» моего пребывания, благодаря знакомой немецкому режиссеру-документалисту Алине Цыранек (Alina Cyranek), я попала на встречу кинематографистов округа. Собираются они каждый месяц в одном и том же небольшом баре для обмена новостями. На встречи приходят все — режиссеры, операторы, актеры, звуковики. Помимо этого, организация, используя небольшой грант, раз в два месяца выпускает печатный журнал, где публикует новости и обзоры. Документалисты тоже борются за выживание как могут: кто-то подрабатывает монтажем, кто-то - обрисовкой на студии анимации. И их порой посещают те же самые, знакомые российскому документалисту мысли: «Как долго я еще продержусь?»

Татьяна СОБОЛЕВА, специально для RGDoc.Ru

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями