Во время войны не каждый мог по достоинству оценить вклад кинооператоров в общее дело победы. Но их роль сложно переоценить сейчас спустя время. У военных было свое представление о том, что и как следует снимать на фронте, у кинематографического начальства - свое. Заложником этого конфликта и стал кинооператор Николай Лыткин. Его срочно вызвали в Москву и там он узнал, что уволен из кинооператоров, разжалован и теперь должен отправиться на фронт, но уже в качестве простого солдата. До сих пор неизвестно, что послужило причиной этой опалы. Ходили слухи о том, что Лыткин в «неприглядном виде» снял генерала армии Еременко.
Практически весь 44 год Николай Лыткин прошел рядовым связистом, участвовал в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии, не раз рисковал жизнью спасая других бойцов и восстанавливая телефонную связь. В конце 44 года Лыткин был восстановлен в звании капитана и продолжил работу в качестве кинооператора. Начальником киногруппы, в которую определили Лыткина, был режиссер Александр Медведкин, прославившийся своими новаторскими идеями. Вместе с Медведкиным они придумали киноавтомат, и Лыткин взялся обучать простых солдат новому методу съемки. Кадры, снятые киноавтоматами придали военной хронике новый импульс. Опытные бойцы, идущие в атаку с кинокамерой, могли запечатлеть то, что не могли снять обычные операторы.
Солдаты с киноавтоматами
О Проекте:
Документальный проект «Как снимали войну» создан Гильдией неигрового кино и телевидения совместно с порталом
Кино-Театр.Ру. Он рассказывает о советских кинооператорах, которые снимали Великую Отечественную, несмотря на пули и страх. Однако об их подвигах почти ничего не известно, потому что их имена зачастую не указывали в кинохрониках, но именно благодаря им у нас остались настоящие кадры войны. Проект создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура».
Проект представляет собой 20 короткометражных фильмов о том, как создавалась кинолетопись прошедшей войны. 12 из них – портреты ведущих фронтовых операторов, остальные – рассказ о работе кинохроники в годы войны.
По одним данным операторов Великой Отечественной войны было 257, по другим – 318. За четыре военных года они сняли 3,5 миллиона метров фронтовой кинохроники. Однако в фильмах и киножурналах 1941-45 годов их имена зачастую не указывались, но именно их глазами мы и сегодня видим прошедшую войну.
Задача проекта – вернуть авторство анонимным кадрам военной хроники, рассказать о тех, кто с риском для жизни запечатлел самые драматические моменты Великой Отечественной войны.
Источником для создания этого проекта стали монтажные листы операторов, в которых подробно, кадр за кадром описывалось все, что было снято в течение съемочного дня. В этих документах, никогда прежде в кино не использовавшихся, много уникальных деталей, человеческих имен и судеб. Авторы проекта поставили себе задачу соединить пояснения и «ремарки» фронтовых операторов и хронику, которая хранится в Российском государственном архиве кино- и фотодокументов.
Об исполнителях проекта:
Гильдия неигрового кино и телевидения является единственной в России некоммерческой организацией, объединяющей кинематографистов и работников телевидения, а также юридических лиц, специализирующихся в сфере создания и дистрибуции документального и научно-популярного кино, документальных телевизионных фильмов. Основной целью создания и деятельности Гильдии является развитие индустрии неигрового кинематографа, популяризация всех его видов и жанров, а также творческих достижений российских документалистов.
Кино-Театр.Ру - русскоязычный интернет-проект о российских и зарубежных кинофильмах, телесериалах и спектаклях, имеющий самую полную базу российских актеров, режиссеров и операторов. Сайт вошел в список социально значимых сайтов.