Киноклуб для взрослых

18.09.2018 Новости индустрии
RGDoc продолжает публикацию глав из пособия о развитии киноклубного движения.
Киноклуб для взрослых
Гильдия неигрового кино и телевидения выпустила практическое пособие для руководителей региональных киноклубов. 

О том, как развивать киноклуб в своем городе, селе, что нужно учитывать при создании, какие ошибки чаще всего делают люди, которые берутся за это дело, где брать кинофильмы, как привлекать зрителя и вести дискуссии о фильме, - обо всем этом рассказывают в издании руководители киноклубов Москвы, Брянска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Саратова, Челябинска, Чебоксар, Перми, Нижнего Тагила, Иркутска, Ижевска, Красноярска, Новосибирска, Кирова. 

Два раза в неделю RGDoc публикует главы из этого пособия.

Клуб:«Киногурман» .

Город: Нижний Тагил.

Площадка: кинотеатр «Красногвардеец», ул. Победы, 26.

Руководитель: Ирина Бакуменко.

Формат: игровое и документальное кино, платные показы раз в три недели.

Связь с руководителем киноклуба: 0bakuirina0@mail.ru +7 963 051 33 22 

Сайт, социальные сети: https://www.facebook.com/profile.php?id=100004770764281 https://vk.com/id19257689 

Почему я делаю киноклуб? 

После запуска киноклуба «ЭХО» появилась идея создания клуба для взрослой аудитории. Если стабильное функционирование студенческого киноклуба было, в общем-то, предсказуемым в связи с моей педагогической деятельностью, то особых надежд на долгосрочную жизнь нового клуба не было. 

Просто захотелось попробовать вместе со своими знакомыми и друзьями начать смотреть хорошие фильмы и по возможности обсуждать их. Была личная потребность в неформальном, интересном общении. 

Как я организовала свой клуб? 

Первая встреча клуба «Киногурман» прошла в декабре 2005 года. И опять кинотеатр пошел навстречу новому начинанию. А сотрудник кинотеатра оказывал помощь в подборе видеофильмов, печатных материалов о фильмах и создании информационных листовок-афишек о кинопоказах. Через некоторое время он стал и соведущим клуба. 

Как я сообщаю о каждом новом событии? 

Для привлечения зрительской аудитории в клуб я разносила информационные листовки по многочисленным предприятиям и учреждениям города. Налаживала связи с местными СМИ. Собирала контактные телефоны у публики для их индивидуального оповещения о кинопоказе. Я это делала систематически перед каждым киноклубом. А к третьей годовщине «Киногурмана» лучший дизайнер города создал фирменный логотип и афишу клуба, которая печаталась в лучшей типографии Нижнего Тагила. Это придало клубу особый статус. 

К тому же наладилось тесное сотрудничество с Центральной городской библиотекой по поиску подготовительных материалов по кино. Таким образом, «Киногурман» стал заметным явлением в культурном пространстве. Система оповещения публики со временем изменилась. Я отказалась от бумажных афиш, хотя они очень красивые и заметные, так как цена за размещение на городских тумбах достаточно высока, а у кинотеатра нет резервов на эти систематические затраты. 

Доход от клубных показов невелик, а клуб должен оправдать тепло, электроэнергию, эксплуатацию оборудования и помещения. Но теперь я размещаю наши афиши в Интернете, в соцсетях и в электронной почте, что дало ощутимый приток новой публики в клуб. Индивидуальное оповещение по телефонам стало для меня и постоянной публики уже традиционным. 

Среднее количество зрителей на сеансе 30–70 человек, а на тематических показах бывает и больше. Размещение информации на радио, телевидении, в газетах осталось. Кстати, они же периодически работу клуба освещают репортажами, статьями, публикациями в интернет-пространстве, что помогает постоянно звучать киноклубу в культурной среде города. 

Кто мои обычные зрители и сколько их в среднем? 

Зрительский состав представлен людьми самых разных профессий и социального статуса: от студентов до пенсионеров, от рабочих до госслужащих. 

В последнее время активно прибывают в клуб люди старшего поколения. И это понятно — в них наиболее сильно коллективное, общественное начало, и его недостаток они восполняют в клубах общения. А «Киногурман», по сути, таковым и является. Только предметом общения здесь выступает киноискусство. И зачастую именно хороший фильм дает возможность участникам клуба поговорить и о прошлой, и о будущей, и о настоящей жизни с ее перипетиями, поделиться своим богатым мировоззренческим опытом. 

Что людям интересно в моем киноклубе? 

В результате всей моей активности у киноклуба появились постоянные зрители. К нам присоединились даже те, кто когда-то в 80-е организовал нечто подобное (правда, их клуб просуществовал недолго). Сначала это были просто кинопоказы, где перед началом сеанса прилежно, как заученный урок в школе, пересказывались сведения о фильмах и их авторах. Но постепенно мир кино стал захватывать все больше и больше. Захотелось вместе со зрителями начать разбираться в тонкостях и особенностях этого вида искусства. 

Появилось желание делать встречи более глубокими, необычными, запоминающимися. Стали появляться тематические рубрики: «Памяти мастера», «Из собрания киноредкостей», «Азиатская волна», «Еще раз про любовь», «Киноклассика» и т. д. Постоянно велись поиски новых форм общения с публикой и подачи киноматериала. И, как следствие, благодаря притоку творческой молодежи стали проводиться инсталляции, фотовыставки, перформансы, зазвучала живая музыка. Киноклуб стал принимать участие в премьерных показах кинотеатра, творческих встречах, видеоконференциях, фестивалях. 

Мало того, клуб предпринял несколько выездных путешествий и периодически практиковал выходы в Музей изобразительных искусств, Театр драмы, филармонию, мастерские художников. Многие из нас обрели в клубе новых друзей. К проведению мероприятий пытаюсь привлекать и самих зрителей, хотя многие боятся публичного выступления на сцене, соглашаясь принимать активное участие в обсуждении по заранее озвученным вопросам. 

Интересно еще и то, что чем старше зрители, тем меньше они приветствуют дискуссии (а молодежь, наоборот, их любит). Их больше привлекает вдумчивое обсуждение заявленной темы, поэтому я использую элементы дискуссии, делая основной акцент на обсуждении. И конечно, «Киногурман» не мог оставить в стороне документальное кино. Именно на этих показах зачастую апробировались новые формы работы в клубе. Первая тематическая фотовыставка прошла на показе фильма Г. Кольбера «Пепел и снег». А фильм В. Виноградова «Арбатский романс» (в рубрике «Околичности: Б. Окуджава») помог собрать бардовскую аудиторию с непременными гитарами и песнями. 

Одна из первых творческих встреч с режиссером А. Титовым прошла, когда он представлял на клубе «ЭХО» открытый фестиваль документального кино «Россия». Благодаря этому кинотеатр остается постоянной второй площадкой вышеназванного фестиваля по сию пору. Очень удался на клубе поэтический киновернисаж «О божественном и земном в поэзии», где произошло непосредственное знакомство публики с молодой тагильской поэтессой Е. Симоновой и виртуальное кинознакомство с Риной Левинзон в фильме В. Тарика «Два города — две любви» и с Виктором Соснорой в картине В. Непевного «В. Соснора: пришелец». 

Незабываемой была встреча с режиссером П. Фаттахутдиновым и героиней его фильма «Медовый месяц» Ириной Смыковой — тагильским мастером лаковой росписи по подносам, которые она представила нам вживую. А с создателями картины «В ауте» О. Арлаускас и Н. Тихоновым-Рау клубная публика общалась после фильма в режиме видеоконференции. 

Были у нас в гостях и вице-консул США по вопросам культуры К. Хейден с фильмом «Непобежденный», и буддийские монахи из единственного буддийского монастыря на Урале на горе Качканар с картиной «Полет частицы» и фотовыставкой об этом удивительном месте. А после просмотра фильма Е. Ховаева «Конкурс» мы встретились с молодым музыкантом-тубистом, победителем многочисленных региональных конкурсов и подающим большие надежды, с его педагогом, посмотрели ролики о первом конкурсе им. П.И. Чайковского и Ван Клиберне — его первом победителе, поразмышляли о значимости и цене победы на конкурсах вообще. 

Кстати, юный музыкант является «сыном киноклуба», т. к. с малых лет посещал с родителями «Киногурман». 

Платный или бесплатный вход на просмотры? Почему? 

Стоимость клубного просмотра была очень демократичной, коей остается, не меняясь, и по сей день. Есть небольшие скидки для пенсионеров и студентов. Кинотеатр предоставляет киноклубу для просмотра удобное вечернее время и малый зал, где мы за чашкой чая проводим обсуждение. 

Примерная продолжительность проведения киноклуба от двух до четырех часов, что зависит от метража фильма, его художественных достоинств и актуальности, а также от значимости заявленной проблематики. 

Где я беру фильмы для киноклуба? 

В начале клубной работы репертуар формировался сразу на весь сезон, т. к. много было видеофильмов, которые мы не имели возможности видеть ранее. И программа показов была достаточно широкой. Мы сразу решили не ограничивать себя какими-то определенными жанровыми и временными рамками. 

Затем киноклуб стал периодически участвовать в премьерных показах кинотеатра, чтобы помочь раскрутить достойные фильмы. Со временем стали налаживаться личные связи с правообладателями фильмов, киностудиями (например, «Снега», г. Екатеринбург), дистрибьюторами и режиссерами документального кино, которые зачастую сами предлагали для просмотра свои фильмы. Особенно в этом отношении нам помог фестиваль документального кино «Россия».

Поэтому репертуарная политика стала более гибкой и ситуативной. Наибольшей востребованностью и активным вниманием у публики пользуются художественные проекты клуба, которые формируются вокруг какой-либо заданной темы. Причем все события и явления вечера должны соответствовать ей, что создает особую культурную пространственную среду, готовя публику к главному — более внимательному, грамотному, эмоциональному и глубокому восприятию фильма. 

В качестве одного из примеров можно вспомнить тематический вечер «Кинопутешествие: отражения». Меня, как культуролога, заинтересовала тема отражения в искусстве, и я решила исследовать ее через киноискусство вместе с киногурманами. Очень долго искала фильмы. Один из них посоветовал А.М. Шемякин, а другой — друзья. 

Причем с режиссером А. Анферовым я списалась через Интернет и получила его согласие на показ картины. Но мне захотелось перед сеансом создать уже в фойе особый настрой на заявленную тему. Отозвались два тагильских фотохудожника — А. Коротков и М. Корзняков, у которых подобная тематика присутствовала в их работах. 

В качестве музыкального оформления я подобрала произведения французских импрессионистов К. Дебюсси и М. Равеля: «Отражения в воде», «Колокола сквозь листву», «Игра воды» и т. д. После торжественного открытия выставки и знакомства с ее авторами уже в большом зале мы вместе с публикой вспомнили различные художественные произведения искусства, так или иначе связанные с мотивом отражения: «Зеркало» А. Тарковского, «Менины» П. Веласкеса, «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, миф о Нарциссе, музыку М. Равеля и К. Дебюсси. 

А затем после постановки проблемы — «Что же на самом деле мы видим в отражениях? Только ли то, что запечатлел фотограф, режиссер, художник, или нечто другое?» — мы начали кинопросмотр. И если «Зеркало Голландии» показывает пейзажи страны исключительно как отражения в озерах, реках и прудах, то фильм А. Анферова, несмотря на присутствие реальных отражений в реке Чусовой, скорее рассказывает о времени его юности, о СССР 70-х годов, России XIX — начала XX века, историю нашей страны вообще. Обсуждение было очень интересным. Нам удалось только прикоснуться к одной из главных составляющих искусства в формотворческом и смысловом отношении, и мы решили непременно тему продолжить в дальнейшем. 

Следует подчеркнуть, что планируемые художественные акции вокруг фильма не самоцель и не просто «рюшечки на платье». Они помогают создать такую атмосферу кинопоказа, которая настраивает публику на особенное восприятие кино как искусства. Хотя подготовка таких мероприятий чрезвычайно трудоемка и по времени и по силам, но она оправдывает себя и количеством зрителей, и степенью их осознанного восприятия фильмов. 

Условно деятельность киноклуба можно разделить на три периода: 

1. Достаточно стихийная организация клубов. 

2. Время становления и наработка форм и методов работы со зрителем. 

3. Стабильное функционирование клубной работы. 

Конечно, время вносит свои коррективы со знаком «плюс» и со знаком «минус». Сейчас я сотрудник кинотеатра в должности руководителя клубных формирований. Но этому предшествовали несколько лет, по сути, бесплатной, волонтерской деятельности с моей стороны. 

С госучреждением можно наладить хорошие взаимоотношения только благодаря личному большому труду и профессиональному отношению к делу. И два высших образования (музыкальное и культурологическое) мне в этом помогают. 

На репертуарную политику администрация кинотеатра не влияет, а лишь обращается с просьбами. Мне повезло с руководителями кинотеатра. Сотрудник учреждения, отвечающий за репертуар, по мере возможности помогает с программой показов, хотя решаю щее слово остается за мной. Крите рием отбора фильма служит только одно — это должен быть профессионально добротно сделанный фильм, глубокий по содержанию, актуальный не только по времени создания, но прежде всего по значимости извечных тем человеческого самоопределения. 

Ведь по большому счету искусство — это эмоциональная память того, как физическое существо становилось духовной сущностью — Человеком. А если позволительно будет выразиться наукообразно, то киноклуб — это место создания условий для процесса самоактуализации личности зрителя, да и меня тоже, через систему художественно-образного воздействия на него искусства кино как наиболее универсального и синтетического искусства. И я отдаю предпочтение фильмам, которые благодаря отсутствию назидательности и в опосредованной форме могут подсказать человеку, как в любой жизненной ситуации остаться человеком. 

По-моему, это важнейшая функция любого искусства. Вот это, наверное, и привлекает публику в «Киногурман». Своим главным достижением в работе считаю то, что киногурманы начинают самостоятельно создавать свои киноклубные объединения в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге. Клубная работа достаточно трудная и энергозатратная, но дает возможность консолидировать вокруг клуба интересных, самобытных, необычных — самых

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями