Киноклуб как региональное сообщество

29.08.2018 Новости индустрии
RGDoc продолжает публикацию глав из пособия о развитии киноклубного движения.
Киноклуб как региональное сообщество
Гильдия неигрового кино и телевидения выпустила практическое пособие для руководителей региональных киноклубов. 

 О том, как развивать киноклуб в своем городе, селе, что нужно учитывать при создании, какие ошибки чаще всего делают люди, которые берутся за это дело, где брать кинофильмы, как привлекать зрителя и вести дискуссии о фильме, - обо всем этом рассказывают в издании руководители киноклубов Москвы, Брянска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Саратова, Челябинска, Чебоксар, Перми, Нижнего Тагила, Иркутска, Ижевска, Красноярска, Новосибирска, Кирова. 

Два раза в неделю RGDoc публикует главы из этого пособия. 

Киноклуб международного фестиваля короткометражных фильмов «ЧелоВечное кино». 

Город: Челябинск.

Площадки: ул. Цвиллинга, д. 64, корп. 1, 41-я ауд. (здание общежития Челябинского государственного института культуры); 

ул. Свободы, д. 60, молодежный отдел библиотеки им. А.С. Пушкина.

Руководитель: Мария Онипкина.

Формат: короткометражное документальное и игровое кино, бесплатные показы 2 раза в месяц на протяжении учебного года.

Связь с руководителем киноклуба: +7-929-673-50-23 org.chgikfest@gmail.com

facebook.com/onipkina vk.com/omarie 

Сайт, социальные сети: vk.com/chelkinofest facebook.com/chelkinofest instagram.com/chel_kino_fest www.chelkinofest.ru.

Почему я делаю киноклуб? 

Представьте себе, что вы живете в городе, который в сознании прочно связан с металлургией, танкостроением, метеоритом и суровыми мужиками, но никак не с кино (режиссеров там нет и быть не может). Теперь умножьте это на соседство с Екатеринбургом (200 км от Челябинска) — третьей столицей кино, родиной легендарной Свердловской студии, Алексея Федорченко, Василия Сигарева и других не менее известных деятелей кинематографа. 

Казалось бы, зачем создавать что-то в Челябинске, если рядом все уже есть?.. Тем не менее я занимаюсь ведением двух успешных некоммерческих кинопроектов именно здесь, в Челябинске. 

В 2000-е годы южноуральское кино переживало не самые лучшие времена. После отъезда Андрея Загидуллина (режиссер фильма «Десятка») в 2013 г. и вплоть до 2016 г. киноиндустрию представляли одиночки, выживавшие благодаря участию в съемках рекламного и корпоративного видео и снимавшие короткометражки на чистом энтузиазме. 

Документальное кино было практически заброшено со времен советской кинолетописи. Кафедра режиссуры, выпускающая режиссеров и продюсеров ТВ, по сути, готовила специалистов в никуда. Для них все возможности творческого и профессионального развития и любого устройства по специальности перенеслись в Москву и Петербург. 

О развитии кино речи не было, никто не занимался ни фестивальным продвижением, ни налаживанием творческих связей. Сокращение числа бюджетных мест на кафедре режиссуры, отсутствие государственной поддержки начинающих кинематографистов и низкий уровень региональных фестивалей в 2017 году подкрепились закрытием единственного профессионального челябинского фестиваля «Полный артхаус» и расформированием старейшего в городе киноклуба им. Л. Оболенского. 

Стало ясно, что в отсутствие какой-либо господдержки необходимо создание альтернативной организации, которая возьмет на себя задачи формирования и поддержания сообщества, развития образования и организации показов зрителям дебютного авторского кино. 

История возникновения #Челкиноарт связана еще с одним, уже благоприятным, обстоятельством. В 2016 году кафедру режиссуры кино и ТВ Челябинского государственного института культуры (ЧГИК) возглавил Николай Тележников — режиссер-документалист, оператор, который к тому времени проработал на кафедре 6 лет. 

В отличие от своего предшественника Николай взял курс не на тележурналистику, а на подготовку кинокадров. Он изменил учебные планы, переформировал преподавательский состав и задумал сделать кинофестиваль. 

В феврале 2017 года мы вдвоем решили реализовать с нуля амбициозный проект, главной целью которого станет не творческое соревнование, а общение молодых режиссеров друг с другом. На данный момент «ЧелоВечное кино» — крупнейшая конкурсная и образовательная площадка Южного Урала для молодых кинематографистов. 

Ежегодно на четыре дня Челябинск превращается в столицу кино: проходит конкурс короткометражных фильмов молодых режиссеров, защита кинопроектов (питчинг), мастер-классы ведущих специалистов киноиндустрии и внеконкурсные показы фильмов дружественных фестивалей. 

Среди спикеров — режиссеры-преподаватели творческих вузов, программные директоры фестивалей и киноведы, киношколы и киностудии Москвы, Петербурга, Уфы, Екатеринбурга, Тюмени. Все мероприятия фестиваля бесплатные. Первый шаг был сделан. Фестиваль, безусловно, дал челябинским режиссерам мощный стимул снимать фильмы, общаться друг с другом, создавать команды, но для поддержания этого состояния нужно было придумать формат постоянных встреч, где участники могли бы получить доступ и в свободной форме обсуждать новое авторское кино, новые знания о профессии и расширять круг знакомств. 

Официальная дата рождения сообщества челябинских кинематографистов #Челкиноарт — 22 апреля 2017 года. 

Как я организовала свой клуб? 

Благодаря партнерству с кафедрой режиссуры ЧГИКа площадкой сообщества стала одна из учебных аудиторий института, оборудованная экраном, интернет-связью и звуком, вместимостью 35–40 человек. 

У института есть два кинозала на 150 и 450 человек, они доступны для бесплатного использования. Также мы проводили мероприятия на муниципальных площадках (библиотека, кинотеатр), на улице и в кафе. 

По какому принципу я формирую программу показов? Где я беру фильмы для киноклуба? 

Как и у фестиваля «ЧелоВечное кино», интерес #Челкиноарт — фильмы о жизни человека здесь и сейчас, жизни во всем ее многообразии. Честное кино и высокий уровень кинопроизводства. Мероприятия проходят в среднем раз в две недели на протяжении учебного года (с сентября по июнь). Изначально концепции мероприятий как таковой не было. 

Мы просто заглянули в календарь на сайте Culture.ru и увидели, что в конце апреля по всей России проводится Библио ночь. В 2017 году она была посвящена классике в новом прочтении. Это стало темой первой встречи нашего сообщества. Программа была сформирована из фильмов студентов и выпускников кафедры разных лет, в основу которых легли литературные произведения (они были показаны и на других площадках в Москве и Петербурге партнером FilmFest Club), а также из современных российских анимационных фильмов, подготовленных преподавателем анимации. 

В качестве специальных гостей были приглашены драматурги Центра современной драматургии, актеры театра Николая Коляды из Екатеринбурга, которые провели мастер-класс об экранизации литературных произведений. 

В дальнейшем несколько раз мы повторяли формат тематических киновечеров. Помощь в подборке и предоставлении фильмов оказывал FilmFest Club (так, были показаны альманахи «Дыхание тундры» и «Взросление»). Нашими партнерами показов в дальнейшем стали Молодежный центр Союза кинематографис тов России (альманах «Звезды в кино»), МЦ СК Петербурга (фестиваль «Начало»), Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (фестиваль «Питеркит»), фестивали «Амурская осень» (Благовещенск), «Киношок» (Анапа) и «Кинопроба» (Екатеринбург). 

Еще один формат — Большой уральский выпускной. Это лучшие игровые фильмы выпускников кафедры ЧГИКа и двух екатеринбургских киношкол — Big Bag School и KinoLook. В конце 2017 года я провела экспериментальный формат показа «Кино-новый год: кто что снял в Челябинске в 2017 г.» и пригласила представителей коммерческих продакшн-студий, независимых режиссеров, фестивальных директоров, руководителей национальных общественных организаций, студентов и выпускников ЧГИКа, слушателей детских киношкол. 

Мы постоянно пробуем разные форматы встреч. Это кинопоказы с участием режиссеров, мас тер-классы по разным направ лениям киноискусства, воркшопы, флешмобы. Часть встреч с деятелями кино проходит по скайпу, география — от Москвы до Калифорнии. Поскольку сообщество тесно связано с жизнью кафедры и фестивалем, мы также помогаем с фестивальным продвижением студентам и выпускникам кафедры, в организации практики для студентов на студиях Москвы и Петербурга, составлении заявок на грантовые конкурсы молодежных форумов. Мы организуем дополнительное бесплатное онлайн-образование. 

В 2017–2018 гг. прошли интенсивы по режиссуре, фестивальному менеджменту и продюсированию при участии РГГУ и Нью-Йоркской киноакадемии. 

Чем и как я привлекаю зрителей? Что им интересно в моем киноклубе?

Возможность смотреть кино, обсуждать кино и снимать кино — это то, что важно нашей аудитории. Никаких секретов успеха нет, но есть необходимые маркеры: регулярность, разнообразие и атмосфера. Мы дарим эмоции, ощущение причастности к сообществу без географических границ. 

Для меня также важно лично познакомиться с каждым участником, обязательно накормить и напоить, создать комфортные (иногда неформальные) условия, по-разному организовать про странство. Ну и свобода самовыражения — будь то рисование на доске, дискуссия о фильме или тихое несогласие в углу. Кто мои обычные зрители и сколько их в среднем? Абсолютный минимум — 6, максимум — 70 человек. Средняя посещаемость — от 12 до 20 человек. 

Это студенты профильных кафедр (журналистика, режиссура), абитуриенты, независимые кинематографисты, зрители от 16 до 70 лет, преподаватели кафедры режиссуры ЧГИКа, частные гости, пришедшие по объявлениям о культурных событиях Челябинска. Как я сообщаю о каждом новом событии ? Анонс мероприятий мы размещаем в группе сообщества ВКонтакте, на Фейсбуке и в Инстаграм. Также задействуем разнообразные группы в социальных сетях, освещающие культурные события Челябинска. 

Если это крупное мероприятие (фестиваль или победа на конкурсе), отправляем пресс-релиз в государственные структуры (Министерство культуры, Управление молодежной политики, Управление культуры, Минобрнауки), на профессиональные сайты (Moviestart, Festagent, Cinepromo, Tvkinoradio, Киноафиша) и в областные СМИ. 

Не секрет, что лучше всего работает личное приглашение, поэтому всех известных мне участников я также стараюсь приглашать лично либо сообщением в социальных сетях. 

Платный или бесплатный вход на просмотры? Почему? 

Вход на все мероприятия бесплатный, поскольку мы позиционируем себя как просветительская некоммерческая организация. Также есть опасение, что платное участие оттолкнет молодых людей без постоянного источника дохода. 

За счет чего мой киноклуб живет и развивается? 

Помимо ресурсов института (помещение, техника, архивная съемка), клуб поддержки не имеет. Кофе-брейки организуем на собственные средства. Планируется регистрация НКО и участие в грантовых конкурсах с целью финансирования. Как я вижу будущее своего киноклуба? 

Сейчас это упор на организацию съемочного процесса в сотрудничестве с крупными коммерческими ренталами, помощь начинающим режиссерам в запуске кинопроектов, налаживание междугородних связей и съемка на территории Челябинской области, организация международных проектов, изменение формата образовательной программы фестиваля. 

Что бы я посоветовала тем, кто развивает свое сообщество? 

1. Включиться во всероссийский кинематографический контекст. В нашем случае это произошло так. Я отправила пресс-релиз фестиваля на сайт Молодежного центра Союза кинематографистов России. Мы познакомились с исполнительным директором и с членом совета директоров, которые приехали на питчинг кинопроектов фестиваля, а затем мы получили приглашение принять участие во встрече региональных кинематографистов на форуме молодежи в Сочи. 

За ним последовали Международный культурный форум в Санкт-Петербурге, фестиваль «Человек труда» в Екатеринбурге и Московский международный кинофестиваль (ММКФ). Поездка на площадку региональных кинематографистов стала для нас знаковой. 

Мы увидели людей из других регионов (от Иркутска до Архангельска), которые, как и мы, на своем энтузиазме создали из ничего киносообщество и кинопроизводство. Кто-то из них развил индустрию до стадии монетизации, господдержки и внесения поправок в областное законодательство о поддержке кинематографа, а кто-то только начинает свой путь. В любом случае такие встречи очень полезны для обмена опытом и общего понимания ситуации. 

2. Развивать горизонтальные связи. Пример горизонтальных связей — наше участие в кинокампусе форума «Алтай. Точки роста», который организовал Молодежный центр Союза кинематографистов Алтая совместно с #Челкиноарт и Молодежным центром СК Карелии. Мы все познакомились на мероприятиях Молодежного центра СК, но в данном случае сформировали команду уже отдельно от него. 

3. Привлекать управленцев. Стратегия развития, на мой взгляд, — необходимая часть любого проекта. Эмоциональное и стихийное должно перейти в рациональное и постоянное. 

4. Искать свою аудиторию. Мощным творческим центром могут и должны стать учебные заведения. Так, в отличие от других крупных городов Уральского федерального округа в Челябинске есть кафедра режиссуры кино и телевидения (Челябинский государственный институт культуры) со специальностями «режиссура» и «продюсирование», кафедра журналистики ЮУрГу, кафедра искусствоведения Чел Гу. Абитуриенты, студенты, выпускники и преподаватели этих кафедр — члены сообщества #Челкиноарт. 

5. Объединять разрозненные кинотусовки. К примеру, в Челябинске их достаточно много. Несколько лет назад появилось и активно развивается сообщество видеографов Челябинска (более 300 человек), которое организует встречи раз в месяц — два. Формат — беседа с приглашенным профессионалом видеопроизводства или бизнес-экспертом по заданной теме. Стихийно формируются небольшие сообщества. 

Так, клуб «Киноквартира» ежемесячно собирает аудиторию до 10 человек на зрительские фильмы (к примеру, «Шоу Трумана», сериал «Черное зеркало» и т. д.). Продолжает действовать киноклуб им. Л. Оболенского, на котором еженедельно проводятся показы и обсуждения культового российского и зарубежного кино. 

6. Помогать начинающим организаторам и режиссерам. В ноябре 2017 г. к нам обратился Союз башкирской молодежи, который проводит фестиваль башкирского видео. Им нужна была помощь с организацией и проведением воркшопа для начинающих башкирских режиссеров. Они хотели провести курс сценарного мастерства, разбить участников на команды и дать им задание снять микрометражные фильмы для участия в будущем фестивале. Мы помогли с концепцией воркшопа, нашли преподавателей сценарного мастерства, монтажа и звукорежиссуры, обеспечили воркшоп площадкой и вошли в состав жюри воркшопа. 

7. Дружить с ренталами. В Челябинске существует два крупных рентала, технические возможности которых позволяют снимать до 20 полнометражных фильмов в год. Сотрудничество с ними и привлечение профессиональных операторов, осветителей, композиторов позволяет поднимать фильмы начинающих режиссеров на качественно другой уровень. Многие из них соглашаются работать на некоммерческих проектах, потому что плох тот видеограф, который не мечтает стать кинооператором. 

Чего мне не хватает для эффективности или что мешает в работе? 

1. Пассивность аудитории. 2. Незаинтересованность областных властей в поддержке молодых режиссеров. 3. Отсутствие бизнес-плана. 4. Добровольческая основа участия (деньги приносит другая работа). 5. Недостаточная насмотренность, отсутствие киноведческого образования. 6. Отсутствие встреч лидеров киноклубов. 

Что необходимо для развития? 

1. Международное сотрудничество с европейскими вузами и фестивальными площадками. 2. Расширение формата «от кино к арт»: дополнение киноформатов фотовыставками, перформансами, арт-проектами. 3. Открытие регионального отделения Союза кинематографистов России и кинокомиссии. 4. Вступление в Союз кинематографистов России руководителей #Челкиноарт. 5. Проведение стратегической сессии с представителями областной власти (министр культуры, губернатор), крупными деятелями искусства, кинематографистами области. 6. Ежегодное бюджетирование дебютных работ челябинских режиссеров (спонсорские либо бюджетные деньги), содействие в прокате и продвижении фильмов. 7. Ежемесячное финансирование поддержки сайта. 8. Оплата услуг дизайнера. 9. Зарплата куратору. 10. Оплата проезда куратора на форумы и фестивали.

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями