Киноклуб в краеведческом музее

26.09.2018 Новости индустрии
RGDoc продолжает публикацию глав из пособия о развитии киноклубного движения.
Киноклуб в краеведческом музее
Гильдия неигрового кино и телевидения выпустила практическое пособие для руководителей региональных киноклубов. 

 О том, как развивать киноклуб в своем городе, селе, что нужно учитывать при создании, какие ошибки чаще всего делают люди, которые берутся за это дело, где брать кинофильмы, как привлекать зрителя и вести дискуссии о фильме, - обо всем этом рассказывают в издании руководители киноклубов Москвы, Брянска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Саратова, Челябинска, Чебоксар, Перми, Нижнего Тагила, Иркутска, Ижевска, Красноярска, Новосибирска, Кирова. 

Два раза в неделю RGDoc публикует главы из этого пособия. 

«Иркутский киноклуб».

 Город: Иркутск.

Площадка: отдел истории Иркутского областного краеведческого музея, ул. Карла Маркса, 2 .

Руководитель: Юлия Бывшева.

Формат: документальное кино, бесплатные показы 2 раза в месяц.

Связь с руководителем киноклуба: fond.matera@gmail.com Сайт, социальные сети: https://www.materastudio.ru/irkutskij-kinoklub https://www.facebook.com/materastudio/ https://vk.com/materastud.

Почему я делаю киноклуб? 

Наш киноклуб — это совместный проект киностудии «Матёра» и Иркутского областного краеведческого музея, созданный в 2016 году. Я сама снимаю документальное кино, и мне бы хотелось, чтобы больше людей стали интересоваться доком. Понимали, что это не скучное кино и не передачи на телевидении. 

До нашей территории не доходят российские документальные фильмы, в основном люди не знают, что можно посмотреть и где, даже если захотят. На территории Иркутской области есть два регулярных фестиваля документального кино: «Человек и природа» и «Байкальский фестиваль регионального кино», но у каждого своя узкая направленность. Режиссеров-документалистов мало кто знает. И мне нравится развивать культуру просмотров документальных фильмов и привлекать массового зрителя, тем самым создавая и развивая саму индустрию. 

Идеализированная точка зрения, но без нее не стоит чтото и делать. Пока двигаться вперед помогает только она. Киноклуб нужен мне и для собственного развития, он стимулирует меня искать новые фильмы, знакомиться с режиссерами. 

Как я организовала свой клуб? 

Директор музея Сергей Ступин сам интересуется документальным кино и с большим желанием выделил площадку для совместного проекта. «Иркутский киноклуб» расположен в отделе истории Иркутского краеведческого музея, в самом центре города. У нас достаточно большой экран, неплохой звук и есть оборудование для проведения скайпвстреч. Пресс-служба музея активно занимается привлечением зрителей.  

Где я беру фильмы для киноклуба? 

Помогают с фильмами специальные проекты Гильдии неигрового кино и телевидения — «Программа 20/14» и «Программа 20/15». Фильмы в эти программы отбирали профессиональные кинематографисты, так что мы смело полагаемся на их мнение. В любом случае после выбора фильма в программу я связываюсь с авторами и получаю разрешение на показ. 

У меня много знакомых среди хороших режиссеров, и если я знаю, что у них появился новый фильм, то прошу его для показа. Авторы всегда с радостью дают свои фильмы для показа, за что им большое спасибо!  

По какому принципу я формирую программу показов? Мы показываем документальное кино, которое успешно участвует в кинофестивалях. Перед просмотром я обязательно рассказываю чтото интересное о создании фильма (информацию беру из интервью с авторами либо лично прошу авторов что-то написать). Рассказываю обязательно о самих режиссерах. 

После каждого показа обязательно проходит обсуждение фильма. Мы пробовали формат с онлайн-участием авторов, но это случается редко, так как из-за разницы во времени уже поздно созваниваться по скайпу и бывают технические сбои. Но хочется наладить такой формат общения авторов со зрителем, сделать его постоянным, проводить скайп-встречи хотя бы раз в месяц. 

В будущем мы еще планируем на определенные просмотры приглашать специалистов по теме фильма и устраивать дискуссии. 

С уверенностью могу сказать, что есть три фактора, влияющих на аншлаг в киноклубе: 

• присутствие автора фильма; 

• тема фильма, которая касается Иркутской области (например, показ фильма «Летать» про авиакатастрофу в Иркутском аэропорту); 

• если попадаешь в целевую аудиторию темы фильма (фильм про Владимира Башкирова собрал в киноклубе альпинистов и всех, кто связан с этим спортом).

Кто мои обычные зрители и сколько их в среднем? 

В киноклубе есть постоянный график показов: два раза в месяц. Минимальное постоянное количество зрителей не менее 30 человек (постоянные члены клуба, которые приходят на любой фильм). И в зависимости от тематики фильма приходят разные люди, максимальная загруженность более 100 человек.  

Чем и как я привлекаю зрителей? 

Оповещение о показе обычно проходит в соцсетях, на сайтах киностудии «Матёра» и Иркутского краеведческого музея, моих личных страницах. Анонс публикуется несколькими СМИ Иркутска, идет по радио, о показе сообщают афиши перед входом в музей. 

Мы также используем смс-оповещение постоянных зрителей киноклуба. Часто директор «Матёры» Ольга Мартынова сама обзванивает людей, чтобы пригласить на показ.  

Платный или бесплатный вход на просмотры? Почему? 

Все показы в клубе бесплатные. Сама площадка не имеет права проводить коммерческие показы. И пока нет ажиотажа даже на бесплатные показы. Хотя в будущем хотелось бы проводить коммерческие показы, чтобы привозить авторов или платить какие-то суммы за показ, чтобы создание фильмов не выглядело как хобби. Хочется поддерживать режиссеров. 

Что мне не хватает для эффективности или мешает в работе? 

Мне не хватает еще энтузиастов, которые помогали бы привлекать зрителей, так как при такой регулярности показов не всегда хватает времени обзванивать зрителей, которым был бы интересен, например, конкретный фильм на определенную тему. 

В августе 2016 года ко Дню кино мы организовали целое событие. Показывали фильм Сергея Мирошниченко «Кольца мира», пригласили на показ олимпийского чемпиона из Иркутска, перед показом во дворе музея провели киновикторину, пригласили приехать к нам передвижную кофейню. Все пользовалось большим спросом, людей было много, все посмотрели три часа фильма. Но это грандиозная подготовка, которая возможна раз в год. 

Надеюсь, что скоро начнут помогать студенты Иркутского филиала ВГИК, потому что вся эта работа нужна и для их развития, и для дальнейшей работы. 

Какая поддержка нужна от властей, от зрителей, от киносообщества? 

Когда готовишься к публикациям в СМИ и соцсетях, часто помогает сайт гильдии: понимаешь, что информацию для сайта заполняли сами авторы и она достоверна. Очень бы хотелось, чтобы режиссеры обратили на это внимание и не забывали заполнять свои страницы. 

И еще хочу сказать про наших иркутских режиссеров. Не понимаю, почему они не ходят на показы, обычно это объясняется занятостью. Но у нас достаточно удобное время — вечером в 18.30. Такая замкнутость внутри собственного киносообщества не даст никакого развития. Я все-таки подбираю фильмы, которые являются лидерами на российских и зарубежных кинофестивалях, оцененные профессионалами кино. Для меня этот вопрос остается открытым.

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями