Два раза в неделю RGDoc публикует главы из пособия о развитии киноклубного движения.
Гильдия неигрового кино и телевидения выпустила практическое пособие для руководителей региональных киноклубов.
О том, как развивать киноклуб в своем городе, селе, что нужно учитывать при создании, какие ошибки чаще всего делают люди, которые берутся за это дело, где брать кинофильмы, как привлекать зрителя и вести дискуссии о фильме, - обо всем этом рассказывают в издании руководители киноклубов Москвы, Брянска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Саратова, Челябинска, Чебоксар, Перми, Нижнего Тагила, Иркутска, Ижевска, Красноярска, Новосибирска, Кирова.
Два раза в неделю RGDoc публикует главы из этого пособия.
Клуб «Эксперимент».
Город: Санкт-Петербург.
Площадка: «Открытое пространство», ул. Достоевского, 34.
Руководитель: Николай Веприков.
Формат: игровое и документальное кино, бесплатные показы каждую неделю.
Связь с руководителем киноклуба: veprikovnv@gmail.com; vk.com/veprikovnv.
Сайт, социальные сети: vk.com/ocinemaclub.
Телеграмм-канал: @ccexperiment.
Почему я делаю киноклуб?
«Добрый вечер. Меня зовут Николай. Я рад приветствовать вас в киноклубе «Эксперимент», — такими словами я открываю показы каждую неделю уже в течение четырех лет. Я приехал в Питер из Ижевска восемь лет назад. А в своем родном городе регулярно ходил в легендарный «Ижевский киноклуб», существующий с 1976 года.
Благодаря ему у меня сформировался вкус к хорошему кино. Мне нравился репертуар киноклуба, а также его ведущий Андрей Смирнов, который перед показом рассказывал краткую историю фильма. Андрей так сформулировал миссию своего киноклуба: «Кино должно менять человека, чтобы после просмотра он уходил уже другим».
Как я организовал свой клуб?
В Питере мне сильно не хватало такого места со схожей атмосферой и интересными фильмами. Поэтому в 2014 году я решил взять дело в свои руки и организовать киноклуб самостоятельно. Знакомые помогли мне найти площадку — «Открытое пространство» (уникальное место в городе, где гражданские активисты могут провести свое социально значимое мероприятие совершенно бесплатно). Здесь уже были и проектор, и экран, и колонки. Оставалось только выбрать фильм, создать группу ВКонтакте, через нее найти зрителей, прийти с ноутбуком в назначенный день и все запустить.
Первым показанным мной фильмом стал «Эксперимент» Оливера Хиршбигеля. В честь него и был назван киноклуб. Кроме того, я вкладываю в это название идеи творчества, изменения, развития.
Платный или бесплатный вход на просмотры? Почему?
Изначально киноклуб существует на некоммерческой основе — все показы проходят бесплатно. Это ограничение площадки, да и мне самому нравится такой подход. Он позволяет свободно формировать репертуар, не ограничивая себя чужими рамками, и привлекать больше зрителей.
По какому принципу я формирую программу показов?
Я отбираю фильмы для показа на основе следующих критериев: фильм должен быть качественно снят, раскрывать актуальные, злободневные темы, нести в себе глубокий смысл. За время существования киноклуба был показан самый широкий спектр картин: от мировой классики («Страсти Жанны д`Арк», «Пролетая над гнездом кукушки», «Апокалипсис сегодня», «Бой цовский клуб») и отличного европейского кино («Догвилль», «Вальс с Баширом», «Жизнь других», «Деликатесы») до документальных картин («Выход через сувенирную лавку», «Зима, уходи», фильмы о Майдане и войне в Украине, Магнитском и Немцове…) и артхауза («Влюбленный Тома», «Звуки шума», «Море, которое мыслит», «Святая Гора»).
Где я беру фильмы для киноклуба?
Большинство фильмов я скачиваю из Интернета. Тут, конечно, встает этичный вопрос: правильно ли это? Я отвечаю для себя на него так: от показов я не получаю никакой материальной выгоды и провожу киноклуб на идейной основе. Легально же показать все эти фильмы зрителям просто нереально. Некоторые фильмы предоставляют сами авторы или Гильдия неигрового кино и телевидения, за что я им очень благодарен! Часто я специально подготавливаю фильмы к показу. Хочется, чтобы зрители наиболее полно погрузились в фильм и этому не мешали плохой перевод и некачественное видео. Обычно это касается субтитров, в которых встречаются опечатки, ошибки в разметке, неточное выравнивание по времени, когда текст быстро мелькает на экране. Я стараюсь все это исправить. Однажды я занимался субтитрами к фильму «Гипернормализация» более 6 часов, но все равно не успел к началу киноклуба. Также несколько раз приходилось создавать дорожку с закадровым переводом из дубляжа, наложив его на оригинальный звук. Я считаю, что никакой дубляж не заменит оригинальных голосов актеров.
По какому принципу я формирую программу показов?
Мне в «Ижевском киноклубе» не хватало возможности обсудить увиденное со зрителями. Поэтому я с самого начала стал проводить обсуждения после показа. Это также позволило добавить в проект любимый мной формат дискуссионных клубов. Я постоянно экспериментирую с обсуждением. Оно сильно менялось за историю киноклуба и по форме, и по содержанию. Например, раньше я стоял перед зрителями, а они сидели, как во время просмотра. Позже я добавил перерыв перед обсуждением и стал расставлять стулья кругом, чтобы все были на равных и видели друг друга. По содержанию изначально мы просто разбирали саму картину, ее сюжет.
Время от времени я подбирал фильм к какому-то актуальному событию или дате, которые задавали контекст дискуссии. В дальнейшем сформировался следующий подход: фильм — это только повод и материал для разговора на выбранную тему. И самому фильму посвящается только первая часть обсуждения, а в остальном происходит определение и высказывание личных позиций, а также смысловое погружение.
В последний год я разделил сезон на циклы. Каждый цикл посвящен определенной идее и состоит из 4–5 показов. И каждый фильм раскрывает эту идею с новой стороны. Я постарался выстроить циклы в определенную цепочку: Абсурд — Свобода — Время — Смерть — Предназначение.
Я всегда стараюсь подготовиться к обсуждению, читаю различные материалы об истории создания фильма, о событиях, освещенных в нем. Это позволяет лучше погрузиться в тему, а заодно и узнать много интересного. Сначала вопросы для зрителей возникали во время дискуссии. Затем я начал их записывать во время просмотра фильма. Сейчас же я готовлю вопросы заранее. Раньше вопросы были хаотичными и сильно размывали рамки обсуждения. Потом я стал придерживаться выбранной темы. Были времена, когда нить дискуссии жестко задавалась строгой последовательностью вопросов и приводила зрителей к определенному выводу. В настоящий момент я сочетаю заготовленные вопросы с импровизацией и учитываю реплики Большинство фильмов я скачиваю из Интернета. Тут, конечно, встает этичный вопрос: правильно ли это?
Я отвечаю для себя на него так: от показов я не получаю никакой материальной выгоды и провожу киноклуб на идейной основе. Легально же показать все эти фильмы зрителям просто нереально. Я постоянно экспериментирую с обсуждением. Оно сильно менялось за историю киноклуба и по форме, и по содержанию. Например, раньше я стоял перед зрителями, а они сидели, как во время просмотра. Позже я добавил перерыв перед обсуждением и стал расставлять стулья кругом, чтобы все были на равных и видели друг друга. В результате обсуждения получаются живыми и в процессе возникают новые необычные мысли.
Кто мои обычные зрители и сколько их в среднем?
За прошедшее время сменилось несколько поколений зрителей. Кто-то был всего лишь один раз. А кто-то ходит давно и является постоянным зрителем. Одни приходят только на показ, другие остаются на обсуждение. Несколько раз участники подходили только к началу дискуссии. Временами бывают аншлаги, человек 40–50, даже не на всех хватает стульев. А иной раз в зале всего 2–4 человека. В такие моменты я расстраиваюсь и начинаю сомневаться в том, что это кому-нибудь нужно. Пару раз у меня даже возникали мысли закрыть киноклуб совсем, но потом снова наступали удачные показы и отличные обсуждения, и сомнения уходили.
В мой киноклуб ходят самые разные люди. Их возраст начитается от детей, приходящих с родителями, и заканчивается почтенными пенсионерами. Это студенты, гражданские активисты, интеллигенция, средний класс. Иногда приходят странные личности: эзотерики, вещающие а другие в восторге от дискуссии, но им не нравится показываемое кино. Один раз пришел человек, который представился полковником ФСБ и выведывал: «От кого вы получаете деньги и кто вам поставляет методички по одурманиванию молодежи?»
Что людям интересно в моем киноклубе?
Каждый находит в киноклубе что-то свое: кто-то доволен моей подборкой фильмов, но не доволен проводимым обсуждением, а другие в восторге от дискуссии, но им не нравится показываемое кино. Однажды такие противоположные мнения прозвучали от двух сидящих рядом людей. И тогда я понял, что все делаю правильно. Год назад после одного из обсуждений у меня родилась такая формулировка миссии киноклуба: нравственное и интеллектуальное развитие его участников. Я считаю, что цель «развлекать толпу» слишком проста и малозначительна. Намного важнее воспитывать своего зрителя, делать его лучше. А за счет этого улучшать мир. Более того, я временами вижу, как киноклуб сам меняет меня благодаря заложенной в него идее. Если идея достаточно сильна, то по прошествии какого-то времени и после приложения достаточных усилий она начинает влиять на проект, его участников и создателей. Благодаря этому киноклуб становится чем-то большим, чем обыденные события, мероприятия, встречи. Он начинает жить своей жизнью, вокруг него собираются удивительные люди и вносят что-то новое. Когда у меня опускаются руки, киноклуб продолжает двигаться и в определенный момент уже сам поддерживает меня, придает сил, вдохновляет и открывает новые грани мира.