Никита Тихонов-Рау: «Мы хотим создать экосистему для социального кино в России»

11.11.2015 Новости индустрии
Вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения уверен, что у социального кино большое будущее, как и у всей неигровой индустрии.
Никита Тихонов-Рау: «Мы хотим создать экосистему для социального кино в России»

Генеральный продюсер Лаборатории социального кино «3 сектор», вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения по спецпроектам Никита Тихонов-Рау уверен, что у социального кино большое будущее, как и у всей неигровой индустрии.

Его новый проект - индустриальная площадка «Платформа», призванная соединить кинематографистов, занимающихся социальными темами, с потенциальными партнерами – представителями государственных и бизнес-структур, телеканалов, фондов а также другими заинтересованными игроками рынка – тому доказательство.

Задача проекта – найти новые источники финансирования неигрового кино в России, решая при этом важные гражданские задачи.

Тихонов-Рау рассказал Марии Фаниной об одной самых важных и самых уязвимых сфер российского кинематографа.

Расскажите, пожалуйста, что такое Лаборатория социального кино «3 сектор», чем она занимается, как возникла идея проекта?

Лаборатория социального кино «3 сектор» возникла в результате внутреннего желания изменить жизнь в России к лучшему. Мы все живем здесь, что-то нам нравится, что-то не нравится и мы хотим это изменить. Возникает внутренняя мотивация: «Я хочу, – извините за пафос, – менять мир вокруг». Это свойственно, в принципе, художнику. А художнику-гражданину это свойственно еще больше. Тут возникает вопрос: а насколько в целом кино способно что-то менять: менять людей, менять среду, менять страну? Каков масштаб этого влияния? И как его максимизировать? Так возникла Лаборатория социального кино «3 Сектор».

Для России это абсолютно новый тип продакшна, который включает в себя две части: с одной стороны, это создание фильма, с другой – создание социальной кампании, которая идет вместе с фильмом.

В Великобритании и США это называется impact-продюсирование, есть даже такая профессия: impact producer (impact – влияние, воздействие). В голове impact-продюсера складывается рассчитанная на 2-3 года кампания, в которую он начинает вовлекать различных заинтересованных партнеров. Это может быть государство, бизнес-партнеры, частные фонды, некоммерческие организации, волонтеры.

Как давно существует Лаборатория социального кино?

Она существует около года. В какой-то момент я оглянулся назад и понял, что то, что я делаю – глубоко социально. Лично мне – я сейчас не говорю за моих коллег, у каждого свой интерес в этом виде искусства – интересно работать с теми темами, которые имеют социальный выход. За последние годы я снял фильмы об аутизме, инклюзивном образовании, сиротской системе в России, толерантности, развитии территорий… Сейчас мы снимаем проект о социальных предпринимателях. Для Первого канала мы реализовали несколько проектов, связанных с пожилыми людьми.

Это все - «социалка». Для меня это уже сложившийся путь, мне не пришлось его выбирать, я просто должен его продолжать. Но продолжать на новом уровне – не отдельно взятых проектов, а проектов, построенных в рамках системы. И для того, чтобы такая система в России родилась, нужна инфраструктура.

12211029_1077038408995209_1811184748_o.jpg

Любое направление искусства, бизнеса работает эффективно, когда есть экосистема, в которой оно может существовать. Что входит в эту экосистему? Индустриальные площадки, на которых у людей есть возможность познакомиться, прорасти связями друг с другом. Финансирование со стороны фондов, гранты, выделяемые по социальной сфере государством через структуру Общественной палаты. Если эта экосистема сложится, будет организована не по принципу «заказчик-подрядчик», а по  принципу горизонтальных партнерств, то все будет работать.

Почему в Европе и США, по сравнению с Россией, неигровое кино так востребовано? Почему оно существует как индустрия? Потому что есть индустриальные площадки, на которых люди встречаются. Есть четкие правила, по которым они взаимодействуют: вот телеканалы, вот создатели – режиссерско-продюсерская группа, а вот фонды, которые заходят на эту площадку, чтобы найти для себя интересный проект. Эта площадка прикреплена к фестивалю, а у фестиваля есть определенная тема. И мы понимаем, что если это фестиваль правозащитной тематики, например, то рядом с ним будет индустриальная площадка, которая будет находить финансирование для фильмов социальной тематики. В России ничего подобного нет. И тот проект, который мы будем реализовывать сейчас от Лаборатории социального кино при поддержке Гильдии неигрового кино и телевидения – это осознанный шаг к созданию экосистемы, в рамках которой проекты смогут расти.

С какими темами вы работаете?

Мы делаем социальные кампании вокруг абсолютно разных тем. Например, инвалидность и различные ее формы: по слуху, ментальная инвалидность, инвалиды-колясочники; проблемы, связанные с особенностями ментального развития – аутизм, ДЦП, Синдром Дауна, инклюзивное образование.

Далее, проекты, связанные с социальным предпринимательством, социальной ответственностью бизнеса, устойчивым развитием – эти темы внутри нашей страны сейчас особенно актуальны.

Проекты, связанные с людьми пожилого возраста – в России отсутствует культура старости как таковой – возможность полно, комфортно проживать «серебряный возраст». Экологическая тематика…

Очень много тэгов, по которым мы готовы работать. Это все социальные темы. И предполагается, что мы будем реализовывать ежегодно от трёх до пяти крупных проектов с привлечением внешнего финансирования, способного задействовать лучших режиссеров и продюсеров.

Идеи фильмов обычно исходят от режиссеров или от организаций?

Бывает по-разному. Идея может изначально прийти как внешний заказ, который потом будет развиваться в сторону масштабной социальной кампании – или родиться в голове режиссера или продюсера, который дальше начинает с этой идеей носиться, потому что это для него ценно. Вообще, я бы хотел дать сигнал режиссерам, которые хотят развиваться в этой сфере: если у вас есть идеи, связанные с социальными изменениями, приносите свои проекты. Если они покажутся нам интересными, будем вместе думать, как их реализовать.

Как режиссерам подать заявку в Лабораторию?

Мы будем отбирать заявки на условиях открытой конкуренции в рамках ежегодной индустриальной площадки, которая называется «Платформа». Она будет проходить осенью. В этом году мы организуем ее первый раз в несколько усеченном формате. Пройдет она 30 ноября на площадке Impact Hub Moscow. Это партнеры проекта, которые предоставляют пространство, чтобы мы собрали ведущих экспертов этой области и обсудили перспективы развития социального кино в России. Подать заявку можно на сайт www.platforma.msk.ru. Сразу предупрежу – интерес к площадке огромный, а количество мест ограничено. Мы будем собирать заявки и приглашать к участию в этом году очень избирательно.

12218359_1077038518995198_41587072_o.jpg

Какие мероприятия будут проходить в рамках этой площадки?

Во-первых, круглый стол «Социальное кино в России», в котором примут участие ведущие эксперты по теме со стороны медиа, бизнеса, НКО. Во-вторых мы изучим несколько лучших зарубежных кейсов подобных фильмов. Также на площадке будет представлено несколько российских проектов в стадии развития и производства.

Это будут мастер-классы?

Скорее, это будет формат пятиминутных, очень емких презентаций (и по российским проектам и по зарубежным кейсам). Вообще на этой площадке не будет много болтовни. Все будет по делу. Помимо круглого стола это будет классический питчинг: мы выберем самые классные проекты, которые сейчас есть в социальном кино в России, и презентуем их. На площадку придут потенциальные инвесторы, среди которых будут представители бизнеса, частных фондов, НКО, телеканалов, государственных структур. Мы хотим, чтобы в сознании всех участников возникло представление о новой форме продюсирования социальных проектов.

Как принять участие в проекте?

Чтобы принять участие нужно будет зайти по адресу www.platforma.msk.ru и оставить заявку на участие. Еще раз повторюсь – в этом году возможность участия будет не у всех.

Лаборатория социального кино – это бизнес? Она приносит прибыль? Насколько вообще социальный проект может служить средством зарабатывания денег?

Бизнесом можно считать сферы деятельности, обладающие рентабельностью. Доход минус расход дает прибыль. В этом смысле Лаборатория социального кино – это не бизнес. Это самоокупаемая творческая единица, где рентабельностью является заработная плата вовлеченных в проекты творческих кадров. Я уже много раз говорил, что в России 90% снимаемых документальных фильмов не обладают не только потенциалом прибыли, но и зрительским потенциалом. Проект «Платформа» призван как раз изменить эту ситуацию в части зрительского потенциала за счет создания принципиально нового типа контента и других механизмов дистрибуции.

Говорит ли это о том, что документальное кино – это в принципе «третий сектор», благотворительность? И это априори противоречит созданию рынка, индустрии?

Об этом и речь. Это центральная проблема индустрии: что деньги внутри индустрии создатели фильмов зарабатывают в рамках производственных бюджетов на создание фильмов. А дальше зависит от качества работы и любви продюсера к своему кино. Эту ситуацию нужно менять. И наш проект призван это изменить. «Плптформа» реально даст возможность находить финансирование своих проектов. Лаборатория социального кино существует за счет инвестиций со стороны внешних партнеров, и мы работаем не с одной организацией. Каждый проект реализовывается на основе механизмов софинансирования. То, что невозможно по одиночке становится возможно благодаря механизмам партнерства. Сколько партнеров – ровно во столько раз твой проект становится сильнее. Потому что каждый из них – активный субъект, который потом будет это кино двигать вперед, на площадки, будет привлекать СМИ – у каждого есть внутренняя мотивация.

12210769_1077038435661873_1436481703_o.jpg

А насколько такое количество партнеров влияет на художественный результат? Не получается ли такое кино ангажированным: инвесторы указывают режиссеру, что нужно снимать?

Нет. Это наша принципиальная позиция. Ключевое слово в создании произведения остается за его авторами – потому что только авторы понимают, как разговаривать со зрителем языком кино. Но у всех инвесторов есть возможность влиять на содержание, они могут предлагать, могут рассчитывать на то, что мы их услышим, трансформируем их пожелания в художественный язык.

Как вы привлекаете зрителя к таким проблемным, «неудобным» темам?

Очень просто. У китайцев есть такая поговорка: «Не надо говорить про темноту. Нужно прийти в темноту и поставить там одну свечку». Это тот принцип, по которому мы будем работать даже с самыми сложными темами. Что мотивирует людей больше на действия: умыться слезами и понять, что все тленно, бренно… или сформировать – пускай маленькую, но позитивную повестку: к чему идти, как менять, как созидать, как реализовывать? И в этом смысле все наши проекты обладают внутренним светом. Фильмы – это поступки. Для меня это поступки, ради которых я проживаю свою жизнь.

Где можно посмотреть фильмы, созданные в рамках Лаборатории?

Мы показываем фильмы в кинотеатрах, на фестивалях, в киноклубах. Издаем на DVD, BluRay, выкладываем в интернет, когда они отживают свой цикл дистрибуции, показываем на телеканалах, в рамках специальных площадок, связанных с темой. Мы исповедуем принцип кросс-медиа. Это технология, когда создается один многофункциональный контент – и дальше переносится на разные типы носителей. Вот есть, например, полный метр, который идет полтора часа. И ты можешь показать его полную версию в кинотеатре, 52-минутную версию – по телевизору на одном телеканале, на другом канале разрезать его на две серии по 26 минут и показать в субботу и воскресение, на третьем сократить до 15 минут и сделать показ с общественной дискуссией в виде ток-шоу. Потом, ты можешь этот же контент разрезать на 1,5-минутные кусочки и выкладывать как отдельные человеческие портреты твоих героев на youtube-канале или в социальных сетях. Часть твоего фильма может транслироваться на  LED-панелях, на больших видео биллбордах по городам. Ты можешь создать специальный сайт, чтобы вовлекать людей в эту тему, показывая фрагменты фильма и создав онлайн-инструменты участия в проекте. А можешь сделать приложение-игрушку для Iphone – и это тоже будет часть социальной кампании. Это так работает в мире.

Расскажите пожалуйста об участии Гильдии неигрового кино и телевидения в проекте «Платформа», который будет организован 30 ноября.

Для меня «Платформа» очень важна и как для вице-президента Гильдии: в Гильдии я занимаюсь направлением «Спецпроекты». Я считаю, что Гильдия – это структура, которая создает экосистему. Гильдия должна заниматься «взрыхлением земли», на которой прорастут новые ростки – проекты, фильмы, профессионалы. В этом смысле проект «Платформа» - еще один партнерский проект для Гильдии, дать профессионалам из мира кино альтернативный источник финансирования проектов. Особенно это актуально в период кризиса.


Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями