Ольга Аверкиева: Я буду работать в Перми


Ольга Аверкиева: Я буду работать в Перми 23.09.2015 Новости фестивалей

Отборщик студенческого конкурса «Флаэртиана», куратор специальной программы Flahertiana Workshop и выпускница мастерской документального кино Павла Печенкина и Рашида Давлетшина Пермской государственной академии искусства и культуры (ПГАИК) Ольга Аверкиева рассказала спецкорреспонденту RGDoc.Ru Марии Фаниной о работе на фестивале и документальном кино в Перми.

Конкурс студенческих и дебютных фильмов в этом году проводится первый раз. Как возникла идея, кто автор идеи, почему возникла потребность в этом конкурсе?

Очень сложно сказать, чья идея. Но в прошлом году я сама просила, говорила Павлу Анатольевичу, что очень-очень хочется. Хотя в том году тоже был смотр студенческих фильмов, я его организовывала, но не было конкурсной основы. Я считаю, что город имеет право проводить студенческий конкурс, если есть конкурентоспособность относительно других студентов. И поскольку за последние лет 7-8 сформировалась довольно приличная молодая школа документального кино в Перми благодаря Павлу Печенкину, Рашиду Давлетшину, которые набирают курсы в Пермском государственном институте культуры. Уже два курса выпущено, я сама была в первом выпуске, и сейчас снова два курса учатся: второй и первый. Поэтому мы конкурентоспособны.

Ты говоришь о факультете режиссуры?

У нас это называется «факультет искусств, кафедра режиссуры и актерского мастерства». Вообще, между собой мы называем это просто «мастерская документального кино» – и мастера: Печенкина или Давлетшина.

Ты сама училась у Павла Анатольевича?

Да. Более того, я преподаю сейчас вместе с ним режиссуру, мы делим часы. Вообще, у института культуры есть отличие от того же ВГИКа: там есть специализация – кто-то учится на оператора, кто-то – на звукаря, на монтажера, на продюсера. Мы не можем себе такого позволить, потому что у нас всего один курс, и уже на третьем курсе мы стараемся выбирать специализацию под конкретного студента, выдавать ему куратора. Если человек решил заниматься звуком – мы знакомим его с нашими звукарями и он уже учится больше звуку, нежели режиссуре. Точно так же стараемся делать с операторами и прочими.

Вы учитесь 5 лет? Кто ваши преподаватели?

Я еще училась пять лет, на «специалиста», а нынешние курсы уже учатся по 4 года, они заканчивают бакалавриат. У нас преподают работники киностудии неигрового кино «Новый курс», плюс у нас есть еще в Государственном университете журфак – и там тоже небольшое отделение документального кино, если можно так сказать. Некоторые студенты ближе к выпуску понимают, что хотят заниматься документальным кино. И тогда им разрешают сдавать диплом – документальный фильм. У них тоже руководитель Рашид Рафикович Давлетшин. Там есть преподаватели, которые ведут историю кино. Мы стараемся приглашать на короткие мастер-классы мастеров из разных городов России. Ну и «Флаэртиана», конечно. У нас всегда, когда приходит первый курс, первое что мы делаем – это «Флаэртиана» с утра до вечера. Это первое окунание в профессию.

Кто инициатор создания мастерской документального кино?

Павел Анатольевич Печенкин. Я думаю, что просто настал такой момент, когда молодых специалистов стало очень мало в Перми. В свое время наша киностудия документального кино была очень мощной. А потом случился спад и молодого поколения не было.

Расскажи, пожалуйста, какие образовательные мероприятия проводятся в рамках «Флаэртианы» – помимо конкурса студенческих фильмов?

У нас уже давно есть образовательный проект, который называется Flahertiana Workshop – это программа мастер-классов. Каждый раз, когда мы приглашаем члена жюри – сразу просим: «И мастер-класс, пожалуйста, для студентов!» В этом году у нас 13 мастер-классов.  Также есть система «Медиаобразование» – образование при помощи документального кино. Для школьников, студентов, для детского сада. Самая молодая аудитория в этом году – 5 лет. Первый раз у нас такое. Для детей это делается в форме игры, обязательно с обсуждением документальных фильмов. Причем, это не только на «Флаэртиане» – мы круглый год работаем по такой системе. Полезная штука, пользуется спросом по всему краю.

Студенты каких киношкол соревнуются в рамках конкурса?

Мы боялись, что это будут только Москва и Петербург. Но в результате получилось, что один мальчик к нам приехал из Краснодара, двое из Новосибирска, даже есть одна Пермская работа в конкурсе, чем мы очень гордимся. Режиссер закончила этим летом Институт культуры, и ее дипломная работа попала в конкурс (реж. Дарья Абатурова, «Дневник училки» – прим. М.Ф.).

А есть также внеконкурсные показы?

Да, одна из программ – это фильмы ВГИКа, мастерской Караджева и Резникова. Есть еще программа студенческих фильмов из Питера: Николай Макаров отобрал программу. Есть программа пермских фильмов. Там 6 фильмов, 2 клипа и 4 интервью студентов Павла Анатольевича Печенкина.

Вы объявляли прием заявок на конкурс или сами выходили на авторов?

Мы объявляли прием заявок. Единственное, что: Николай Макаров был отборщиком по Питеру – он сам отбирал работы. А так пришло 80 с лишним заявок. Из них отобрали 16 фильмов в конкурс: 12 студенческих и 4 дебюта.

Это тематическая подборка, или тема не ограничена?

Нет, тема не ограничена. У нас главный принцип – кино должно быть «флаэртиановским»: наблюдение, минимум говорящих голов... и прочее.

Есть ли планы сделать международный конкурс?

Да, но я думаю, что не в следующем году, а еще через год.

Какие призы вы вручаете?

Дипломы за лучший студенческий и за лучший дебютный фильмы, студентам мы даем 10 000 рублей, дебютантам – 15 000.

Ты сама как молодой режиссер участвовала этим летом с проектом «Мама, папа, я» в питчинге дебютантов, который проводился в Москве в рамках ММКФ, и получила там Главный приз жюри. Какова судьба этого фильма?

У меня будет «Худсовет» на Флаэртиане. Он проводится уже третий раз. Мы приглашаем мастеров посмотреть черновой монтаж картины. Есть возможность позвать Бориса Яковлевича Караджева, Александра Ильича Гутмана, представить им фильм и попросить сказать, что они о нем думают. Обычного зрителя мы туда не пускаем. У нас один год – одна картина. В прошлом году Павел Анатольевич представлял картину «Варлам Шаламов. Опыт юноши», а до этого была «Кардиополитика». В основном, мы стараемся показывать пермское кино.

Ты планируешь оставаться работать в Перми и дальше развивать здесь индустрию неигрового кино?

Да, однозначно. Единственное, что, я бы съездила в экспедицию с каким-нибудь большим проектом в качестве ассистента режиссера. На Крайний Север, например. А так – обязательно и буду работать здесь.


Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 
comments powered byDisqus

возврат к списку

Поделиться с друзьями