Visions du Réel: калибровка взгляда

14.10.2015 Новости фестивалей
В Москве прошел Weekend швейцарского документального кино.
Visions du Réel: калибровка взгляда
С 9 по 11 октября в московском Центре документального кино при поддержке Посольства Швейцарии были показаны пять швейцарских фильмов-участников фестиваля Visions du Réel, отобранных директором фестиваля Лучано Баризоне специально для российской столицы. Как и название кинофестиваля, эти фильмы предлагают свой «взгляд на реальность».

Показы сопровождались вступительным словом директора Visions du Réel к каждому фильму, Q&A с режиссерами фильма закрытия, вечером цыганского джаза в ЦДК и public talk Лучано Баризоне и Марины Разбежкиной о том, что такое «хорошее документальное кино».

О мероприятии рассказывает Мария Фанина.

Visions du Réel, крупнейший в Швейцарии фестиваль документального кино, уже 46 лет проходит в городе Ньоне и включает в себя национальные и международные конкурсные программы в трех категориях: короткий, средний и полный метры, а также кинорынок с питчингом и мастер-классы.

Концепция Visions du Réel – кино как отражение мира в его многообразии. Как отмечается в каталоге, программа фестиваля 2015 года была выстроена на столкновении агрессивной реальности и утопической мечты. С одной стороны – театр военных действий, развернувшийся на Ближнем Востоке, и затянувшийся кризис пост-советских стран, с другой – мечта об иных пространствах, о чем-то нездешнем.

Для показа в Москве были отобраны фильмы, отражающие актуальные социальные и политические темы, но делающие это максимально ненарочито и опосредованно, «с анестезией».

Например, фильмы «Гангбэ!» и «Горизонты» создают образ «развивающихся стран» через призму искусства.

«Гангбэ!» (реж. Арно Робер, 2015) – фильм о гастролях бенинского джаз-фанк бэнда в Нигерии: музыканты едут на родину легенды афробита Фела Кути, чтобы сыграть дуэт с его сыном. Это путешествие и концерт показаны в фильме как метафора единения Африки. «Гангбэ!» – взгляд западной демократии на Восток: ему интересны не отдельные музыканты, индивидуальные судьбы, полифония голосов, а образ ансамбля – как символ Африки в целом, мечты об унисоне разрозненных стран.

«Горизонты» (реж. Эйлин Хофер, 2015) – история об ученицах гаванской балетной школы, которую возглавляет пожилая звезда мирового балета Алисия Алонсо. Несмотря на почтенный возраст, она продолжает работать и все еще руководит труппой молодых балерин. Но автора фильма интересует не столько преданность делу и талант, сколько образ состарившейся балерины как гротескный символ прошлого, которое довлеет над настоящим страны и мешает развитию молодого поколения. Акцентируется не величие личности и биографии, а ветхость и некрасивость, намекающая на кризис социалистического пространства.

 
Впрочем, в обоих случаях политический комментарий звучит сдержанно и негромко, не желающий его замечать – не заметит, наведя фокус восприятия на музыкальные импровизации и юных балерин в лебединых пачках.

В целом, эти фильмы интересны скорее стройностью формы и – на любителя – яркостью фактуры (музыка, балет, экзотика дальних стран), чем режиссерской трактовкой, достаточно предвзятой, превращающей живых людей в иллюстрации концепций.

Швейцарское кино о Швейцарии более выстраданное и «прожитое», оттого более человечное, в нем гораздо больше любви и поэзии, и все та же мягкая социальность, свойственная всем фильмам подборки.

«Велосипедные истории» (реж. Фредерик Фавр, 2014) – фильм о буднях велокурьеров в Лозанне от режиссера, который сам когда-то начинал как велокурьер. Велосипедист с гигантским рюкзаком за плечами, изо дня в день рассекающий холмистую местность – это человек на жизненном пути. Закадровые монологи самих курьеров, накладывающиеся на проезды – неожиданно поэтические размышления о смысле жизни, о свободе и нежелании вписываться в конъюнктурные схемы, навязываемые обществом: престижная профессия, зарабатывание денег, карьерный рост. Завораживает красивая нематериальность молодых людей, не считающих себя обязанными кому-то что-то доказывать, рваться, хватать – и их легкость, самоирония. «Работа – это хрень какая-то» – говорит один из героев фильма, и с ним трудно не согласиться.

кадр из фильма «Велосипедные истории»

Наконец, фильм «Резунс» («Эхо», реж. Алин Зутер, Селин Карридруа, 2014) об умирающем языке швейцарских деревень – ретророманском – рифмует необычное звучание слов с гулкой тишиной Альп, звоном церковных колоколов, шепотом луга и ветра. Интервью с местными жителями, детский лепет, звуки и виды природы сливаются в единый поток речи региона, затерянного в горах и неминуемо удаляющегося в прошлое – как добрая старая сказка, которую бабушка читает внукам перед сном. Ретророманский представляется как язык семьи и детства, на котором говорят в деревнях, но который забывают, уходя в большую городскую жизнь. Нежное и грустное прощание с детством, уютным старым миром, у которого нет ни сил, ни желания противостоять агрессии цивилизации.

Подборка фильмов, представленная в Москве Лучано Баризоне, позволяет говорить о том, что как и любой фестиваль, фестиваль  Visions du Réel – политический, в опосредованной форме отражающий образ и идеологию страны, продуктом которой является. Кино Visions du Réel, предсталенное в Москве – это кино с доброжелательной, мягкой интонацией, с позитивным и жизнеутверждающим подходом к социальным проблемам – но в то же время и с элементами непроизвольного снобизма, свойственного европейцам во взгляде на чужие, «варварские» культуры. При этом – фестиваль с интересом смотрит в сторону стран пост-советского пространства и имеет продолжительную историю сотрудничества с российскими режиссерами.

Подробную информацию о фестивале можно найти на сайте фестиваля.
Прием заявок на фестиваль 2016 года открыт до 10 января, на питчинг – до 15 декабря.
Следующий фестиваль пройдет 15-23 апреля 2016 года.


Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями