Фильм личный, исповедальный. Про смерть, но без панихиды. Легкий.
- Как устроен мир? – это после «Аллё» у Радова было вместо «Как дела».
Почему-то никто не уходил от ответа. Кто-то одобрял миропорядок, кто-то его терпел. Радов ошарашивал своими неуместными вопросами и как бы выводил человека из автоматизма приличий. И самому ему было интересно по детски, а вовсе не как социологу, журналисту и даже чуть философу (по диплому) - как оно тут все устроено. На первый взгляд, кое-как и далеко от совершенства. Кругом, сколько глаз человеческих хватает, одна беспробудная несправедливость. Но если по настоящему вглядеться… Вглядимся.
Наш фильм это попыткой ответить на дурацкий вопрос – как устроен мир. Через призму рождения, жизни и смерти одного конкретного человека Радова. Если нам удастся увидеть в нем некий закон и смысл, это и будет ответом. МИР УСТРОЕН БОЖЕСТВЕННО. Только сотри случайные черты.
Откуда фамилия? От отца. Чистокровный ирландец Георгий Вельш, выдающийся писатель и публицист, во времена борьбы с космополитизмом взял литературный псевдоним Радов. Просила Римма Казакова, вторая отцова жена, «не портить парню биографию». Имелся в виду их сын, впоследствии очень талантливый писатель Егор Радов, младший брат Саши. Отец предложил и старшему. «Нет, фамилию Радов надо заслужить, - ответил Александр и остался по паспорту Вельшем. А псевдоним Радов не то что заслужил, по самой своей сути вряд ли кто мог быть больше Радовым, чем он, такой радостный и светлый.
С 1980 года он продолжает публицистическое дело отца в «Литературке», «Комсомолке», «Огоньке». Автор знаменитого неопубликованного интервью с Ельциным. В Останкино у него своя авторская программа «Суть дела». С первого же дня свободного российского телевидения он на ВГТРК, создатель студии «Нотобене», политобозреватель, его авторский цикл «Зал ожидания» - про ожидание новой справедливой России, народное вече на вокзалах с простыми людьми вперемешку со знаковыми персонами. Тут изливается весь его природный демократизм.
Но времена уходят и приходят. Когда надо было выбирать, он ушел с гарантированных кабинетных высот в сферу более свободную и рискованную. Основатель череды независимых некоммерческих телекомпаний, из которых самой счастливой оказалась «Фишка-фильм», он уступил творчество другим, более молодым, стал «папой».
Сквозной эпизод, когда после карантина команда «детей» соберется на студии, будет упаковывать в коробки наши архивы, паковать армию статуэток Гран-при с многочисленными, дипломами и тащить это на помойку. По формулировке Марины Голдовской «документалистика – кратчайший путь к нищете». Альтруизм вещь экономически невыгодная. Но совсем другие выигрыши. Взять цикл «Больше, чем любовь» – ведь это некий еще не осмысленный эстетический феномен, целый массив, более 600 фильмов, штук 300 ярких художественных высказываний, штук 50 шедевров прошлой телеэпохи! Да, прошлой, потому что сегодня уже невозможна на телеканале та вольная манера таких режиссеров, как Саша Столяров, который во много задавал тон.
Причина смерти Радова – короновирус. Но это не причина, это всего лишь транспорт, живой, с характером, как конь. Интервью с Кариной Салмановой. Последняя женщина, которая влюбилась в Радова, врач палеомедицины. Она посоветовала: «Он умирает. Заберите его домой. Человек должен умирать дома». Тогда в больницу стали звонить главврачу очень большие люди, чтобы исключить то, о чем она так прямо отважилась сказать мне. Она спросила с оттенком ужаса: «А кто он такой, ваш муж?» В этом смысле – никто. Не вип, не богач, не гений. Просто хороший человек.
Помилование. Избавление. Красота. На дне жизни кромешное горе, но есть кое-что глубже. Это надо умудриться уйти в Чистый четверг. Накануне. Завтра абсурд - смерть Бога, мистика схождения в ад, физически тяжелейший день в годовом круге. Но за ним Пасхальная радость Воскресения вместе со Христом. В этом году специальная тишина. Глобальный траур. Мир на паузе memento mori. Карантин сдул пену дней, остановил беличье колесо. Вот бы Саша удивился резонансу. Никакие траурные церемонии не выразили бы Радову большую Любовь.
Хороший человек - это, безусловно, не профессия. Это гораздо больше. Радов был блаженный. То есть буквально. «Радуйтесь и веселитесь, ибо мзда ваша многа на небесах»! Так заканчивается список Евангельских блаженств:
Нищие духом, плачущие, кроткие, жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные правды ради. Весь список про Радова. Это его особые приметы, кроме одной – плачущие не про него. Нищий духом, да, кроткий, да, жаждущий правды, милостивый, чистый сердцем, миротворец, да. И добавить-то нечего. Потому и Радов.
Жизнь прекрасна и удивительна. Но смерть еще прекрасней и удивительней. Так устроен мир.
Показы на ТВ | |
Дата | ТВ-Канал |
27.12.20 и 29.12.20 | т/к "Россия-Культура" |
Циклы телефильмов:
1. Автор, режиссер и ведущая цикла «Перпендикулярное кино» в «Студии К-2», РТР, 1991-2001
2. Автор и режиссер телеромана «Страданья», 12 фильмов по 20 мин., т/к «Культура», 2002
3. Автор и режиссер цикла «Россия. Времена. Нравы», 5 серий по 26 мин., «Скип-фильм», 2002
4. Автор и режиссер цикла «Небо в клетку», 4 фильма по 26 мин., т/к «Культура», 2004
5. Автор и режиссер цикла «Беседы с мудрецами», 4 фильма по 26 мин., т/к «Культура», 2010
6. Автор и режиссер цикла «Открытость бездне Достоевского», 4 фильма по 26 мин., т/к «Культура» , 2012
7. Автор и режиссер цикла «Ищу учителя», 9 фильмов по 39 мин., т/к «Культура» , 2012-2015
Документальные авторские телефильмы (сценарий и режиссура):
1. «Колдуны», 26 мин., т/к «Культура» , 1996г.
2. «Иностранка» 24 мин., т/к «Культура» , 1997 г.
3. «Облако» 26 мин., РТР,1997 г.
4. «Страна побежденного коммунизма», 26 мин. 1998 г.
5. «Общее дело Приставкина Анатолия», Телеканал «Россия» - 44 мин., 2001
6. «Гулять по воде», 39 мин., 2005 (Приз жюри к\ф «Россия»)
7. «Судьба миллионера в России», 39 мин., 2005
8. «Рояль был весь раскрыт» т/к «Культура», 39 мин., 2005 (приз за лучший сценарий,
к/ф меценатов им. Саввы Морозова)
9. «Б.О.Г. и Божена») – «Первый Канал», 52 мин., 2006 (Главный приз форума
журналистов в Сочи); к/ф в Мадриде)
10. «Два мастера одной Маргариты», «Первый канал», 44 мин., 2006 (Гран-при к/ф
«Культура в эфире»)
11. «Космос и хаос Алексея Лосева», т/к «Культура» 39 мин., 2007 (Гран-при к/ф
Радонеж»)
12. «Вечный», 19 мин., 2007 (Финал конференции ИНПУТ в Йоханессбурге, ЮАР)
13. «Головная боль господина Люмьера», 39 мин., т/к «Культура», 2009 (Приз жюри к/ф
«Окно в Европу»)
14. «Второй» 39 мин., т/к «Культура», 2009 (Лауреат нац. премии «Лавровая ветвь»)
15. «Роман-на-крови», т/к «Культура», 39 мин., 2009
16. «Любовь и больше, чем любовь», т/к «Культура», 59 мин., 2010 (диплом к/ф Покров, Киев)
17. «Болото» 39 мин., 2010 (Гран-при фестиваля русского кино в Нью-Йорке, Гран-
при к/ф «Телепрофи», премия «Страна»)
18. «Оглавление», т/к «Культура», 39 мин., 2011
19. «Автопортрет. Фильм о Сергее Колтакове, снятый им самим», 39 мин., 2011
20. «Кино кончилось», 52 мин., 2012г.
Приз жюри Russian Documentary Film Festival in New-York
Гран-при к/ф «Окно в Европу»,
Гран-при к/ф «Покров» (Украина)
Приз жюри к/ф «Магнификат (Белоруссия))
21. «Роза-Черная дыра», 39 мин ., 2012 г
22. «Между», 60 мин., 2012
23. «Братия Карамазовых», 52мин., 2012 (диплом к/ф «Покров», Киев)
24. «Птирычка», 39 мин., 2013 (спецприз Russian Documentary Film Festival in New- York, 2014), Гран-при к/ф «Магнификат»)
25. «Ку-ку или две беды», 28 мин., 2013 (конкурс к/ф «Артдокфест»)
26. «Притча о хромом баране», 40 мин., 2014 (Лауреат нац. премии «Лавровая ветвь»,
Гран при к/ф в Бангладеш)
27. «Брат твой Каин», 77 мин., 2015
XIII Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел»
(Москва, 2016) – первая премия в номинации «За лучшее документальное кино»;
XIV Международный кинофестиваль «Покров» (Киев, 2016) – приз Зрительский
симпатий и Приз им. А.Ф. Лосева;
Russian Documentary Film Festival in New-York, 2016) – приз в номинации «Лица России».
Лучший сценарий XXI Международного фестиваля «Радонеж» – 2016
Участие в фестивалях:
Международный фестиваль авторского документального кино «Артдокфест» –
2015;
XXIV Фестиваль российского кино «Окно в Европу» – 2016;
XIII Международный к/ф документальной мелодрамы «Саратовские
страдания» – 2016;
II Международный кинофестиваль «Восемь женщин» – 2016;
Православный кинофестиваль «Артос» – 2016
Фестиваль «Встреча» - 2016
Фестиваль российских фильмов в Варшаве «Спутник» – 2016
28. «Наплывы. Любовь»2016, 56 мин., Гран-при к/ф «Кунаки», (Сухум 2017)
29. «Успех безнадежного дела» 2016, 56 мин.
30. «Победа над победой» 2017, 57 мин. Диплом Russian Documentary Film Festival in New-York, 2018
31. «Свет из бездны» 2017, 56 мин.
32. «Портрет художника в зеркале его жены» 2017, 39 мин., т/к «Культура»
33. «Побег души», 2018, 39 мин., т/к «Россия-Культура» XVI Международный кинофестиваль «Покров» (Киев, 2018) Приз им. А.Ф. Лосева
диплом за кропотливое историческое исследование к/ф «Святой Владимир» (Севастополь 2018)
Гран-при фестиваля «Вечевой колокол» (Краснодар 2018)
34. «Посиделки с инопланетянином», 20 мин., 2018, ОТР
35. «Видимое невидимое», 75 мин, 2019, т/к «Россия- Культура» (к/ф «Лучезарный ангел 2020)
36. «25 лет одиночества»
37. «Кира Муратова. Импровизации» (номинация на премию НИКА за 2019)
38. «Клетка» (к/ф «Русское зарубежье» 2020)
39. «Хождение Кутузова за море», 4 серии по 26 мин., 2020 (сценарий)