Богатые и благородные

Хотите дополнить/изменить информацию по своему фильму - создайте личный кабинет и пришлите запрос cо ссылкой на анкету фильма на info@rgdoc.ru
+ ДОБАВИТЬ ФИЛЬМ


О фильме

Название: Богатые и благородные
Название на английском языке: the rich and noble
Производственная компания: ОАО "Свердловская киностудия"
Страна производства: Россия
Год: 2011
Продолжительность: 26 мин.
При финансовой поддержке Министерства Культуры Российской Федерации

Съёмочная группа

Автор сценария: Юрий Демин
Режиссёр: Юрий Демин
Продюсер: Елена Флягина, Михаил Чурбанов
Оператор: Геннадий Трубников
Звукорежиссёр: Марина Макеева

Краткое описание

В 1783 году императрица Екатерина Вторая пожаловала «титулярного советника Алексея Турчанинова с его детьми и  потомками в Дворянское достоинство Российской империи». За какие же «похвальные и благородные поступки» барин Турчанинов, владелец уральских заводов, был пожалован столь высокой наградой? Посмотрим на события середины далекого 18 века сквозь призму сегодняшнего дня.

Описание


В 1783 году императрица Екатерина Вторая пожаловала «титулярного советника Алексея Турчанинова с рожденными и вновь рождаемыми его детьми и  потомками в Дворянское достоинство Российской империи». В грамоте имелось описание  герба нового дворянского рода с изображением в голубом поле серебряной цапли, держащей в правой руке камень в знак того, что он (Турчанинов) «бдением своим учинил многие, как нам, так и государству, услуги…» Указ этот храниться ныне в краеведческом музее в Екатеринбурге, как и некоторые другие вещи, принадлежавшие этой  известной фамилии. За какие же «похвальные и благородные поступки» барин Турчанинов, владелец уральских заводов, был пожалован столь высокой наградой? Попробуем посмотреть на события середины далекого 18 века сквозь призму сегодняшнего дня. Ведь многие историки сходятся на том, что история имеет свойство двигаться по кругу… В середине 18 века казенные Сысертские металлургические заводы от недостатка капиталовложений  и ненадлежащего надсмотра вошли в полосу глубокого кризиса. Правительство Анны Иоанновны признавало, что «казенные заводы не столько прибыточны и государству полезны, как оные, которые на иждивении партикулярных (т. е. состоятельных) людей содержатся». Это и определило передачу Сысертских заводов в частные руки. На их владение претендовали многие богатые и знаменитые люди России, такие, например, как бароны Строгановы. Но солепромышленник и купец Алексей Фёдорович Турчанинов, взявшись в дележ, сумел выиграть  в этом непростом деле. До этого он имел лишь Троицкий медеплавильный заводик близ Соликамска. «На сем заводе около 1742 года делывали прекрасную многоузорчатую медную посуду, посредством особого искусства разными цветными видами испещренную». Заводик этот сделал Алексея Федоровича известным в благородных кругах. Сама императрица Елизавета Петровна приняла от него в подарок прекрасный столовый сервиз, украшенный разноцветной эмалью. Возможно, что получил заводы Турчанинов и благодаря покровительству графа Шувалова, который был весьма высокого мнения о его предприимчивости. Новый хозяин Сысертского, Полевского и Северского заводов тотчас же приступил к энергичным действиям по выводу предприятий из кризисного состояния. Его права были ограничены: за пользование природными ресурсами он платил арендную плату, обязался содержать заводы в должном порядке, усиливая их производительность, а так же платить подати за мастеровых и работных людей. Он построил дополнительные медеплавильные печи, листопрокатный цех, слесарную и ювелирную фабрики. Для быстрого подъема у него не хватало средств, к тому же он сталкивался с бюрократическими препонами, поскольку всякое внедрение технических новшеств допускалось лишь с разрешения Горного департамента в Петербурге (как тут не вспомнить сегодняшний бюрократизм). Тем не менее экономическое чудо на уральских заводах произошло – благодаря прозорливости, живому уму и умелой кадровой политике Турчанинова. Он перевез на свои новые заводы лучших мастеров из-под Соликамска. Имея квалифицированные кадры, он отказался от найма иностранных специалистов, которые работали тогда на многих уральских предприятиях. «На Сысертских заводах нет ни одного иностранца и весь состав распорядителей заключается и в самых простых заводских людях, получивших здесь своё техническое образование и отличающихся практическим искусством» - записано в одном из документов того времени. Вскоре производство железа и меди выросло в 3 раза. Владелец  заводов лично давал инструкции своим мастерам: «чтобы железо имело гладкую поверхность, а медь – приятный цвет, не говоря уже о внутреннем их достоинстве». Какие же секреты помогли Алексею Турчанинову так вырваться вперед? Мы попробуем их приоткрыть. Некоторые документы  18-19 веков характеризуют его как человека с крутым нравом. Но можно ли было без крутого нрава двигать Россию вперед? Есть множество легенд в Сысерти о подземных ходах и казематах, в которых, якобы, находили уже в ХХ веке кости и кандалы. Никаких подлинных свидетельств этого нет. Вместе с тем, новый заводчик был настоящим рачительным хозяином, большое внимание он  лично уделял условиям труда и заботе о работных людях и мастеровых. На этот счет как раз остались достоверные документы и свидетельства тех лет. Жителям бесплатно отпускали строительный лес, жерди, дрова, выделяли покосы. Рабочие раз в году имели месячный отпуск с содержанием на всю семью. Бесплатными были лекарства, медицинское обслуживание, обучение в школе (!!!). Словом, в наше время это называется – социальные гарантии. К тому же заводовладелец требовал от своих служащих, чтобы к мастеровым они относились справедливо и не обременяли их непосильными работами. Даже Александр Первый в письме Пермскому Губернатору отмечал: «Турчаниновы сами делают поблажки рабочим, подавая тем самым дурной пример для мастеровых других заводов». Неудивительно, что волнений на заводах не наблюдалось даже во времена Пугачевского восстания. Рабочие на впустили бунтовщиков в Сысерть. Хорошо укрепив город и вооружившись, они защищали порядки «своего барина». Но не только заводы и производительность интересовали Турчанинова. Он реконструировал городскую плотину, при нем появился в городе зоопарк, зимний ботанический сад, минералогический и археологический музеи, научная библиотека, за книгами для которой он отправлял людей даже за границу (здание библиотеки живо и теперь – в нем расположен детский сад). Недаром его дети и внуки были весьма образованы  и роднились с весьма благородными людьми. Его дочь жила в гражданском браке с известным дипломатом Д.П.Татищевым, её совершенством восхищался поэт и государственный деятель Г.Р.Державин. Старший внук – Павел Соломирский дослужился до чина генерала и женился на фрейлине Екатерине Булгаковой, которая вдохновляла красотой и прекрасным голосом А.С.Пушкина и к тому же была родственницей известных писателей, писавших под псевдонимом Козьма Прудков.  Правнук Турчанинова - Дмитрий стал известным меценатом, щедрым благотворителем - почетным членом попечительского совета Екатеринбургской художественно-промышленной школы, попечителем мужской гимназии, председателем Екатеринбургского отделения Императорского музыкального общества. Много легенд сложено вокруг семьи Турчаниновых - Соломирских и их несметных богатств. В своих руках сосредоточить их они смогли, благодаря своим талантам и неуемной энергии, искусно управляя заводским хозяйством, расширяя и совершенствуя производство. К сожалению, наследники их в последующие века заводскими делами интересовались слабо и предпочитали жить на доходы от заводов в столицах или за границей. Но это уже другая история…

                                                       


Участие в конкурсах
Дата Название кинофестиваля Формат участия Награда/Приз
2013 "Радонеж" конкурс
2012 Национальная премия "Страна" конкурс


Показы на ТВ
Дата ТВ-Канал
2012 телеканал "Страна"

Создатели

О режиссёре Юрий Демин:

 

ДЕМИН ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ

 Родился в1972 году в Казахстане.

Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета им.А.М.Горького, член Союза журналистов России.

С 1990 по 1995 г.г. работал в Свердловской государственной телерадиокомпании корреспондентом, телеведущим,  редактором молодежных, художественных программ. В 1995-1996 г.г. - главный специалист пресс-службы Губернатора Свердловской области, курировал освещение в прессе и электронных СМИ  работу председателя правительства и его заместителей. С 1996 г. по 2004 г. – главный специалист Министерства культуры Свердловской области, куратор театральных, концертных коллективов, издательской деятельности, секретарь комиссии по премиям Губернатора в области литературы и искусства, участвовал в разработке областного закона «О творческих союзах…», временно исполнял обязанности заместителя министра культуры. В 1994-2003 г. помимо основной работы являлся редактором литературного альманаха «Крушение барьера», учредитель которого – Администрация г.Екатеринбурга.             С 2002 по 2007г. преподаватель имиджелогии и мастерства телеведущего в Екатеринбургском государственном театральном институте; заместитель заведующего кафедрой сценических и экранных искусств (выпустил более 100 выпускников актеров театра и кино – телеведущих, многие из которых работают на телеканалах и радиостанциях).

 В 2005-2006г. – генеральный директор муниципального учреждения культуры «Городской дом музыки»

С 2003 – режиссер Свердловской киностудии    

С 2009 – директор и режиссер кинокомпании «Екатеринбург-фильм»


Творческие работы, публикации:

1997 г. «Записки о боли» – сборник, проза, поэзия, г.Екатеринбург.

1998 г. «Нагая Муза» - сборник поэзии, Изд-во «Банк культурной информации», г.Екатеринбург.

1999 г. Автор либретто на русском языке  мюзикла итальянского композитора А.Тровайоли «Черт и девственница», премьера которого впервые в России состоялась в Свердловском академическом театре музыкальной комедии. Спектакль идет по настоящее время, в 2000 году был номинирован на национальную театральную премию «Золотая маска»

2002 г. Компакт-диск «Из звуков сердца», студия «NP» (Екатеринбург-Москва) – автор музыки, текстов, исполнитель.

Публикации в периодических изданиях: Журналы: «Родина» (Москва), «Уральский Следопыт» (Екатеринбург), «Справочник руководителя учреждения культуры» (Москва), альманах «Крушение барьера» (Екатеринбург), журнал «Веси» и др.СМИ.

  Фильмография: 2003 г. – «Зорины» - документальный видеофильм – участник МКФ «Послание к человеку» (2004г. С.Петербург)., Российского фестиваля «Настоящее документальное кино» 2005г. (Москва, ТВЦ), Международного кинофестиваля «One World» 2004г. (Прага, Чехия).   2005 г. – «Мы в Победе узнали себя» - документальный фильм по заказу Главы     Костанайской области (Казахстан).   2005 г. – «Маша Иванова из провинции» - документальный фильм  автор сценария, режиссер (Кинокомпания «СТРАНА»).   2006 г. – «Прощай, мой век!» - документальный фильм, автор сценария и режиссер. Участник специальной программы международного кинофестиваля им.А.Тарковского «Зеркало».   2007г. – «Личная история» (кинокомпания «Снега») документальный видеофильм, режиссер   2008 г. - «Спецпереселенцы» - документальный видеофильм, автор сценария и режиссер (ООО «Второе Продюсерское Управление Свердловской Киностудии»); Фестиваль "Окно в Россию. XXI век" (Москва, ноябрь 2008) Приз "За восстановление исторической справедливости". Внеконкурсный показ в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицина   2009г. «Синара – время и судьбы» (Кинокомпания .  «Екатеринбург-фильм»   2009г.«Игра» - документальный видеофильм автор сценария и режиссер (ООО «Второе Продюсерское Управление Свердловской Киностудии») номинация на национальную премию «Страна» 2011г., специальный показ на «Чеховских чтениях» в Таганроге 2011г.   2012г. – «Богатые и благородные»  документальный фильм (ОАО «Свердловская киностудия»), автор сценария и режиссер 2013г. «Мечты из детского дома» («Екатеринбург-фильм»)  

 

 

Права на фильм/Дистрибьютор

ОАО "Свердловская киностудия"

Возврат к списку 
Поделиться с друзьями