Террор в кино и наяву

Хотите дополнить/изменить информацию по своему проект - создайте личный кабинет и пришлите запрос cо ссылкой на анкету проекта на info@rgdoc.ru
+ ДОБАВИТЬ ПРОЕКТ


О проекте

Название: Террор в кино и наяву
Название на английском языке: Тerror movies and reality
Производственная компания: Студия Андрея Шемякина
Страна производства: Российская Федерация
Год: 2014
Стадия производства: завершенный фильм без премьерного показа
Продолжительность: 52 мин.
При финансовой поддержке Министерства Культуры Российской Федерации

Съёмочная группа

Автор сценария: Андрей Шемякин
Режиссёр: Таисия Решетникова
Продюсер: Наталья Лисовская, Владимир Голиков
Оператор: Александра Иванова

Логлайн

Фильм представляет собой размышление на тему появления и развития понятия "террор" в современном обществе. Что означало оно в 19 веке? И как со временем трансформировалось в "терроризм" - в слово, которое звучит с экранов телевизоров чаще, чем этого бы хотелось. Кино и телевидение приложило максимум усилий к тому, чтобы современному человеку было легко представить террор, как он есть. Авторы фильма ставят перед собой задачу проанализировать причины возникновения этого ужаса, проследить цепочку, которая привела нас к современным итогам, исследовать, как по-разному в мировом кинематографе различные режиссеры искали ответы на вопросы, касающиеся этой сложной темы.

Синопсис

 Синопсис на цикл короткометражных неигровых фильмов: «Террор в кино и наяву» 2 фильма по 26 минут

«Террор в кино и наяву» - это «география» террора, его зрелищность, которая помогает эмоционально сопереживать жертвам, не задавая вопросов о том, как ЭТО оказалось возможным: не вообще, а в каждом конкретном случае. Нас  интересует вопрос о том, почему в современной культуре и, уже, в современном кино, прежде всего документальном, возникает своего рода «стокгольмский синдром», и мы, обычные люди, вступаем на поле, где оказывается возможным эмоциональное сопереживание, даже понимание жертвою – палача, пусть и потенциального – до поры до времени.      Жанр картины – культурологическая публицистика.

  Фильм 1.

Главное действующее лицо – телевизор, где мы видим кадры, монтажные фразы, или героев  картин, о которых пойдёт речь. Кроме этого, однако, мы снимаем «вживую»  разные «точки», где протекает более-менее нормальная жизнь. С одной стороны – это объекты риска, - улицы большого города, улицы маленького города  (совсем другой эффект воздействия той или иной нештатной ситуации), школы, рестораны, больницы, обычные дома, увиденные извне.  То есть те  потенциальные места, где примерно в последние одно-два десятилетия  внезапно случается, - может случиться, - та или иная трагедия.  И с другой стороны – это конкретные места, где трагедия УЖЕ случилась:  место, где шёл мюзикл «Норд-Ост», дома на ул.Гурьянова и т.д. Параллельный монтаж  телевизионной «картинки», поставляемой обществом зрелищ, откуда (из «телевизора») дежурная хроника будет в свою очередь вытесняться кадрами  настоящих документальными фильмами, где уже была сделана попытка (и не одна) подступиться к проблеме с той стороны, с которой подступаемся к ней и мы,  и – уже непосредственной, снятой  в основном нами   живой натуры, которая  окончательно возвращает нас в реальность, -  этот монтаж даёт нам и эстетический, и смысловой стержень фильма. В каком смысле? Какого эффекта мы хотим добиться, или, наоборот,  проанализировать и развенчать тот эффект, который УЖЕ создаётся, и отнюдь не нами. Террор – это не только вооружённое нападение, захват заложников, использование преступных (в том числе и прямо уголовных) методов в политических целях. Это такое состояние, когда как будто совершенно незаметно для вас, зрителя, вы вроде бы ПО СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ (это очень важный эффект, развивающийся во времени). Поэтому мы обращаемся к документальному и игровому кино, в отличие от тв-хроники являющихся концентрированным выражением человеческого опыта, которое ЗА событием прозревает более общие закономерности, - ИХ МЫ ОТЫСКИВАЕМ И ИССЛЕДУЕМ. Террористический акт мы как бы раскладываем на составляющие. Их три: СОБЫТИЕ, ПЕРЕГОВОРЫ, ЦЕЛЬ. Первое: СОБЫТИЕ.  Оно само должно быть зрелищным, - потрясти, выбить из колеи обычного человека, иначе говоря – ОБРАТИТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ. Так сделаны решительно все фильмы про 11 сентября 2001 года (цитаты легко подбираются – от игровых «Башен-близнецов» Оливера Стоуна до , документального шедевра Андрея Загданского «Шесть дней в Нью-Йорке», когда сама эксцентричность визуального жеста поражала сильнее. Чем его смысл. И когда композитор Штокхаузен (возможно интервью с ним) был подвергнут остракизму, сказав, что это КРАСИВО, он лишь подтвердил то, чего добивались террористы в первую очередь. Сегодня же  « Синдром 11 сентября» до сих пор правит Америкой –достаточно понаблюдать, как истерически обыскивают на таможне и БЛАГОДАРЯТ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО. Ответ документалиста: Андрей Загданский (на студии «Остров») снимает фильм «Шесть дней в Нью-Йорке, - принципиально противоположный замыслу террористов. Он снимает место рядом с катастрофой. И показывает методом длительного наблюдения, как люди постепенно приходят в себя, как этот ужас НЕ парализовал лучшее в людях а, наоборот, выявил. Этот фильм – хроника возвращения к жизни, и в то же время досконально точное описание происходившего «здесь и сейчас» на месте катастрофы. Автор добивается сопереживание благодаря развивающемуся на протяжении фильма ЭФФЕКТУ ПРИСУТСТВИЯ». Интервью с Андреем крайне необходимо, право цитирования фильма гарантировано. Теоретически можем зайти и с другой стороны, и взять интервью у Майкла Мура в связи с картиной «Фаренгейт 9.11», где он уже начинает искать виноватых, что облегчит нам переход к следующему сюжету. Другой сюжет: Взрывы на ул. Гурьянова.  Здесь это событие уже подпитывалось атмосферой этнического, «чеченского» террора. Однако смущал именно момент предсказуемости хода мысли в связи с этим ужасным событием. И обе картины, сделанные по свежим следам, - снятая в россии лента  «Террор в Москве» старейшего документалиста Бориса Сарахатунова, первым (кроме репортёров) пришедшего на место катастрофы, и «Недоверие» Андрея Некрасова, снятая в Лондоне, где есть недвусмысленные намёки на провокацию властей (была ещё эпоха Ельцина) –два способа преодолеть магию эффекта. Интервью с Андреем Некрасовым, думаю, можно будет взять по скайпу, Б.К.Сарахатунов, постоянно снимающий с продюсером нашей студии Владимиром Голиковым,  надеюсь, нам не откажет. Второе: ПЕРЕГОВОРЫ. В отличие от покушений и прочих посягательств на личность, террористический акт – это только начало. Объявляется тот, кто берёт на себя ответственность за теракт, и начинаются переговоры. Здесь центральное место займёт фильм Сергея Холодного и Ильяса Богатырёва (он же не только режиссёр, но и свидетель происходящего) - «Терроризм как реклама», получивший приз  фонда  Романа Кармена с формулировкой «За художественность в публицистике» - о том, как Басаев захватил журналистов и сделал их не только заложниками, но и официальными переговорщиками. Он использовал их как свидетелей того, что его «рейд» - это акция протеста, и корректировал тот образ, который журналисты должны были транслировать в эфир, создавая определённое впечатление и фактически через них манипулировал общественным мнением. Как известно, цели он добился, за его переговорами с В.С.Черномырдиным следила вся страна. Наши авторы (Ильяс, который был в своё время ещё и выдающимся стрингером) в данном случае будут комментировать свой фильм и показывать, что в него не вошло, что не вошло. То есть ПЕРЕГОВОРЫ стали виртуальными и визуализированными. Создаётся эффект мнимого приобщения к ходу этих переговоров, эффект сопричастности уже не жертвам трагедии, а политическим целям террористов. Каковы же они? Третье: ЦЕЛЬ. Террор создаёт подмену: вместо решения проблемы он «творит» эффект устрашения». В этом смысле его «домашний», телевизионный вариант, который мы и раскручиваем на протяжении первого фильма, должен сделать общество максимально зависимым от постоянно ожидаемого ужаса. Но документалисты этому сопротивляются. Они снимают фильмы не о политической ситуации, они показывают, как она отражается в душах. Такова трагедия Беслана, о которой сняли свои фильмы Вадим Цаликов, (обязательно даст интервью) рассказавший о ней через школьного учителя, и Варвара Кузнецова, построившая эффект своей десятиминутной картины на монтажном сопоставлении двух свидетельств, записанных изолированно от места действия.  Мы возвращаемся к человеку в кадре: Одному мальчику – 6 лет, другому – 11. Один ещё не понял ничего, он «только» рассказывает.  Другой уже понял всё. И мы понимаем, что обрушился его детский мир. И такова сложная, глубокая, со множеством подтекстов ситуация, которую «экранизировали» авторы уникального немецкого фильма «Германия осенью», - Александр Клюге и другие мастера нового немецкого кино, с которыми мы и хотим поговорить, возможно, в самой Германии. «Германия осенью» (см. подробнее об этой картине в книге Гарены  Красновой «Кино ФРГ», М., 1987) - это согласованная коллективная акция документалистов  Западной (тогда) Германии, рассказ о том, какой цели пытались добиться ультралевые молодые террористы, в ответ на странную гибель (то ли самоубийство, то ли убийство)  в камерах заключения лидеров движения «Красные бригады»: Андреса Баадера и Ульрики Майнхоф. Их молодые последователи  захватили министра Шляйхера, считая, что именно он их главный политический оппонент (потом  всё-таки убили), -  его письма родным звучат в картине. Но этот же фильм, сочетая игровые (точнее, постановочные) и документальные  эпизоды, знакомя зрителей с  атмосферой этой неповторимой осени, когда ещё вот-вот и, в ответ на террор, в Германии снова, как при Гитлере, только без нацистской идеологии, будет введено ПОЛИЦЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО, и надо было вмешиваться, говоря при этом языком искусства, - этот приём сочетания игрового и документального (он и наш тоже, как будет ясно из дальнейшего), создаёт эффект объёма. Финальный титр фильма: «Иногда не важно, когда и как это началось, иногда не важно, как это называется. Главное, чтобы это прекратилось». Такова была ЦЕЛЬ документалистов, и фильм 9совсем не простой для восприятия) произвёл такой эффект, что ЭТО (т.е. ультралевый террор), действительно, прекратилось. Более того, этот фильм стал важнейшим прецедентом для того. Чтобы заново поставить вопрос об ответственности художника за трактовку снимаемого им материала, что показала  прошлогодняя дискуссия о фильме (мы её снимали, материал сохранился) в рамках ММКФ, когда автор этих строк при помощи Гёте-института инициировал показ картины и вёл обсуждение. Так от целей террористов (немецкие террористы, как известно, в частности, из Солженицына, непосредственно столкнувшегося с подобного рода преемственностью сразу после высылки в Германию, в 1974-м году, - возможно, мы обратимся к его свидетельствам, - внимательно изучали опыт русских народовольцев), мы переходим к целям художников. Фильм 2. В этой части картины мы обращаемся к истокам терроризма на отечественном материале. И, используя приём реконструкции, сначала предлагаем зрителю рассказ о романе И.Тургенева «Новь» (1877), впервые в русской литературе показавшего, что помимо «бесовщины» (Достоевский уже пишет «Бесов», где будет карикатура и на самого Тургенева) был ещё и идеализм, зашедший в тупик, но вызывающий уважение. В ответ на эти иллюзии век спустя советский писатель Юрий Трифонов, мучительно переосмысливая опыт воплотившейся революции, пишет роман  со знаковым названием «Нетерпение» (опубликован в 1973-м), и здесь уже впрямую времена смыкаются: ВРЕМЯ ДАЛО ОТВЕТ на идеалистические упования на то, что если пожертвовать своей жизнью за жизнь убиенных членов царской фамилии, всё будет замечательно. Нет, не будет. В данном случае мы уже не будем визуально воспроизводить  страницы романа, -это уже будет и повтор, и породит трудности. Потому что, в отличие от романа Тургенева, где мысль писателя существует в сценах и диалогах, роман с абсолютно точным названием – это роман-размышление, как и наш фильм. Поэтому необходимо, на мой взгляд, этот, завершающий эпизод , поговорив со вдовой писателя, Ольгой Мирошниченко-Трифоновой, процитировать дневники писателя, поговорив с автором замечательной монографии о Трифонове –Натальей Ивановой ввести в контекст большой литературы и культуры, и выйти от злобы дня к общечеловеческим проблемам. И понять, где мы вращаемся в круге одних и тех же сюжетов и персонажей, а где – история уже дала на них СВОЙ ответ. И это – главная цель уже НАШЕГО ФИЛЬМА.   Автор:     Андрей Шемякин  

Создатели

О режиссёре Таисия Решетникова:

Таисия Решетникова родилась в Москве в 1989г. Поступила во ВГИК в 2006г. на режиссерский факультет, в мастерскую А.Е. Учителя. Первая документальная работа режиссера – короткометражный фильм "Прыжок" (2007г.) стал лауреатом многочисленных фестивалей. В 2011г. закончила 5 курс с отличием. В фильмографии режиссера есть как игровые, так и документальные фильмы, отмеченные на различных фестивалях.

 

 

Фильмография:

"Прыжок" - док., 2007, 18 мин, (приз за лучший дебют – премия Лавр, фест. РОССИЯ, Окно в Европу; гран-при - фестиваль ВГИК, фест "Зеркало", АртКиноФест, фест. "Арткино", Best short film - POW fest. (USA))

"Вспышка" - игр., 2008, 10 мин, (участник Кинотавр 2009. Короткий метр)

"Затерянные в Лондоне" - док., 30 мин, 2009 (совместно с NFTS)

"Просто девочка" - док., 2009, 13 мин, (2 приз фестиваля GoEast, Германия)

"Смех в темноте" - игр., 2011, 20 мин.

"Бизнес по-русски" - док., 2011, 44 мин. (пр-во к/с "РОК")

"Нет проблем" – док, 2012, 23 мин (пр-во к/с «РОК»)

"Альберт Швейцер и Елена Бреслау" – док., 2012, 30 мин (пр-во к/с "Фишка-фильм" по заказу ТК "Культура")



О производственной компании Студия Андрея Шемякина:
Характеристика организации-заявителя   Общество с ограниченной ответственностью «Студия Андрея Шемякина» создано в июле 2006 года. Учредителями Студии стали люди, обладающие опытом, известные в своих профессиональных сообществах. Это: генеральный директор Наталья Константиновна Лисовская, на тот момент начальник архива телеканала «Культура», девятнадцать лет проработавшая в отделе информационных программ «Останкино» («Время»); продюсер Владимир Алексеевич Голиков, свыше восьми лет — директор студии «ВИБ-Фильм», лауреат многих престижных фестивалей и конкурсов («Сталкер», «Россия» и др.), долгое время работавший на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ); художественный руководитель — Андрей Михайлович Шемякин, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, киновед, кинокритик, автор и ведущий программы «Документальная камера» на телеканале «Культура», ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства, директор Центра «История и экранная культура» Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), лауреат ТЭФИ и ряда других профессиональных призов. С самого начала руководители Студии поставили задачу максимально полно реализовать все гуманитарные и экономические возможности подобного рода организаций. Цель — создание документальных, игровых, образовательных и издательских проектов, нацеленных на развитие отечественного кинематографа во всех его компонентах. С конца 2006 года Студия приступила к созданию собственных фильмов и сериалов. На сегодняшний день были сделаны следующие ленты:

«Библиотека»  2007г

«Здравствуй, Азбука!» 2008 г.

Цикл фильмов «Наш человек в Кремле» по заказу телеканала «Звезда»   2007 г.

«Н. Хрущев»

«И. Брежнев»

«Ю. Андропов»

«М. Горбачев»

Цикл фильмов «Истории киноначальников или строители и перестройщики» по заказу ГТРК «Культура»    2008г.

«Александр Ханжонков. Последний император»

«20-е Война образов»

«30-е Борис Шумяцкий. Судьба советского Голливуда»

«40-е: Иван Большаков. Киномеханик Сталина»

«50-е: Иван Пырьев. Иван-строитель»

«Российские встречи у подножья Эльбруса» 2008 г.

«Зона дозы» 2008 г.

«Заложники будущего» 2008 г.

«Россия: три кита кинобизнеса. 1908 - 1918» 2008 г.

«В Семью» 2009 г.

Цикл фильмов по заказу МЧС России 2010 г.

«Технологии спасения»

«Силы и средства»

«Жизнь в небе»

Цикл фильмов «Истории киноначальников или строители и перестройщики» по заказу ГТРК «Культура»    2010г.

«60-е: Оттепель, или Тайные стратегии обновления» «70-е: Золотой век застоя. Филипп Ермаш и Владимир Баскаков» «80-е: Гибель империи Филиппа Ермаша» «90-е: Перемена участи» «Нюрнбергский процесс: взгляд в прошлое» 2011 г. Цикл фильмов «Кино, которое будет» 2011 г. эфир телеканала ГТРК «Культура»   

Фильм первый. «Поэт».

Фильм второй. «Боец».

Фильм третий. «Посол»

Фильм четвёртый. «Гуманитарный мыслитель»

Цикл фильмов «Киножизнь» 2011г. эфир телеканала «МИР»

«Отец в командировке» 2013г. Производство цикла программ «Жемчужина Подмосковья» 20010-2011г. по заказу ООО «Телеканал Подмосковье». Цикл программ «Документальная камера» по заказу ГТРК «Культура» 2008-2013 г.       В настоящее время Студия работает над фильмами и сериалами, заказанными Федеральным агентством по культуре и кинематографии и каналом «Россия - Культура».

Со студией сотрудничают известные кинематографисты-профессионалы: Валерий Фомин, Виталий Трояновский, Николай Бородачев, Карен Шахназаров, Майрам Юсупова, Иван Твердовский, Сергей Соловьев, Владимир Малышев, Наталья Калантарова, Елена Стишева, Евгений Потиевский, Роман Кармен, Евгений Богатырев,  Дарья Хренова, Борис Сарахатунов, Наталья Примакова, Сергей Головецкий, Владимир Шатин, Андрей Ладога, Ольга Тарасова и многие другие.

Студия располагает обширной фото-видеотекой, оборудованием для проведения цифрового монтажа, комплектом репортажного осветительного и звукового оборудования, видеокамерами НDV.

 




Возврат к списку 
Поделиться с друзьями