Мои фестивальные впечатления

08.06.2017 Аналитика
Светлана Стасенко делится своими впечатлениями о МКФ Документального Кино «ДОКер» 2017.
Мои фестивальные впечатления
Я не киновед, я просто хочу поделиться с вами впечатлениями об удивительных фильмах фестиваля «Докер». В прошлом году я уже попробовала себя в качестве «кино-обозревателя», и на этот раз решила повторить опыт. Во-первых, хочу сказать огромное спасибо организаторам фестиваля, сумевшим собрать очень мощную конкурсную программу со всего мира. А во-вторых, хочу поблагодарить самих авторов этих фильмов за бесстрашный и талантливый взгляд на мир, такой привычный и столь же парадоксальный. Картина «В процессе» (Нидерланды, режиссёр Джиска Рикелс). Этот фильм на сто восемьдесят градусов перевернул мои представления о мусульманской семье. Нам, европейцам, всё время кажется, что мусульманские женщины бесправны и забиты, а их ужасные чёрные наряды-коконы вызывают у нас сочувствие и жалость. Но в реальности всё намного сложнее. Я не раз бы-вала в мусульманских странах, и меня всегда поражало, что эти замотанные в чёрные тряпки женщины совсем не выглядят несчастными и забитыми... Фильм Джиски Рикелс показывает мусульманскую семью изнутри: заботливого и растерянного отца семейства, которому с огромным трудом удаётся вывезти из Сирии в Нидерланды заболевшую раком дочку. Девочку, главную героиню фильма, которая в новых обстоятельствах чувствует себя неуверен-ной и эмоционально подавленной. Девочка скучает по маме и сестрам; она очень хочет вернуться домой и снова ходить в школу. Но ей становится всё хуже, и поэтому уезжать нельзя – надо продолжать лечение. И тогда отец девочки, пожилой сириец, не говорящий по-английски, смешной, растерянный и нелепый, старательно ищет возможность перевезти в Нидерланды всю семью. Он находит таких же беженцев, как и он сам, и они помогают ему со-брать деньги на билеты. И вот уже вся семья встречается в аэропорту. Сколько любви и искренней нежности в этой встрече! История семьи беженцев рассказана Джиской Рикерс с такой теплотой и любовью, что мы за час успеваем искренне привязаться и к больной девочке, и к её нелепому, похожему на состарившегося клоуна отцу. Зрительское сердце выпрыгивает от радости, когда в конце фильма врач говорит девочке о том, что в её голове больше нет опухоли, и она практически здорова, а девчушка и её отец благодарят врачей, плача от счастья. Я думаю, что фильм Джиски очень важен в сегодняшней обстановке всеобщей нетерпимости. Он легко и ненавязчиво рассказывает о том, что все мы – братья и сёстры в этом огромном мире, и чужой беды не бывает, а только общая… Фильм «Возвращение к себе» (Корея-Индия, режиссёры Чанг-Йонг Мун и Чин Чон) – рассказ о деревенском мальчике из Кореи, которого тибетские монахи объявили «Ринпоче». В тибетском буддизме есть странное для европей-цев понятие «тулку». Тулку - это физическое воплощение одного из трёх тел Будды. Такой человек, где бы он ни появился на свет, всегда становился духовным лидером тибетских буддистов. «Тулку» постоянно перерождается, чтобы продолжать духовную работу. По каким-то признакам монахи определяют, когда и где должен родиться новый «тулку». И вскоре за малышом, едва вставшим на ноги, посылают делегацию из Тибета. Часто для большей торжественности «тулку» называют Ринпоче, что означает «драгоценность». Маленькая «драгоценность» из корейского фильма на наших глазах переживает фантастический взлёт: его забирают из деревни в местный монастырь, выделяют для него самое почётное место, и толпы людей приходят к чудо-ребёнку за благословением. Но время идёт, а никто из тибетцев не при-ходит за новым Ринпоче. И тогда местные монахи объявляют мальчика «фальшивым «тулку» и изгоняют из монастыря. Рядом с ним остаётся только престарелый родственник-воспитатель, свято верящий в то, что расчёты тибетских монахов были сделаны верно, и мальчик, и в самом деле, настоящий Ринпоче. Самая драматичная часть фильма – когда воспитатель в течение двух зимних месяцев пешком идёт вместе с ребёнком-Ринпоче в Тибет - и оставляет его в местном монастыре. Когда смотришь, как две продрогшие крошечные фигурки пробираются сквозь пургу по горной тропе, невольно вспоминается восточная живопись и поэзия, где гармонично переплетаются красота и суровость, безмятежная радость жизни - и глухое отчаяние борьбы за эту самую жизнь... Режиссёры легко и ненавязчиво погружают зрителя в другое измерение, реальное и мистическое одновременно. И зрителю совершенно не хочется из этого измерения выходить, даже когда фильм заканчивается. После сеанса никто не расходился; все молча слушали музыку, сопровождавшую титры – и с большой неохотой возвращались в привычную московскую жизнь… «Плацкарт» (Россия, режиссёр Родион Измайлов). Эта идея долго носи-лась в воздухе: сесть в поезд «Москва-Владивосток», и за две недели получить объёмную картину бесконечных вариаций российской жизни. Пробовали многие. У Родиона получилось. Я с ним давно знакома, и знаю, как блистательно Родион умеет общаться с людьми. Пассажиры мгновенно принимали режиссёра в свою компанию, забывая о камере и рассказывая ему о сокровен-ном. А дальше – только мастерство оператора и ювелирная точность монтажа. Все герои фильма получились у Родиона очень симпатичными и обаятельными, даже уголовник, который едет домой после десяти лет отсидки, и убеждённый коммунист, сокрушающийся о распаде СССР. Такие персонажи (в смысле, убеждённые коммунисты) обычно вызывают у меня тяжёлую аллергию, но в фильме Родиона он скорее смешон, чем отвратителен. Очень удачно выбрано время: люди встречают в поезде Новый год. Не-которые встречают его так активно, что их приходится высаживать на ближайшей станции. Но в основном нас знакомят с обаятельными и азартными людьми, умеющими сбежать от обыденности даже в плацкартном вагоне. Компания бывших однокурсников, живущих в разных городах, но сумевших сохранить студенческую дружбу, Пожилая пара, с нежностью рассказывающая друг о друге и, похоже, действительно счастливая. Забавные тётеньки, раз в году удирающие от своих семей, чтобы вволю «потусить» в плацкартном ва-гоне. «Плацкарт» – из тех редких сегодня фильмов о России, в которых есть азарт и энергия, восхищение буйством жизни и добродушная вера в людей. «Вавилонские мечтатели» (Израиль, режиссёр Роман Шумунов). Действие фильма происходит в Израиле, но говорят ребята по-русски, и проблемы у них какие-то очень «русские». Мать главного героя спивается и погибает, оставляя сиротами двоих малолетних детей. По непонятным причинам старшему брату отказывают в оформлении опекунства, и дети отправляются в детский дом. Мать другого героя картины после тяжёлого расставания с мужем заболевает психической болезнью, и теперь находится на попечении двадцатилетнего сына, который к тому же проходит службу в армии. У других ребят ситуация не лучше – мы узнаём об этом из диалогов и случайных об-рывков разговоров. Но этих не слишком счастливых юношей объединяет общая цель – они мечтают стать лучшими в мире исполнителями брейк-данса. Поначалу эта затея кажется бредовой и зрителям, и даже им самим. Но, несмотря на все свои беды, парни упорно тренируются, и в конце фильма мы узнаём, что в 2016 го-ду эти странные пацаны стали таки чемпионами Европы по брейк-дансу! Фильм «Вавилонские мечтатели» менее ровный и не такой «художественный», как описанные выше. Но удивительная теплота и искренность от-ношений между авторами фильма и его героями, безусловно, делает его од-ним из главных открытий этого, богатого на хорошее кино, фестиваля. «Дар» (Польша, режиссёр Пшемыслав Камински). У этого фильма очень точное название. Главный герой, Юрий – украинский эмигрант из шахтёрского городка - обладает редким талантом гипнотизёра. Но это не главное. Главный (и очень редкий) дар Юрия – дар жизни в нескольких измерениях, отчётливое ощущение нематериальности мира. Сейчас и в России, и в Украине много рассуждают о Боге, о вере, о православии. Но, к сожалению, большинство из этих ревнителей веры Христовой просто ищут удобные способы манипулирования людьми. Феномены, способные ощущать дыхание Божье, проникать в иные измерения, чувствовать взаимодействие разных пространств, присутствие че-го-то иного, непознаваемого и необъяснимого, встречаются так же редко, как люди с абсолютным слухом или, например, с врождённым умением рисовать. Перед нами как раз тот случай – человек, обладающий уникальным даром слышать и ощущать иные измерения. И при этом абсолютно одинокий, живущий наедине со своими демонами. Он обращается к публике, рассказывая о сокровенном – но никто из пришедших на шоу не может и не хочет его понять… Так же, как никогда не понимали Юрия его отец-шахтёр, его мать, и даже любимая женщина, с которой он расстался много лет назад, и которую любит до сих пор. Режиссёр Пшемыслав Камински взялся за очень сложную работу - рассказать о внутренних демонах, раздирающих незаурядного человека. И с этой задачей, на мой взгляд, справился. Фильм очень цельный, драматургически выстроенный, с глубоким погружением в странный мир Юрия - гипнотизёра, целителя, артиста, верящего в свою незаурядную силу - и боящегося этой силы. «Люби меня, если сможешь» (Чехия, режиссёр Дагмар Смржова). Очень смелый фильм о сексуальной помощи инвалидам. Мы, россияне, живём в не-комфортном мире, и на многие проблемы привычно закрываем глаза. Жители Москвы и Петербурга уже начинают привыкать к инвалидам-колясочникам на улицах города, а в большинстве малых и средних городов России участь инвалида – четыре стены собственной квартиры. Какая уж тут сексуальная помощь! Тем интересней мне было смотреть этот фильм, где есть замечательная сцена, показывающая специалистов из Германии, которые проводят в Чехии обучение всех желающих правильному и комфортному сексу с инвалидами. В картине Дагмар три героя-инвалида, и все они очень откровенны с режиссёром. Благодаря этой откровенности начинаешь понимать всю остроту проблемы, о которой никогда раньше не задумывался. И невольно проникаешься уважением к женщинам - представительницам древнейшей профессии, которые, отучившись на курсах, начинают работать с инвалидами, и делают это бережно и уважительно – так, по крайней мере, мы видим в фильме. Хочется сказать спасибо режиссёру за выбор темы, за смелость, за умение рассказать о жизни инвалидов без пошлой жалости, сдержанно и уважительно. «Закон Гелены» (Чехия, режиссёр Петра Несвачилова). Это дебют, и эта работа менее мастеровитая, чем те, о которых я уже рассказала. Но она очень интересна как выбором героини, так и неожиданными поворотами во взаимоотношениях преступников и полиции. В конце девяностых молодая женщина-полицейский Гелена Канова отправила за решётку знаменитую «банду Бердыха», в которую входили охранники и… полицейские, бок о бок работавшие с Геленой. За успешную операцию Гелену наградили и повысили в звании, но вскоре она была вынуждена оставить работу в уголовном розыске и перейти в другое подразделение полиции - из-за происков тех самых, разоблачённых ею полицейских. Но самое интересное, что главарь банды, бывший охранник Бердых, продолжал общаться с Геленой и будучи в тюрьме, и после выхода из неё. И это не было общение преступника с «коррумпированным» полицейским - наоборот, честная и бескомпромиссная Гелена всегда вызывала искреннее восхищение бандита Бердыха. На мой взгляд, именно эта линия наиболее интересна в фильме Петры Несвачиловой. К сожалению, молодому режиссёру слишком много всего хотелось нам рассказать, в том числе и о се-бе самой, и парадоксальная дружба честного полицейского Гелены Кановой и жестокого убийцы Бердыха отошла на периферию повествования. А жаль… «Чарро из Толукильи» (Мексика, режиссёр Хосе Вильялобос Ромеро). Документальный фильм о больном СПИДом певце мариачи оказался, пожалуй, самым азартным и жизнерадостным фильмом фестиваля. Герой скачет на лошади, поёт в маленьких кабаках, легко выпивает пинту пива, флиртует, влюбляется, с явным удовольствием позирует перед камерой в традиционном мексиканском костюме и широкополой шляпе. Время от времени у него случаются срывы, и Чарро оказывается под капельницей. Но даже в больнице он умудряется смеяться, «выпендриваться» и подшучивать над собой. В этом фильме есть и другая героиня – маленькая дочь Чарро, по счастью, родившаяся без вируса. Хорошенькая и смышлёная девочка всерьёз занимается гимнастикой, любит кататься на лошади, и очень хочет, чтобы мама и папа жили вместе. Но эту странную пару практически невозможно представить мужем и женой. Россию очень строга, серьёзна и набожна; она прекрасно знает, что хорошо, а что плохо, и пытается втиснуть Чарро и дочку в прокрустово ложе усвоенных ею правил и стандартов. А Чарро (да и дочка тоже) не терпит насилия, он свободен и беззаботен. Это большой ребёнок, наивный и немного нелепый в своей неизменной шляпе и мексиканском наряде. Он с удовольствием возится с дочуркой, катает её на лошади - вместо того, чтобы идти в церковь, как велела её мама. Обиды, разрыв, взаимонепонимание – и вот уже дочке запрещают с ним видеться. А он её любит, и Россию тоже любит, несмотря на слишком явную разницу характеров и интересов. Но при этом не пропускает ни одну «милашку», очарованную его пением. Сложно сказать, кто в большей степени автор этого фильма – режиссёр, буквально зачарованный своим героем, или сам Чарро, выдумывающий всё новые трюки и забавы, чтобы как можно эффектней покрутиться перед обожающей его камерой. Тем не менее, фильм получился очень глубоким и сильным – о любви и свободе; о том, как жить со смертельным диагнозом – и не утратить беспечную радость бытия. О глупости взрослых и наивной мудрости ребёнка. О том, как непросто людям слышать и понимать друг друга. Я видела не все фильмы нынешнего Докера. Возможно, среди пропущенных мной картин были работы более яркие и значительные, чем те, о которых я написала. Но эти, описанные мной, фильмы расширили моё представление о жизни, и за это огромное спасибо их авторам и отборщикам фестиваля. 

 С.Стасенко.

Автор материала: Светлана Стасенко
Материалы по темам: Авторские колонки, Аналитика, Интервью, История, Мастер-классы, Статьи, Терминология 

возврат к списку

Поделиться с друзьями