Юлия Кузищина - о фильме из программы «от А до А» фестиваля «Артдокфест».
С 6 по 12 декабря в Москве и Санкт-Петербурге проходит фестиваль «Артдокфест». В программе - 128 фильмов, примерно половина из которых показывается в кинотеатрах, а остальные картины - на онлайн-показах в синематеке artdoc.media. В программе представлено немало работ членов Гильдии неигрового кино и телевидения. Об одной из них, картине «Вырваться. История любви» Ольги Аверкиевой, получившей в сентябре главный приз в национальном конкурсе пермского международного фестиваля неигрового кино «Флаэртиана», а также номинированной на премию «Лавровая ветвь-2018», рассказывает кинообозреватель Юлия Кузищева.
Для Ольги Аверкиевой картина
«Вырваться. История любви» стала уже вторым полнометражным проектом. Ее первый фильм «
Детский мат» участвовал в национальном конкурсе «Флаэртианы» в 2016 году и был высоко оценен группой экспертов Гильдии и Союза кинематографистов РФ при оценке фильмов, созданных в 2015 году.
«Вырваться...» рассказывает эпизод из жизни 24-летней Наташи, которая живет в психоневрологическом интернате, но поступает в техникум, потому что хочет получить дееспособность и стать независимой. На своем пути героиня встречает Геру и Колю — воспитанников такого же, но мужского интерната, которые тоже пришли получить профессиональное образование и специальность садовода. Учеба не дается легко, но столь же непростыми оказываются и отношения между людьми.
Фильм Аверкиевой прямолинейно выстраивает череду событий, происходящих с героями, показывая их жизнь в интернате, занятия в техникуме, разговоры, сомнения, и снова — интернат и техникум, учебу, защиту дипломов, комиссию по дееспособности. Каждое самостоятельное действие оказывается трудным и важным для всех героев, которые не считаются государством полноценными людьми, а Аверкиева дает им возможность рассказать о себе.
Режиссер пользуется тем же приемом, к которому прибегала в «Детском мате», где смотрела на окружающих глазами мальчика в сложной семейной ситуации. Но здесь в центре истории оказываются взрослые люди, которые не всегда могут соответствовать официальным ожиданиям, хотя очень хотят ни от кого не зависеть и стать «настоящими». Важной частью фильма становятся монологи Наташи — ее собственный голос, рассказывающий о том, что есть рядом с ней в мире, который она делит то с Колей, то с Герой. В какой-то момент звучит фраза одной из преподавательниц о том, что норму невозможно определить, потому что она «у каждого - своя». Эта идея повисает в воздухе: никто из героев не станет академиком, но они вполне могут заботиться сами о себе и друг о друге — нужно ли что-то еще? Запутанные отношения Наташа решает с улыбкой, проговаривая на камеру свои истории и беспокойства, а ей вторят голоса Коли и Геры.
Несмотря на формальный возраст, герои переживают подростковый период, и камера, постоянно заглядывая в их лица, практически заставляет поверить, что если они приложат достаточные усилия, то смогут постепенно повзрослеть. Но Аверкиева мягко напоминает о том, что все-таки эта идиллия перехода изолирована от внешней среды, снимая с воздуха леса и поля вокруг техникума и интерната. Пройдя знакомые всем обряды инициации — защиту диплома и выпускной праздник, герои оказываются перед комиссией, и вопросы, которые им задают, превращаются в проверку совсем не того, чему их учили на уроках. Но даже и это не будет последним испытанием: независимая жизнь необязательно станет возможной, потому что мир, который не был виден из-за леса и полей, не хочет принимать тех, кто попал в него без какой-либо поддержки, и, не успев «родиться», уже «должен».
Но жизнь продолжается, и последним кадром, которым завершается фильм, становится пустая проселочная дорога, по которой спокойным шагом идет героиня.
Юлия Кузищина