Павел Печенкин: «Если ты живешь в Перми и хочешь заниматься кино, нет необходимости уезжать в Москву»

11.11.2014 Интервью
Павел Анатольевич Печенкин – кинорежиссер и продюсер, генеральный директор «Пермкино», председатель комиссии по развитию человеческого потенциала Общественной палаты Пермского края. По его инициативе и под его руководством 25 лет назад, в 1989 году, была открыта одна из первых независимых киностудий в СССР – «Новый курс». В 1995 году Печенкин инициировал создание Международного фестиваля нового документального кино «Флаэртиана» – единственного на сегодняшний день фестиваля неигрового кино в России, имеющего международный статус. Спустя 10 лет, в 2005 году, в Перми появилась «Пермская синематека», а в 2014 году наконец заработала Пермская кинокомиссия, цель которой – привлечь съемочные группы из России и других стран в Пермский край.
Павел Печенкин: «Если ты живешь в Перми и хочешь заниматься кино, нет необходимости уезжать в Москву»
Павел Анатольевич Печенкин – кинорежиссер и продюсер, генеральный директор «Пермкино», председатель комиссии по развитию человеческого потенциала Общественной палаты Пермского края. По его инициативе и под его руководством 25 лет назад, в 1989 году, была открыта одна из первых независимых киностудий в СССР – «Новый курс». В 1995 году Печенкин инициировал создание Международного фестиваля нового документального кино «Флаэртиана» – единственного на сегодняшний день фестиваля неигрового кино в России, имеющего международный статус. Спустя 10 лет, в 2005 году, в Перми появилась «Пермская синематека», а в 2014 году наконец заработала Пермская кинокомиссия, цель которой – привлечь съемочные группы из России и других стран в Пермский край.

Недавно Павел Печенкин приезжал на несколько дней в Москву по рабочим вопросам и встретился с пресс-секретарем Гильдии неигрового кино и телевидения Александрой Карлинской, чтобы передать призы от «Флаэртианы» московским режиссерам и дать небольшое интервью. В конечном счете небольшое интервью растянулось в интереснейший трехчасовой разговор, во время которого Павел Анатольевич рассказал о том, какими проектами сейчас занимается Кинокомиссия, в каком состоянии находится индустрия кино в Перми, как он в 90-е годы продал квартиру и купил кинокамеру и чему лучше учить современных студентов...


Александра Карлинская (далее – АК): Павел Анатольевич, что такое Кинокомиссия? Зачем, по-Вашему, она нужна Перми?

Павел Печенкин (далее – ПП): Кинокомиссия существует в Санкт-Петербурге, там их даже две: одна частная, то есть как форма собственности, а вторая – при поддержке государства. Точных деталей не знаю, но это так. И еще одна есть во Владивостоке. Почему она возникла в Перми? Потому что мы занимаемся кино, мы знаем все инструменты, которые нужны для этого, и Кинокомиссия – один из инструментов, который может сделать Пермский край привлекательным для съемок. Речь идет о работе с мифологическим пространством, привлечении туристов. Кино очень активно работает с коллективным бессознательным, которое превращается в конечном итоге в деньги. Особенно это касается кинопроизводства игрового кино, так как мы говорим о деньгах, которые съемочная группа оставляет на территории Пермского края – около 1 миллиона в день. То есть если съемки длятся 30 дней, это 30 миллионов рублей вложений в малый бизнес. С точки зрения экономики – это блеск. В нашем государстве, при олигархическом капитализме, нет проектов, которые серьезно бы развивали малый бизнес, а Кинокомиссия – как раз тот проект, который в том числе развивает и его. На первом месте стоит создание мифологического пространства, сакрального. Пермский край огромен – начиная с заповедников на севере и заканчивая лесостепями на юге, на его территории большое количество рек, включая реку Каму. У нас интересная история, начиная со Строгановых и так далее. Этим всем надо заниматься. Так как мои коллеги и я это понимаем, но не понимают люди, отвечающие за выделение денежных средств, нам пришлось доказывать, что Кинокомисся нужна нашему региону, что ее нужно финансировать. На 1 рубль, затраченный государством, мы получаем 5-10 рублей в инвестиции бизнеса. Государство должно тратиться на то, чтобы привлечь деньги в эту историю, и это экономическая сторона дела. Другая причина, по которой мы этим занимаемся, заключается в том, что у нас есть фестиваль, который возник в свое время совершенно случайно, а сейчас он является единственным в России международным фестивалем документального кино, созданным согласно кодексу Международного фестивального движения. Тот инструмент, которым является фестиваль, позволяет развивать и медиаобразование, и медиапедагогику. У нас в Перми уже появилась своя научная школа медиапедагогики. Национальный конкурс на последнем фестивале у нас возглавлял президент Пермского классического университета (прим. автора – В.В. Маланин), международный конкурс – финский продюсер (прим. автора – Иикка Вехкалахти). Все это дает нам возможность проводить массу событий, связанных с различными направлениями деятельности – производством, продюсированием, профессиональным обучением, медиапедагогикой. Кинокомиссия – это последний штрих в картине существования кино в Пермском крае, последнее стеклышко в этой мозаике, в витраже. Сейчас у нас есть все для развития киноиндустрии. Имея все, самое главное, теперь привлечь людей, которые будут снимать талантливые и качественные фильмы. Нам необходимы связи, чтобы приглашать на территорию Пермского края съемочные группы из России и из других стран.

АК: Сколько времени уже работает Кинокомиссия? Она же с 2014 года начала полноценно функционировать?

ПП: Официально с 2014 года, да. Де-факто она начала работать раньше. Мы ведь живем в Перми и занимаемся этим в любом случае, но именно в 2014 году нам удалось убедить власть в том, что это важно, необходимо и выгодно.

АК: Как Вам удалось убедить власть в этом? Сложно было?

ПП: Конечно! Мы 10 лет этим занимались. При нашем олигархическом капитализме сложно объяснить человеку, который занимается, допустим, девеломентом, нефтью, или соль где-то добывает на севере в Березнеках или в Соликамске, что если он даст, условно говоря, 5 миллионов, то мы 40 миллионов к территории Пермского края привлечем, и эти деньги будут потрачены в малом бизнесе. Не у вас в шахте, не у вас на качалке, не у вас в строительстве домов и перепродаже, а в малом бизнесе – то есть в сфере транспорта, гостиниц, на актеров, строительство декораций, художников и так далее. В течение года к нам приезжала практически вся группа «Географа», и на протяжении всего этого времени они проводили мастер-классы для подготовки, конечно, не ведущих специалистов, а помощников. Это был и грим, и звук, и художественная часть, и монтажеры, и так далее. И это был нормальный контакт с профессионалами, которые прекрасно понимают, зачем мы их приглашаем. С профессионалами вообще вопросов никаких нет.

АК: А какими проектами, кроме «Географа», Кинокомиссия успела позаниматься в этом году?

ПП: “Географ” был еще в прошлом году. В этом году мы участвовали в питчинге со студией «РОК» с «Сокровищами Ермака», приключенческим фильмом для детей и подростков. В следующем году будут съемки. Работаем также над историческими проектами. Пермь же была глубоким тылом во времена Великой отечественной войны, и эта история не менее интересна, чем то, что происходило на самой войне. Это история Мариинского театра, ведь отсюда в Перми появилась балетная школа. Это и Русский музей, который был сюда эвакуирован, и много всего другого. Мы запустили проект, сейчас пишем сценарий, в следующем году начнутся съемки, может, даже в конце этого, если успеем. Это будет полнометражная документальная картина, хроники.

АК: На какое кино - документальное или игровое - Кинокомиссия в первую очередь ориентирована? Или в равной степени ей интересно и то, и другое?

ПП: Конечно, мы же документалисты все. Понятно, что мы больше понимаем документальное кино и больше о нем знаем. Вот, допустим, с поляками мы нынче запустили на фестивале историю с доклабораторией, постпродакшненом документальным. Это уже второй раз – впервые мы такую проводили четыре года назад, с французами потом еще опыт был. Если ты живешь в Перми и хочешь заниматься кино, нет необходимости уезжать в Москву. Хотя, безусловно, многие молодые уезжают, но исключительно потому, что молодежи свойственна пассионарность. Благодаря тому, что у нас есть возможности посмотреть кино и пообщаться, многие не уезжают, а остаются и составляют нашу молодую поросль, которая идет за нами. Нам, тем, кто это начинал с самого начала, уже за 50, и это в свое время был настоящий фанатизм. Такой маленький эпизод из жизни для примера: я первую цифровую камеру купил на половину денег, вырученных от проданной квартиры, чтобы элементарно выжить. Такой фанатизм молодежи сейчас и не снился. Те молодые ребята, что у нас сейчас учатся, очень любопытные, посмотрим, что дальше будет.

АК: Как Вы оцениваете состояние индустрии кино в Пермском крае?

ПП: Понятно, что в Москве есть все, а в Питере есть практически все, но я считаю, что Пермь – это одна из столиц документального кино, соответственно, мы за эти годы – в этом году киностудии «Новый курс» исполнилось 25 лет – мы создали очень необычную и совершенно новую даже для Москвы инфраструктуру для развития документального кино, производства и проката. В Москве никто медиапедагогикой и медиаобразованием не занимается. Наша главная цель – это медиаобразование, причем оно основано на просмотре документального кино. Это для нас самое важное, самое массовое, и это больше, чем фестиваль, потому что проходит каждый день в течение всего года. И это гораздо важнее, чем фестиваль, для тех, кто это понимает. Фестиваль – это просто событие, сочное событие, которое проходит раз в год, и понятно, что оно аккумулирует в себе все. Тому, кто хочет посмотреть, что происходит в Перми, обязательно надо приехать на фестиваль.

АК: Сколько проектов Кинокомиссия можно вести одновременно?

ПП: У нас много проектов. Допустим, мы сейчас Наташе Гугуевой делаем фильм про родственников татарской семьи, которых большевики убили, она будет снимать, по-моему, для Первого канала. Еще делаем фильм про дремучую эпоху – XIII век, когда первые русские пришли на Урал, и был среди них такой Стефан Пермский, который крестил язычников. С точки зрения истории, XIII и XIV века – это суровые нравы. Человек другой веры, придя к незнакомому народу, начиначет его крестить! Это же невероятная вещь, потрясающая просто! Он связан географически даже не с самой Пермью, а с севером, он крестил коми-зырян. Потом мы хотим снимать кино про Великую отечественную войну, глубокий тыл, о том, как это повлияло на Пермь. На самом деле Пермь только во время двух войн – Первой и Второй мировых – стала цивилизованным городом. Во время Первой мировой к нам был эвакуирован Тартуский университет, и один бизнесмен пермский передал для него здание. Война закончилась, университет уехал, но кое-кто остался, и так возник первый университет на Урале. Тоже интересная история. Под руководством Павла Семеновича Лунгина мы собираемся запуститься на полнометражный фильм для детей младшего возраста по книге пермского писателя Владимира Воробьева. Пермь в свое время была богата детскими писателями. Есть три известные фамилии, причем известные не только в Перми и даже не только в Москве, их до сих пор дети младшего возраста читают. «Капризку» Воробьева им родители еще читают, пока они сами не умеют. Потом, когда становятся постарше, читают «Ивана Семенова» Льва Давыдычева, еще постарше – Льва Кузьмина. Три писателя, и каждый из них – прекрасная основа для кино. Мы сейчас покупаем права, на экранизацию «Капризки» уже приобрели и приступили к созданию сценария.

АК: Вы много говорили об экономической выгоде проекта для региона. Можете ли Вы сказать, что за время работы Кинокомиссии, то есть за год, Вы привлекли какую-то сумму денег в Пермский край?

ПП: Может, это покажется самонадеянным или громким, но неожиданно Пермский край вошел в десятку самых посещаемых российских регионов с точки зрения туризма. Почему? У нас же везде чудес много, во всей стране. Я считаю, что это, конечно, связано с культурной революцией, которую в свое время сделал Марат Гельман с предыдущим губернатором Олегом Чиркуновым. Пермь везде мелькала. Кино – это то же самое, это тот же самый инструмент позиционирования Перми как интересного места для посещения. Туристический потенциал посредством кино – это один из самых всемирноизвестных трендов. Вспомните хотя бы нашумевший фильм «Властелин колец», после которого десятки миллионов начали посещать Богом забытые места.

АК: Какие Вы видите перспективы развития Кинокомиссии? Какие у Вас планы на ближайшие несколько лет?

ПП: По крайней мере, планируем мы так: каждый год мы готовим проект, съемку. То есть в нынешнем году мы запускаем сценарий, в следующем – подготовительный период и, если успеем, съемочный. Параллельно с запуском в производство мы готовим следующий сценарий. То есть по инициативе Кинокомиссии должны сниматься как минимум одна игровая картина и 5-10 документальных. Как показывает опыт, должно начать работать сарафанное радио. Если люди начнут говорить о том, что, ребят, там классно, там помогают и даже финансовую поддержку оказывают в производстве, конечно, группы поедут снимать к нам. Где им еще помогут? Разница в перевозе группы и проживании – это все считается. То есть как минимум Кинокомиссия должна предложить такую сумму, чтобы было разумно группу человек 50 привезти в Пермский край. А так как возникает новая натура, новые природные и исторические локации, то Пермь от этого только выигрывает.

АК: Вы говорили, что планируете привлекать не только российских коллег, но также и коллег из других стран. А велись ли уже переговоры с кем-нибудь или, может быть, есть идеи, кого Вы хотели бы пригласить снимать кино в Пермском крае?

ПП: С документальным кино мы уже работаем достаточно давно, у нас есть Пермь-36, единственный официальный в нашей стране музей ГУЛАГа, что вызывает интерес у заграничных коллег. С зарубежными группами – это, конечно, отдельная история, потому что нам нужен сценарий, ориентированный на Россию. Во многом это вызывает, тем более сейчас, сложности, потому что при теперешнем понимании патриотизма написать сценарий, скажем, для американского фильма, который был бы приемлемым для нас, шансов почти нет. Америка – огромная страна, там есть все климатические зоны, поэтому для большого Голливудского проекта, скорее всего, это невозможно. Это скорее может быть небольшое по бюджету – по меркам Голливуда – европейское кино. Вот, допустим, был один случай, когда Тео Ангелопулос приезжал снимать в Перми. Это произошло случайно, я его встретил, и он спросил, откуда я. Я говорю, с Урала, из Перми. А он тогда «Пыль времени» снимал, это был его последний проект перед смертью. Фильм был про гречанку, которая оказалась в лагере и вышла замуж за начальника лагеря. И они приехали. Я показал им хронику начала 30-х годов, строительство Березниковского химкомбината. Ангелопулосу эта хроника очень понравилась, и они в конечном итоге приехали через 3 года снимать. Специфика его съемки заключается в том, что он никогда не снимал солнечные дни, по сценарию дело проходило в бескрайней степи, поэтому они фактически только один эпизод отсняли и потом начали искать место. Группе была нужна узкоколейка, которая уходила за горизонт, кадр специфический. Такого места во всем Пермском крае не оказалось, и они уехали в Казахстан. Тем не менее, все равно опыт был. С иностранными проектами надо правильно рекламу разворачивать. Мы пока сделали проект для русскоязычной аудитории, сейчас переводим его на английский. И, конечно, надо презентации делать начиная с Московского, Каннского фестивалей, Берлина – просто этим надо заниматься, и тогда мы вполне имеем шансы получить производство, привлечь иностранные группы. Но, откровенно говоря, этот вопрос пока особенно остро не стоит. Для начала нужно, чтобы наши группы приезжали, потому что это актуальнее и важнее для нас, да и судя по ситуации в стране гораздо реалистичнее. Фестиваль многие уже знают и посещают. Собственно говоря, это очевидно, тут даже говорить не о чем. Кинокомиссия настолько понятная вещь, что она сама за себя говорит. Мы помогаем людям и с актерами, и с поиском локаций, и с достройками. Мы даже готовы оплачивать часть расходов съемочной группы, связанных с организацией массовки, проживанием, транспортом и так далее. Вполне возможно, что мы будем покрывать те расходы, которые съемочная группа совершает на территории Пермского края. Это, безусловно, важно. Главное, чтобы об этом узнали. Процесс это небыстрый, но с момента запуска сайта на нас посыпались разные предложения.

АК: Вы общались с коллегами из Санкт-Петербурга и Владивостока, когда запускали Кинокомиссию? Есть ли планы по открытию подобных комиссий в других регионах России, какая-нибудь общая стратегия развития?

ПП: Вы знаете, в Москве уже пытались создать Кинокомиссию. Сергей Качкин вместе с Константином Нафиковым приезжали на кинофестиваль и говорили, что хотят делать федеральную Кинокомиссию, и во всех регионах открыть филиалы. Ничего у них, видно, здесь не получилось по каким-то причинам. Поэтому если федеральная Кинокомиссии не случилась, значит, она и не нужна. А в Перми получилась, но еще не вечер. Вот она существует, и еще год, два, три, пять, и как только она обрастет какими-то реальными проектами, и это будут не декларации и голая идея, а реальные дела, то можно будет сказать, что она состоялась. Это первый год, когда Кинокомиссия получает финансирование, и еще неизвестно, будет ли оно в следующем. Собственно говоря, Комиссия может работать и без денег, хотя, безусловно, с деньгами это будет намного эффективнее.

АК: То есть, получается, на опыт коллег из Питера и Владивостока Вы совсем не ориентировались и делали историю с нуля?

ПП: Нет, вообще не ориентировались, потому что у каждого свои условия финансирования. С Питером нам не соревноваться, потому что там около 30 фильмов в год снимается, тут все понятно, а Владивосток… Я, честно говоря, даже не знаю, кто там и чем они занимаются, снимают ли они вообще кино. Я о них читал, но что они конкретно делают, я не знаю. Про Питер знаю – там есть две комиссии, я о них уже говорил, с ними все понятно. А Пермь – это все-таки глубинка России, там до центра далеко, и в этом смысле у нас совершенно другие возможности. В каждом регионе все происходит очень индивидуально. Поживем – увидим. Это обыкновенный нормальный механизм, который, в принципе, надо создавать, но приживется ли он, будет ли он живучим – время покажет.

АК: Павел Анатольевич, от чего, как Вы считаете, в конечном счете будет зависеть успех Кинокомисии?

ПП: У нас сейчас вопрос состоит в том, почему в Екатеринбурге нет Кинокомисии. Киностудия есть, а Кинокомиссии нет. А вот в Ярославле, например, она есть. Ребята ее так не называют, но огромное количество групп снимают там кино. Два энтузиаста, два бывших актера запустили это дело и занимаются им. Я хочу сказать, что все будет зависеть даже не от желания местной или федеральной власти, не от этого все зависит. Главное, чтобы были люди, которые этим занимаются, а такие люди в Перми есть, и я надеюсь, что все состоится. 

Авторы

Материалы по темам: Авторские колонки, Аналитика, Интервью, История, Мастер-классы, Статьи, Терминология 

возврат к списку

Поделиться с друзьями