Борис Караджев: Кинематографисту к городскому жителю труднее внедриться

05.09.2015 Интервью
Член правления Гильдии неигрового кино и один из организаторов и идеологов фестиваля «Центр» Борис Караджев поговорил с корреспондентом RGDoc.Ru Юлией Сергеевой о том, для чего нужны подобные фестивали и как они способны влиять на мировоззрение горожанина.
Борис Караджев: Кинематографисту к городскому жителю труднее внедриться
В Москве проходит фестиваль документального кино «Центр», объединяющий фильмы, которые исследуют новые границы современных мегаполисов и город как социальную систему. Каждый год программа проходит в рамках празднования Дня города и освещает один из аспектов развития больших городов, рассматривает вопросы, связанные с изменением внешнего облика мегаполиса, расширением его границ, стилем жизни людей, проблемами экологии и глобализации. В конкурсную программу включены фильмы, представленные на крупнейших международных кинофестивалях (Каннский кинофестиваль, Berlinale, Sundance, IDFA и др.).

Оценивают конкурсную программу зрители, а также жюри. В этом году в его состав вошли главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей и режиссер документального кино Тамара Дондурей.

Член правления Гильдии неигрового кино и один из организаторов и идеологов фестиваля «Центр» Борис Караджев поговорил с корреспондентом RGDoc.Ru Юлией Сергеевой о том, для чего нужны подобные фестивали и как они способны влиять на мировоззрение горожанина.


Борис Яковлевич, вы все фильмы конкурсной программы смотрели?

Некоторые смотрел, да. Но комментировать их не буду – это было бы неправильно.

Нужны ли подобные фестивали российскому зрителю?

Фестивали нужны разные. И любые имеют право на существование. Есть фестивали тематические, основанные на региональном принципе отбора, или временном (что интересного снято за год). А есть нишевые, фиксирующие интересы аудитории. Такие, к примеру, как фестиваль «Центр» - о жизни в мегаполисах и городской среде. Подобные смотры проходят в Берлине, в Югославии, в Латинской Америке.

Есть какой-то повод именно сейчас, в это время, проводить в Москве такой «урбанистический» фестиваль?

Повод есть всегда. Во-первых, Москва – это город. Во-вторых, Москва - город с целым рядом специфических проблем. Почему бы не сопоставить опыт жизни горожанина (москвича) с опытом других городов. Москва все больше становится мировой метрополией. Почему бы не соотнести свою жизнь с границами других жизней?..

Способны ли такие фестивали влиять на мировоззрение других людей? Менять представление о городе?

На мировоззрение людей способны влиять любые фестивали. Ну, вообще, у нас процентов 80 фильмов сняты в деревне, в поселке. Эта тенденция есть не только в России, но и в мире. Как вы думаете, почему? Легче снимать человека, который меньше обременен количеством разных связей. В городе человек находится в более плотной социальной среде. Кинематографисту к городскому жителю труднее внедриться. А в деревне человек открыт, на него меньше влияют различные человеческие связи. В прошлом году мы пробовали собрать программу из наших фильмов, где была бы отчетливо проявлена городская среда. С трудом набрали программу качественного кино.

Значит ли это, что кинематографист, снимая в городской среде, ставит для себя гораздо более сложную задачу?

Конечно! Жизнь в мегаполисе - более активная, социальная среда - более плотная. И как в нее внедриться?!

А за деревенскими, простыми жителями, за сельской жизнью разве не интереснее наблюдать, чем за городской?

Это спорно. В городе тоже масса всего интересного и много интересных людей, но их труднее раскрыть, к ним труднее пробиться. В селе – да, больше воздуха. Там проще работать.

Первый раз проводится такой фестиваль?


В прошлом году, в это же время, был пилотный выход. Программа была собрана из нашего кино. Опыт разговора со зрителем и их восприятие показал, что нам такой фестиваль нужен.

И сразу нашлась целевая аудитория?


Она нашлась по умолчанию. Та аудитория, которая уже сформировалась в ЦДК. Ситуация с билетами в этом году показывает, что интерес к фестивалю есть. Более того, эти фильмы больше нигде не увидишь – они вряд ли, попадут на какой-то другой фестиваль. У Центра есть своя эстетическая и социальная ниша. И очень правильно, что фестиваль стартует сейчас, когда, вроде как, существует не очень благоприятная ситуация для культурного обмена. Важно создавать новые культурные институции и взаимосвязи, в том числе и международные.

Это отрадно, что у фестиваля есть свой зритель. Потому что иногда мне кажется, что документалисты делают кино для самих себя.

В том числе. И для своего зрителя. Ведь у каждого из нас есть свой «проверенный» зритель, 20-30 человек, которого мы знаем в лицо и кто обязательно придет на твою премьеру. У этой команды, которая делает фестиваль «Центр» и которой я пытаюсь помогать, есть правильная установка: киношники найдут, где посмотреть кино. А нужно «вычерпать», найти слой просто образованных, культурных людей, интересующихся не просто кинематографом, а шире – ЧЕЛОВЕКОМ, городом, социальными проблемами. И я вижу, как в ЦДК приходит зритель, которого я не вижу в других местах. Его интересует и кино как кино, и та социальная проблематика, которая поднимается в фильмах.

А не кажется ли вам, что в последнее время, наоборот, кинематографисты мира чаще снимают, ориентируясь не на зрителя, а на профессиональную аудиторию, на фестивали, прежде всего? И все больше уходят от зрительского кино.


Эти тенденции существуют рядом. Иногда борются, иногда поддерживают друг друга. У нас сейчас фестивалей больше, чем хороших фильмов. Для чего нужен фестиваль? Сейчас фестивальный прокат для авторского документального кино - если не единственный, то главный канал распространения. Фестивальный прокат очень значим для документалистов. Телевидение, как мы знаем, очень избирательно подходит к выбору контента. Коммерческого проката у нас практически нет. Успехи коммерческого проката – это успехи отдельных людей и каких-то счастливых совпадений. А потом, у фестивалей еще есть индустриальная роль. Это место встреч и контактов. Почему мы ездим в Амстердам на фестиваль? Потому что, пока ты сидишь в кафе, ты увидел и встретил людей, которые тебе нужны. За три дня в Амстердаме я решаю целый ряд проблем, если мне нужно организовать, к примеру, съемки в Европе. Потому что в рамках фестиваля проходят и питчинги, и кинорынок. Так что, индустриальный интерес очень важен. И нам же еще важно как-то, внутренне, маркировать свою работу. Где еще это делать, как не на фестивалях?

Авторы

Материалы по темам: Авторские колонки, Аналитика, Интервью, История, Мастер-классы, Статьи, Терминология 

возврат к списку

Поделиться с друзьями