Рентгенограмма IDFA-2020: Какие фильмы стали лауреатами Амстердамского фестиваля

28.11.2020 Статьи
Обзор 17-ти картин, награжденных на главном в мире смотре документального кино.
Рентгенограмма IDFA-2020: Какие фильмы стали лауреатами Амстердамского фестиваля
В Амстердаме подвел итоги главный мире фестиваль документального кино IDFA. Вручены награды в семи конкурсных программах, которые оценивали девять групп жюри, включая жюри ФИПРЕССИ и жюри архивных фильмов, не имеющих отдельной программы, а разбросанных по всем секциям. Специально для RGDoc.ru Екатерина Визгалова собрала информацию обо всех награжденных картинах.

1. Конкурс полнометражных фильмов

Лучшим фильмом Амстердамского кинофестиваля стала картина «Рентгенограмма семьи» (Radiograph of a Family), режиссер(ка) Фирузех Хосровани, совместное производство Норвегия, Иран, Швейцария. Это глубоко личная картина, словно рентгеновский снимок обнажающая семейную историю и конфликты иранского общества накануне революции 1979 года. «Мать вышла замуж за фотографию отца», – говорит Фирузех в начале фильма, и это не метафора. Ее мать Тайи буквально вышла замуж за портрет Хоссейна в Тегеране, потому что жених он был в Швейцарии, где изучал радиологию, и не смог выехать на родину на свадьбу. Это событие иллюстрирует бездну в их браке: Хоссейн – прогрессивный и светский человек, Тайи – набожная мусульманка, укорененная в традициях. Помимо закадрового голоса Фирузех Хосровани мы слышим, как читают вслух письма, видим фото и видео из семейного архива. Эти фрагменты перемежаются стилизованными кадрами родного дома режиссера, его меняющегося декора и мебели, тонко отражающей каждый новый этап супружеской жизни ее родителей – и всего иранского общества.

2328_1.jpg
Radiograph of a Family

«Рентгенограмма семьи» также получила премию ФИПРЕССИ и приз за лучшую творческую работу с архивными материалами, а специального упоминания жюри архивных фильмов заслужила лента «Спящие» (Dormant), режиссер (ка) Наталья Лабаке из Аргентины. Она сделала кино про своего деда, аргентинского юриста и политика Хуана Габриэля Лабаке, который поддерживал Карлоса Менема и его партию в 1990-х годах. Домашние видеоролики, снятые его женой, показывают Лабаке в путешествии, во время предвыборной кампании и дома со своей семьей. Параллельно Лабаке снимает женщин своей семьи в настоящее время. Она изобретательно чередует старые и новые кадры, чтобы показать, как пренебрежение к женщинам, которое было присуще прошлым политическим взглядам, все еще влияет на женщин в современной Аргентине.

44c7e98d-dbb7-4b4a-b63d-ee79632b3c05.jpg
Dormant

Приз за лучшую режиссуру получил Виталий Манский за фильм «Горбачев. Рай», о котором мы рассказали в предыдущем материале. Награда за лучшую операторскую работу досталась ленте «Немезида» (Nemesis) Томаса Имбаха из Швейцарии. Это двухчасовая картина – уже второй фильм режиссера, снятый им из своего окна. За семь лет он задокументировал замену старого железнодорожного вокзала Цюриха полицейским участком и тюрьмой на 35-мм пленку. Играя со временем и скоростью пленки, используя как панорамные виды, так и откровенные крупные планы, Имбах придает изображениям трагикомический, почти сюрреалистический оттенок и раскрывает множество деталей, среди которых танец строительных кранов, обрушение крыши, толпы строителей, возводящих стены, фестиваль еды, уличные художники, пара влюбленных. Размышления в комментариях придают этим динамичным изображениям неожиданную тревогу. Перемена декорации на тюремные постройки, большинство обитателей которых – беженцы, создают иную точку зрения. Там, где поезда когда-то связывали Цюрих с миром, скоро возьмет верх строгий режим безопасности новой эры.

27ae10a0-32f6-47c7-8c6f-5a2966b4841a.jpg
Nemesis

И еще один приз основного конкурса – приз за лучший монтаж, который достался картине «Внутри стены из красного кирпича» (Inside the Red Brick Wall) анонимной группы авторов из Гонконга. Это политическая картина рассказывает о группе студентов Политехнического университета, которые выступают за свободу и демократию и борются против закона об экстрадиции. Их энергичная борьба, граничащая с безрассудством, пресекается жестокими действиями полиции, которая решает окружить здания. Студенты оказываются узниками, и в течении почти двух недель, по мере того, как среди сотен студентов растут страх и истощение, растет их неуверенность. Должны ли они остаться внутри или покинуть здание, чтобы столкнуться с вооруженной полицией? Камера так внимательно следит за развитием событий и эмоциями, что зритель не может не попасться в это смертельное столкновение.

bf6a9486-b923-45a4-9865-9bdc44c46d7a.jpg
Inside the Red Brick Wall


2. Конкурс среднеметражных фильмов

В конкурсе среднего метра лучший фильм - монгольское «Колесо» (The Weel) режиссера(ки) Номин Лхагвасурен. Фильм исследует причины высокого роста самоубийств в Монголии. Свои истории рассказывают лица, пережившие суицид, и члены семей тех, кто покинул жизнь. Не все из них хотят быть узнаваемыми в фильме; ведь на теме самоубийства лежит табу. В темноте подросток шепчет о самоубийстве брата, и девушка делится своим опытом совершения отчаянного поступка. Истории приходят из разных уголков страны, но везде причины самоубийства схожи: безнадежность, одиночество, алкоголизм, суровость жизни. На улице люди обвиняют правительство, которое коррумпировано и оставляет людей на произвол судьбы. Одна из пар установила свою юрту в стенах заброшенной тюрьмы, которая, похоже, символизируют состояние нации. На заброшенной свалке они копаются в поисках металлолома - если они его продадут, у них будет как раз достаточно денег, чтобы купить еду на несколько дней. Это существование далеко от свободы традиционной кочевой жизни.

ebcd8abb-0108-48c3-b207-a9061eec28a7.jpg
The Weel

Специального упоминания в этой номинации удостоился фильм «Синий дом» (Blue House), режиссер(ка) Хамедин Кейн, производство Бельгия, Сенегал, Камерун. Это фильм о художнике-мигранте, который долгое время живет в печально известном лагере беженцев и мигрантов недалеко от Кале во Франции. Он превратил построенную им хижину в произведение искусства. Хамедин Кейн, которая также является художником, наблюдает за ним в течение нескольких месяцев, предшествующих сносу лагеря. Альфа (так зовут мужчину) назвал свою хижину Синим домом, окружил ее предметами, которые он нашел в лагере, украсил дерево старыми аудиокассетами и бутылками с водой. Он играет на своей гитаре, рассказывая о своем долгом путешествии. Родом из Западной Африки, он когда-то рыбачил в Стамбуле, потом нелегально работал в отеле в Греции, за что получил тюремный срок. Теперь Альфа местная знаменитость и знает всех, кто проходит мимо, от секс-работниц до деревенского идиота. Но когда он звонит домой, его родные больше не узнают его голос. 

a3092157-96c4-4ced-8bed-2494390f55ec.jpg
Blue House


3. Конкурс короткометражных фильмов

В конкурсе короткого метра лауреатом, получившим звание лучшего фильма стала лента «Непростительное» (Unforgiveble) режиссера из Сальвадора Марлен Виньяйо. Героиня картины 25-летний Джованни, покрытый татуировками с головы до ног, но с мягким и почти детским лицом. Но когда он рассказывает о том, как присоединился к банде 18-й улицы в 12 лет и стал членом отряда, который смотрел на убийство как на спорт, и описывает зверства, которые они совершал, этот образ грубо опровергается. Джованни сидит в особенной тюрьме на западе Сальвадора, она предназначена исключительно для содержания опасных преступников. Несколько лет назад Джованни обратился в христианство и отрекся от своей банды. Церкви нетрудно принять его жестокое прошлое, тот факт, что он любит другого мужчину, считается непростительным грехом. Этот сострадательный и интимный короткометражный фильм показывает, как Джованни живет в изолированной камере, где он и другие геи защищены от своих сокамерников. Они проводят свои дни, занимаясь рукоделием, играя в шахматы или карты и обсуждая наряды. Противоречивые эмоции возникают из-за его желания быть переведенным в тюрьму со специальным отделением для ЛГБТК-заключенных. Тот факт, что ему придется расстаться со своим парнем, который слишком стыдится своей сексуальной ориентации, чтобы следовать за ним, наполняет его печалью.

32f5efeb-0d6e-42e6-8194-c329f047e280.jpg
Unforgiveble


4. Конкурс дебютов

В конкурсной программе дебютных фильмов победил фильм украинки Алены Горловой «Этот дождь никогда не кончится» (This Rain Will Never Stop), совместное производство Украина, Латвия, Германия, Катар. Это черно-белый фильм о последствиях войны, показанный на примере семьи сирийских беженцев, которые эмигрировали в разные страны Европы. Лазгин поселился в Украине, один его брат Кошхав в Германии, второй– в курдском Ираке, а третий остался в Сирии. Главным героем картины становится сын Лазгина, волонтер в Красном Кресте, который занимается военным конфликтом внутри Украины. После внезапной смерти отца он решает отвести его тело обратно в Сирию. Его путешествие проистекает на фоне бесконечного цикла черного и белого, войны и мира, демонстрации военной мощи и праздников. Мрачная атмосфера и скупая информация подчеркивают горе и неуверенность в раздираемой войной семье. Это никогда не закончится. 

A006_02131123_C004.00_05_02_00.Still007-e1605794744521.jpg
This Rain Will Never Stop

Специальное упоминание жюри дебютного конкурса получил фильм «Последний деревенский» (The Last Hillbilly), режиссеры Диана Сара Бузгарроу, Томас Женко, производство Франция-Катар. Это интимный портрет крестьянина в Аппалачском регионе, который размышляет о красоте природы, любви к своим детям и тому, что его образ жизни становится все более редким. Три поколения назад деревенский уклад был обычным, но появление угольных шахт положило ему конец. 

1335628_thelasthillbilly_833751.jpg
The Last Hillbilly

Приз ФИПРЕССИ присужден также в дебютном конкурсе фильму «Пятая история» (Firth Story), режиссер Ахмед Абд, совместное производство Катара и Ирака (интересно, что все три дебюта созданы при участии такой небольшой страны как Катар). «Пятая история» - еще одна картина об Иране, разоренном постоянными войнами. Режиссеру Ахмеду Абду было девять лет, когда в 2003 году в его стране разразился очередной военный конфликт. Чтобы отвлечься, он написал четыре истории о супергероях, которые должны были его спасти. Но в «Пятой истории» он отказывается от этой иллюзии. Фильм Абда показывает, как разные поколения до сих пор несут на себе бремя войны. Мальчик-подросток не может выбросить из головы образ мертвого тела. Молодая женщина рассказывает о борьбе ИГИЛ с курдскими вооруженными силами. Пожилой мужчина точно помнит, как выглядели люди, которых ему пришлось хоронить. Эти тревожные истории о четырех войнах, которые иракцы пережили за последние 40 лет, иногда сопровождаются архивными материалами. При этом в фильме есть и поэтические ноты, заключенные в сказочных кадрах мутной воды или босых ног, идущих по лесу. Пятая история не только документирует физическое и психическое опустошение, но и осторожно открывает дверь красоте и созерцанию.

6286f80b-bbae-410d-bf5b-6d8d8d521650.jpg
Firth Story


5. Конкурс национальных фильмов

В национальном конкурсе (конкурс фильмов из Нидерландов) лучший фильм - «Работа со смертью» (Dealing with Dead), реж. Пол Син Нам Ригтер. Он рассказывает о субкультуре, распространенной в пригородах Амстердама, отличительной особенностью которой являются свои собственные ритуалы прощания с мертвыми. Героиня фильма – похоронный директор Анита, которая хочет выяснить, чего бы общество хотело от нового мультикультурного похоронного бюро, которое ее организация хочет там основать. В течение пяти лет, включающий и ее личный опыт смерти близких, она наблюдает за сообществом, дополняя представления о похоронных обрядах разными контрастными красками: от традиционных голландских мрачных похорон – до ганских с музыкой и танцами. 

5b220e48-4a0b-4028-9119-1fcacbba4fb7.jpg
Dealing with Dead

Специальное упоминание жюри заслужил «Молчание прилива» (Silince of the Tides) Питера-Рима де Круна - визуально совершенное кино без слов про одно из самых фотогеничных мест в Нидерландах – Ваттовом море с его великолепными закатами, разнообразной дикой природой и пейзажами, которые меняются дважды в день. Это самое большое приливно-болотное угодье в мире еще никогда не изображалось так захватывающе, как здесь. Режиссер Питер-Рим де Крун позволяет здесь изображениям говорить самим за себя, оставляя камеру в фиксированном положении на длительное время, чтобы запечатлеть потрясающие пейзажи природы и их изменения. Кадры, снятые в разное время суток, почти незаметно сливаются друг с другом, и на наших глазах сухое морское дно волшебным образом превращается в водную рябь. Военные учения, новорожденные ягнята, спаривание устриц - вся эта жизнь проходит без комментариев на протяжении четырех сезонов. Изысканный звуковой дизайн и игра света дополняют это чудо. 

img43667_159.jpg
Silince of the Tides


6. Конкурс студенческих фильмов

В конкурсе студенческого кино лучшим фильмом стал «Бойи-бийо» (Boyi-Biyo) из Центрально-Африканской республики. Фильм рассказывает про молодого человека, который работает перевозчиком мяса со скотобойни на рынок. Он довольно беден, ходит и бегает всюду босиком, как и многие люди вокруг, обеспокоен тем, что ему не хватает денег даже на обрезание сына, а его мечта - выиграть марафонский забег, который он тоже бежит без обуви. У режиссера(ки) с длинным именем Анн Бертилль Вопианде Ндейссейт получилась очень атмосферная и подвижная работа с множеством интересных деталей, и кто бы мог подумать, что в ЦАР существуют киношколы, где обучают делать такое талантливое кино. 

0124c90b-c71a-403c-973d-2f41eddb7220.jpg
Boyi-Biyo

Специальное упоминание у картины «Я больше нигде не чувствую себя дома» (I Don’t Feel at Home Anywhere Anymore) Вив Ли, совместное производство Бельгии и Китая. 30-летняя Ли, постоянно живущая в Бельгии, снимает кино про свою семью, которую она навещает в Пекине во время рождественских каникул. День за днем она встречается с родственниками и друзьями, и быстро понимает, что чувствует себя с ними чужой. Ее бабушка считает, что она слишком худая («Какое дерьмо ты ешь за границей?»), дядя хочет знать, чем она на самом деле занимается на работе, а встреча с бывшим парнем вообще превращается в трагедию. Ли показывает, что потеря корней - болезненный процесс, хотя в картине есть свои юмористические моменты. Самое интерессное, что режиссер не делает перевода диалогов, а снабжает видеоряд остроумными комментариями, поясняющими не только, что происходит в кадре, но и свои чувства по этому поводу.

07fd17a0-3a50-494f-ab3d-3d17fffac157.jpg
I Don’t Feel at Home Anywhere Anymore


7. Конкурс фильмов для детей

Наконец в конкурсе фильмов для детей победителем стала иранская картина «Садоган» (Sadogan), режиссер Ако Салеми – 15-минутный очень красивый и спокойный фильм без слов про 12-летнего мальчика, который в одиночестве плавает по заболоченному озеру на маленькой лодке. Очевидно, что он выполняет часть обязанностей своей семьи, умело перебирая рыболовецкие снасти и вытаскивая из них рыбу. Но он никуда не торопится, и день его проходит размеренно и даже расслабленно – он то дремлет в лодке, то разводит костер в тростниках и жарит выловленную рыбу, иногда просто лежит на траве и дудит в соломинку, тут же сорванную. В этом фильме много свободного дыхания и гармоничного взаимодействия ребенка с природой, вдали от мобильных телефонов, хотя реальная жизнь мальчика, наверняка не так чиста и безоблачна, как может показаться на первый взгляд. Режиссер картины, профессиональный фотограф, и это заметно. Кстати, вот его страница в фб, – у него там потрясающие снимки. 

3612915.jpg
Sadogan

Специальное упоминание – фильм «Антракт» (Intermission), режиссер(ка) Эдвина Мингард, Великобритания. Это проект, в котором молодым бездомным людям в Великобритании представили возможность рассказать их истории. Они появляются не только перед камерой, но и за ней. Мы видим, как они экспериментируют с микрофонами и музыкой или раскрашивают негатив фломастером, работая совместно с создателями фильма. Этот процесс позволил им оглянуться на то, что они испытали и сформулировать, куда они хотят идти и что для них важно.  Получился очень искренний и креативный документальный фильм, который к тому же говорит о стойкости и надеждах на будущее. 

IDFA An intermission.jpg
Intermission

Материалы по темам: Авторские колонки, Аналитика, Интервью, История, Мастер-классы, Статьи, Терминология 

возврат к списку

Поделиться с друзьями