Выступление президента Гильдии неигрового кино и телевидения на конференции «Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации».
Год назад, в декабре 2019-го, Гильдия неигрового кино и телевидения провела стратегическую сессию, чтобы понять, что нужно сделать в ближайшие годы, чтобы поддержать развитие неигрового кино. В итоге интенсивного мозгового штурма с участием 40 экспертов была составлена Дорожная карта индустриального развития документального кино в Российской Федерации. Один из пунктов этой карты был посвящен разработке нового отраслевого технического стандарта качества для неигрового кино. Была поставлена цель – установить для неигровых фильмов, которые снимаются при государственной финансовой поддержке, техническое требование на качество изображения не ниже 4К для съемочных и 2К для монтажных фильмов и/или фильмов, включающих большие объемы хроникального материала.
Почему мы поставили вопрос о пересмотре государством технических требований? Зачем вообще регламентировать выбор формата и качества изображения и звука? Не лучше ли оставить все это на усмотрение рынка, который сам продиктует требования к производителям в зависимости от потребностей своих различных сегментов?
В самом деле, студии, стремящиеся выйти на международный рынок, участвующие в международной копродукции, уже сейчас снимают в формате 4К. Стриминговые каналы, если, вернее, когда они начнут финансировать производство документальных фильмов, так же несомненно потребуют от производителей качества 4К, поскольку они вынуждены конкурировать с аналогичными зарубежными платформами – HBO, Netflix, Apple+, на которых 4К является стандартом. Производители, поставляющие контент отечественным телеканалам, работают в формате HD, который соответствует современным стандартам вещания в нашей стране.
Проблема в том, что документальное кино решает не только сиюминутные информационные, развлекательные и коммерческие задачи. Оно является кинолетописью нашего времени, и вопрос качества уже сейчас нужно рассматривать с точки зрения формирования и сохранения исторического наследия.
Верстая тематический план по неигровому кино, Министерство культуры и привлекаемые им эксперты стараются заложить в него широкий спектр тем, отражающих важнейшие аспекты жизни нашей страны. Это фильмы о выдающихся ученых, о деятелях культуры и искусства, о повседневной жизни простых людей, о проблемах города и деревни, о молодежи, это так называемые фильмы морально-нравственной проблематики. В совокупности 150-200 фильмов, которые каждый год производятся при государственной поддержке, становятся кинолетописью - нашей коллективной памятью, которую мы должны передать нашим детям и внукам.
В настоящее время большинство этих фильмов снимается в формате HD, который является промежуточным и в обозримом будущем уйдет с рынка. Уже сейчас мы видим, что ¾ телевизоров, продающихся в супермаркетах электроники, имеют разрешение ультра HD. Все новейшие модели смартфонов снабжены функцией съемки видео в формате 4К. Даже свадьбы сегодня снимаются в этом формате. Иными словами, потребительский рынок готов к новому формату и переход документального кинопроизводства на 4К давно назрел. Весь вопрос в том, как он будет осуществляться? Что для этого нужно сделать?
Многие мои коллеги выражали опасение, что переход к 4К будет осуществлен в приказном порядке без учета нынешнего состояния отрасли и особенностей документального производства. Эти опасения понятны и отчасти обоснованы.
Прежде всего надо учитывать, что качество изображения зависит не только от разрешения, но и целого ряда других параметров: глубины и выборки цвета, кодирования изображения. Иными словами, чтобы снять изображение 4К, достаточно вынуть из кармана современный смартфон. Но чтобы получить по-настоящему качественную картинку в этом формате, необходимы существенные затраты на съемочное оборудование, носители, пост-продакшн.
Если мы заглянем на сайты HBO, Netflix, то найдем перечень минимальных требований к звуку и изображению, а также список сертифицированных камер и компьютерных программ, которые обеспечат соответствующее качество. Не вдаваясь в технические подробности, скажу, что это должны быть камеры, которые позволяют делать запись с глубиной цвета не менее 10 бит и выборкой 4:2:2 с кодированием All-Intra. В этом формате каждый кадр кодируется независимо от остальных на скорости от 240 до 600 Мбит/с.
Я думаю, что Министерство культуры должно поощрять продюсеров, готовых работать на уровне мировых стандартов качества. Бюджеты фильмов, где звук и изображение изготовлены по регламентам Netflix’а или НВО, должны быть на 25-30% выше, чем бюджеты фильмов, которые производятся в формате HD. В первую очередь эта практика должна распространяться на спецпроекты, которые по определению рассчитаны на фестивали, кинотеатральный показ и международный рынок.
Второе критически важное условие - это полная реорганизация системы приемки и хранения фильмов в Российском государственном архиве кинофотодокументов, куда сдаются все фильмы, сделанные при финансовой поддержке Министерства культуры. Без этого все усилия индустрии и затраты государства потеряют всякий смысл.
Все, кому приходилось работать в Красногорском архиве, любят этот уютный дом, ценят его атмосферу, помощь и заботу его сотрудников. Но каковы бы ни были наши сентиментальные чувства по отношению к архиву, приходится констатировать: время здесь застыло. Во всем мире происходит бурное развитие цифровых форматов, каждые 3-4 года появляется новое поколение цифровой техники, а здесь по-прежнему в ходу кассеты и ДВД-диски. Уже как минимум 10 лет киноиндустрия работает в формате HD, и эти десять лет вычеркнуты из кинолетописи, из нашей коллективной памяти, поскольку архив принимает фильмы на хранение в морально устаревшем формате Betacam Digital. В будущем цифровом мире, где минимальным форматом будет 4К, картинка размером 720 на 576 пикселей будет совершенно не актуальна.
Удручающе архаична и процедура приемки фильмов. Вместо того чтобы закачать свой фильм и сопутствующие документы на FTP-сервер архива и скрепить все это цифровой подписью, документалисты со всех концов страны везут туда кассеты. Вернее, так - пересылают по интернету свое видео, снятое в формате HD или 4К, в Москву, и здесь какие-то умельцы угаживают качество, перегоняя все это на бетакам. Потом знакомые и доверенные лица везут этот материал в архив.
Справедливости ради надо сказать, что вопрос не сводится к устаревшим регламентам работы киноархивов. Это комплексная проблема, включающая в себя как технические, так и юридические аспекты. Согласно действующему ныне Федеральному Закону «Об обязательном экземпляре документов» объектом архивного хранения считается не фильм, а физический носитель – кассета, жесткий диск и т. п. И это является существенным препятствием на пути цифровизации кинематографа.
Все это, разумеется, нужно менять. Красногорский архив – зона ответственности Росархива. Я думаю, что по итогам этого совещания кинематографисты - члены Гильдии неигрового кино, Киносоюза и Союза кинематографистов должны обратиться с письмом в это уважаемое ведомство. Хотелось бы, чтобы это обращение поддержало и Министерство культуры.
Гильдия неигрового кино готова принять участив подготовке новых регламентов производства и хранения аудиовизуального контента. Цифровизация неигрового кино станет стимулом для развития нашей индустрии, повысит нашу конкурентоспособность на международном рынке, поможет сохранить наше культурное наследие.
Алексей Ханютин.
фото Газета "Культура"