А.Ханютин. Взгляд на стандартизацию и требования к форматам фильмов, производимых при государственной поддержке, со стороны производителей контента

12.12.2020 Статьи
Выступление президента Гильдии неигрового кино и телевидения на конференции «Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации».
А.Ханютин.  Взгляд на стандартизацию и требования к форматам фильмов, производимых при государственной поддержке, со стороны производителей контента
Год назад, в декабре 2019-го, Гильдия неигрового кино и телевидения провела стратегическую сессию, чтобы понять, что нужно сделать в ближайшие годы, чтобы поддержать развитие неигрового кино. В итоге интенсивного мозгового штурма с участием 40 экспертов  была составлена Дорожная карта индустриального развития документального кино в Российской Федерации. Один из пунктов этой карты был посвящен разработке нового отраслевого технического стандарта качества для неигрового кино. Была поставлена цель – установить для неигровых фильмов, которые снимаются при государственной финансовой поддержке, техническое требование на качество изображения не ниже 4К для съемочных и 2К для монтажных фильмов и/или фильмов, включающих большие объемы хроникального материала.

Почему мы поставили вопрос о пересмотре государством технических требований? Зачем вообще регламентировать выбор формата и качества изображения и звука? Не лучше ли оставить все это на усмотрение рынка, который сам продиктует требования к производителям в зависимости от потребностей своих различных сегментов?

В самом деле, студии, стремящиеся выйти на международный рынок, участвующие в международной копродукции, уже сейчас снимают в формате 4К. Стриминговые каналы, если, вернее, когда они начнут финансировать производство документальных фильмов, так же несомненно потребуют от производителей качества 4К, поскольку они вынуждены конкурировать с аналогичными зарубежными платформами – HBO, Netflix,  Apple+, на которых 4К является стандартом. Производители, поставляющие контент отечественным телеканалам, работают в формате HD, который соответствует современным стандартам вещания в нашей стране. 

Проблема в том, что документальное кино решает не только сиюминутные информационные, развлекательные и коммерческие задачи. Оно является кинолетописью нашего времени, и вопрос качества уже сейчас нужно рассматривать с точки зрения формирования и сохранения исторического наследия.

Верстая тематический план по неигровому кино, Министерство культуры и привлекаемые им эксперты стараются заложить в него широкий спектр тем, отражающих важнейшие аспекты жизни нашей страны. Это фильмы о выдающихся ученых, о деятелях культуры и искусства, о повседневной жизни простых людей, о проблемах города и деревни, о молодежи, это так называемые фильмы морально-нравственной проблематики. В совокупности 150-200 фильмов, которые каждый год производятся при государственной поддержке, становятся кинолетописью - нашей коллективной памятью, которую мы должны передать нашим детям и внукам. 

В настоящее время большинство этих фильмов снимается в формате HD, который является промежуточным и в обозримом будущем уйдет с рынка. Уже сейчас мы видим, что ¾ телевизоров, продающихся в супермаркетах электроники, имеют разрешение ультра HD. Все новейшие модели смартфонов снабжены функцией съемки видео в формате 4К. Даже свадьбы сегодня снимаются в этом формате. Иными словами, потребительский рынок готов к новому формату и переход документального кинопроизводства на 4К давно назрел. Весь вопрос в том, как он будет осуществляться? Что для этого нужно сделать?

Многие мои коллеги выражали опасение, что переход к 4К будет осуществлен в приказном порядке без учета нынешнего состояния отрасли и особенностей документального производства. Эти опасения понятны и отчасти обоснованы. 

Прежде всего надо учитывать, что качество изображения зависит не только от разрешения, но и целого ряда других параметров: глубины и выборки цвета, кодирования изображения. Иными словами, чтобы снять изображение 4К, достаточно вынуть из кармана современный смартфон. Но чтобы получить по-настоящему качественную картинку в этом формате, необходимы существенные затраты на съемочное оборудование, носители, пост-продакшн.

Если мы заглянем на сайты HBO, Netflix, то найдем перечень минимальных требований к звуку и изображению, а также список сертифицированных камер и компьютерных программ, которые обеспечат соответствующее качество. Не вдаваясь в технические подробности, скажу, что это должны быть камеры, которые позволяют делать запись с глубиной цвета не менее 10 бит и выборкой 4:2:2 с кодированием All-Intra. В этом формате каждый кадр кодируется независимо от остальных на скорости от 240 до 600 Мбит/с.

Я думаю, что Министерство культуры должно поощрять продюсеров, готовых работать на уровне мировых стандартов качества. Бюджеты фильмов, где звук и изображение изготовлены по регламентам Netflix’а или НВО, должны быть на 25-30% выше, чем бюджеты фильмов, которые производятся в формате HD. В первую очередь эта практика должна распространяться на спецпроекты, которые по определению рассчитаны на фестивали, кинотеатральный показ и международный рынок. 

Второе критически важное условие - это полная реорганизация системы приемки и хранения фильмов в Российском государственном архиве кинофотодокументов, куда сдаются все фильмы, сделанные при финансовой поддержке Министерства культуры. Без этого все усилия индустрии и затраты государства потеряют всякий смысл. 

Все, кому приходилось работать в Красногорском архиве, любят этот уютный дом, ценят его атмосферу, помощь и заботу его сотрудников. Но каковы бы ни были наши сентиментальные чувства по отношению к архиву, приходится констатировать: время здесь застыло. Во всем мире происходит бурное развитие цифровых форматов, каждые 3-4 года появляется новое поколение цифровой техники, а здесь по-прежнему в ходу кассеты и ДВД-диски. Уже как минимум 10 лет киноиндустрия работает в формате HD, и эти десять лет вычеркнуты из кинолетописи, из нашей коллективной памяти, поскольку архив принимает фильмы на хранение в морально устаревшем формате Betacam Digital. В будущем цифровом мире, где минимальным форматом будет 4К, картинка размером 720 на 576 пикселей будет совершенно не актуальна.

Удручающе архаична и процедура приемки фильмов. Вместо того чтобы закачать свой фильм и сопутствующие документы на FTP-сервер архива и скрепить все это цифровой подписью, документалисты со всех концов страны везут туда кассеты. Вернее, так - пересылают по интернету свое видео, снятое в формате HD или 4К, в Москву, и здесь какие-то умельцы угаживают качество, перегоняя все это на бетакам. Потом знакомые и доверенные лица везут этот материал в архив. 

Справедливости ради надо сказать, что вопрос не сводится к устаревшим регламентам работы киноархивов. Это комплексная проблема, включающая в себя как технические, так и юридические аспекты.  Согласно действующему ныне Федеральному Закону «Об обязательном экземпляре документов» объектом архивного хранения считается не фильм, а физический носитель – кассета, жесткий диск и т. п. И это является существенным препятствием на пути цифровизации кинематографа. 

Все это, разумеется, нужно менять. Красногорский архив – зона ответственности Росархива. Я думаю, что по итогам этого совещания кинематографисты - члены Гильдии неигрового кино, Киносоюза и Союза кинематографистов должны обратиться с письмом в это уважаемое ведомство. Хотелось бы, чтобы это обращение поддержало и Министерство культуры.

Гильдия неигрового кино готова принять участив подготовке новых регламентов производства и хранения аудиовизуального контента. Цифровизация неигрового кино станет стимулом для развития нашей индустрии, повысит нашу конкурентоспособность на международном рынке, поможет сохранить наше культурное наследие. 

Алексей Ханютин.
фото Газета "Культура"

Материалы по темам: Авторские колонки, Аналитика, Интервью, История, Мастер-классы, Статьи, Терминология 

возврат к списку

Поделиться с друзьями