Мы рекомендуем Вам заходить на сайт через сервисы социальных сетей. Это позволит вам более удобно авторизоваться на сайте и избавляет от необходимости запоминать пароль.
В случае, если вы хотите пройти обычную регистрацию для получения логина и пароля, перейдите по этой ссылке.
Обладатель премий «Сезар» и «Люмьер» в российском кинопрокате.
Знаешь, что меня бесит?
То, что мы больше не животные
Снежный барс – «как грааль», его можно искать всю жизнь, но так никогда и не увидеть. Мир уже так далёк от своего естественного состояния: человек завяз в городском шуме, потерял гармонию с природой. Жизнь превратилась в «человеческую комедию», и чтобы убежать от неё, надо оказаться там, где почти не встретишь людей, где время зависит только от положения солнца и где на горизонте может вдруг появиться силуэт дикого животного.
Два путешественника из Франции бегут от привычной реальности в мир горных хребтов, заката, птиц и зверей. Место действия – Тибет, припорошенный снегом и не знающий ни человеческих языков, ни границ человеческих государств. Чтобы понять его, надо жить по его правилам, в его ритме, в его интонации первозданной природы и божественной красоты пейзажей. Один из путешественников – Венсен Мюнье (собственно, главный герой фильма, выступивший здесь и в роли режиссёра вместе с дебютанткой Мари Амиге) эту интонацию прекрасно знает. Он – фотограф, готовый ради стада голубых баранов или тибетских антилоп сидеть в засаде несколько дней. Он по потёртости на камне определяет, что несколько часов назад здесь был и ночевал медведь. Он – тот самый индеец, понимающий мир животных лучше, чем мир людей, и чувствующий себя в нем абсолютно счастливым. Мюнье и поведёт своего приятеля на поиски снежного барса, выследить которого очень сложно. Второй путешественник – Сильвен Тессон – объездил почти весь свет, но по-настоящему прочувствует красоту природы только сейчас как раз благодаря своему спутнику, который станет проводником и для него, и для зрителя.
Разнородные тибетские пейзажи все вместе складываются в единую картину природы, где время не несёт перемен: герои ночуют в пещере, будто несколько тысяч лет назад, или встречают почти доисторических яков. Под медитативный саундтрек Ника Кейва разливается приятный свет, утренний туман стелется по каменистой земле. Природа разнообразна, но при этом являет собой единый, гармоничный мир. Об этом говорят и фотографии Мюнье, и весь визуальный ряд фильма. Камера, вылавливающая летящую по небу птицу или отдыхающую горную серну, концентрируется на объекте изображения и при этом не забывает, что отдельный эпизод – только фрагмент большой фрески. Среди таких фрагментов – медведица с медвежатами, выдыхающий воздух тибетский олень, удивительно охотящийся дикий кот, сокол, сидящий на скале, или волк, выглядывающий из темноты. «Природа идеально всё вписывает в ландшафт», - говорит фотограф, фиксируя красоту и свой восторг перед ней.
Вселенная Тибета, естественно, противопоставлена суетливому быту современного человека. Суматоха и шум города в фильме совсем не показаны, но невольно подразумеваются: путешественники не могут не говорить о местах, откуда пришли. Как и зритель, рассматривающий дикие пейзажи на экране, не может не сравнивать привычную ему городскую среду и первозданную природу, ставшую для него экзотикой. В этом как будто есть и человеческое поражение: «мы неповоротливы, мы не умеем видеть, не умеем чувствовать, все наши органы чувств не работают так, как раньше». Мы гости там, где когда-то были частью общего дома. Потеряв же рай, нам остаётся довольствоваться ролью созерцателя и беречь хотя бы возможность наблюдать (в фильме об экологических проблемах говорится только намёками, но этих смыслов избежать не удастся).
Барс становится символом тайны природы, а Мюнье – таким современным отшельником, которому удалось увидеть то, чего не видят другие. Он – как тибетский поэт Миларепа, живший в этих горах много лет назад, покинув мир людей. Он - как этот самый барс, загадочный дух тибетских гор, которого поймёшь, только если своей добродетелью сделаешь терпение и сможешь отказаться от прежней, городской оптики. А главное – научишься видеть во всем поэзию и радоваться миру. Если это получится, то найдёшь то, что ищешь – будь то забытая истина, утраченное время или силуэт большой кошки.