О победителе конкурса документального кино на 47-м Московском международном кинофестивале.
Приз за лучший документальный фильм на 47-м Московском международном кинофестивале получил фильм «Тетушка Ху и ее райский сад». Режиссер Пань Чжици работал над картиной 12 лет, чтобы правдиво рассказать о жизни обычных китайцев через непростую судьбу одной жительницы растущего и меняющегося мегаполиса. О любви к жизни, спрятанной среди развалин и небоскребов, рассказывает Дарья Колокольцева, студентка четвёртой Школы кинокритики имени Валентина Курбатова (мастерская Екатерины Визгаловой).
По улицам огромного города пожилая женщина несет пенопластовую голову динозавра в плетеной корзине. У нее уже есть большой гриб и яйцо из того же материала, а еще пластиковая лошадь и радуга-зонтик. Каждая находка, а их немало, превращается в обитателя густонаселенного «сада». Отработавшие декорации торговых центров и магазинов, становятся мусором, но вовремя вылавливаются зорким взглядом и начинают жить по-новому, обретая другой смысл.
Милая тетушка Ху вместе с еще 32 миллионами китайских граждан живет в Чунцине — самом многолюдном городе страны. Когда-то давно женщина была замужем, работала кассиром, но желание помочь другим обернулось обвинением в растратах и долгами в сотни тысяч. Теперь она каждодневно собирает и сдает мусор, чтобы хоть как-то выжить. И дополнительно наказывает себя сама — отказывается от нормальной пищи, ест только найденное среди отходов. Прежней осталась потребность помогать — тетушка отдает все деньги в долг местным бродягам, сооружает им кров и подбадривает мудрым словом.

Сын Ху постепенно теряет зрение и тонет в депрессии. Крепкий малый, он не видит смысла в поисках работы и уже не предпринимает попытки выбраться из гнетущей рутины. Он считает мать безумной собирательницей хлама, но все равно, чтобы ее не расстраивать, выдумывает жену и рассказывает Ху про несуществующего внука. Мама неожиданно наставляет сына примером Павки Корчагина из романа Николая Островского. У тетушки свои заветы, нанесенные, как обитатели ее райского сада, отовсюду. «Труд прекрасен», — заявляет она с удивительной ясностью и остается влюбленной в жизнь.
Мы проходим с Ху десятки километров, гуляем по важным для нее местам, встречаем на улицах знакомых. Ручная камера делает нас спутником неуемной тетушки, заражающей неослабевающей энергией, несоразмерной маленькому телу. Среди полуразрушенных бараков сад Ху кажется сумасшедшим, но гостеприимным островом, где главное — принятие и понимание. А если понять трудно, на помощь приходит юмор. «Вас все снимают?» — удивляются прохожие. «Ему просто заняться нечем», — в шутку оправдывает Ху оператора. Сама она ни минуты не сидит без дела, но что такого, пусть снимают свое кино, раз хочется.
Ху узнают на улицах, но не из-за человека с камерой рядом. Просто многих за свою жизнь выручила. Смущенно реагирует в ответ на благодарности, не помнит уже, какое добро кому подарила. В плетенной корзине вечно притаилось что-то спасенное, а на душе всегда мир. Даже если долги, болезни или разочарования, тетушка Ху улыбается и дальше живет наотмашь.

Пространство вокруг Ху быстро меняется. Неугомонный прогресс конвейером возводит высотки, в городе через 10 лет после начала съемок почти не остается трущоб. Тетушка сначала долго скитается по бесприютному Чунциню, а потом переезжает к сыну прямо вместе с любимым садом. Конечно, в маленькой квартирке не помещается пенопластовый динозавр и другой скарб, но вещи поменьше постепенно заполняют новый дом. Тетушка Ху и здесь остается собой. Райский сад у нее в сердце— возделанная внутренняя опора. Сад видимый становится образом — садом в сердце. Чудо кино случается, без придумок, лихих поворотов сюжета, постановочных сцен. Режиссер нашел героиню, которая сама себе кино, смирно и бережно записал ее жизнь, поделился со зрителем цветочком из райского сада. И жить с таким цветочком теперь легче.
Тетушка Ху несет в сад неизвестно где найденное большое ангельское крыло. Поднимается по эскалатору, везет в метро, тащит через весь перенаселенный город. За весь этот перенаселенный город.
Текст: Дарья Колокольцева
Фото: ММКФ