Анна Булгакова: Кажется, у меня не было вариантов - прошлое само выбрало меня

03.01.2016 Новости фестивалей
3 января в рамках онлайн-фестиваля документального кино, организованного «Новой газетой», в сеть Интернет на один день выложен фильм Анны Булгаковой «Волшебный комсомолец».
Анна Булгакова: Кажется, у меня не было вариантов - прошлое само выбрало меня
3 января в рамках онлайн-фестиваля документального кино, организованного «Новой газетой», в сеть Интернет на один день выложен фильм Анны Булгаковой «Волшебный комсомолец».

Картина завоевала Главный приз фестиваля «Сталкер» 2015 года за лучший документальный фильм.

«Это отчасти семейная история: драма недосказанности, недоговоренностей», - рассказывает о своей работе Анна Булгакова. Всего в семье ее мужа - соавтора сценария Николая Вершинина-Консовского - в разные годы было репрессировано пять человек.

«Я не могла не сделать этого фильма… Кажется, у меня не было вариантов. Прошлое само выбрало меня... Раскручивание этой истории, наверное, имеет и некий психотерапевтический характер. Хотелось вывести снова его имя на орбиту кино, но, ещё — вернуть его имя — нам, моей семье. Эта история помогла понять мотивы поведения близких людей, их обычной отстранённости, осознанного желания держаться от общественных явлений на расстоянии вытянутой руки, скепсис», - объясняет режиссер в интервью «Новой газете».

Фильм выложен на видео-хостинге Vimeo и сайте «Новой газеты». Пароль для просмотра: novaya


Лариса Малюкова, обозреватель «Новой газеты»:
Вахтанговцу Дмитрию Консовскому предрекали блестящее будущее. Талант, античная внешность, романтическая целеустремленность. Звезда кинофабрики «Межрабпомфильм». В середине тридцатых он виделся символом советского рыцаря со значком ГТО. Кому ж, как не ему, играть волшебного комсомольца Гришу Фокина, человека-мечту, в грядущем поэтическом шедевре Абрама Роома «Строгий юноша» по сценарию Юрия Олеши. «Это тип юноши, — повторял Олеша, — каким мы мечтали стать, когда были молодыми».

Но после убийства Кирова начинающий актер попадает в мясорубку ГУЛАГа. И его лицо с веснушками уже украшает не актерский отдел студии, а личное дело. Это фотопробы — на казнь. С его силой духа и внутренней храбростью… он легко прошел этот «кастинг».

Новая эра отменяла тонкие игры «душевных соцветий» метафорической поэтики Роома. В «красном квадрате», портретирующем нового человека, не было места полутонам. Но до последнего дня «строгий юноша» (между прочим, родной брат Алексея Консовского, сыгравшего Принца в фильме «Золушка») оставался верным себе. Доказательством тому — листы следственного дела. Безумный храбрец даже в аду под Ухтой публично называл ГУЛАГ «фабрикой мертвецов», говорил, что страной правит группка меньшинства, объявлял голодовку. Фильм становится притчей о величии человека на пороге смерти. Став воплощением романтических героев, жертвующих собой ради других, актер превращается в такого героя.

Онлайн-фестиваль «Новой газеты», посвященный новинкам российского документального кино, проходит уже в пятый раз. В этом году показы в режиме «один день – один фильм» проходят с 3 по 14 января. Подробная программа фестиваля опубликована на сайте газеты и RGDoc.Ru.

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями