Сценаристы и киноведы рассуждают, что отличает хороший биографический фильм и что делать с субъективностью данного поджанра неигрового кино.
Российское неигровое кино переживает активную трансформацию. Одновременно с развитием киноязыка, документалисты сталкиваются с проблемами самоидентификации и субъективности авторского высказывания. Одним из популярных поджанров неигрового кино является документальная биография, в рамках которого сильнее всего проявляются субъективность документального кино и ликвидность границ с документалистики с телевизионными средствами отображения реальности в кадре.
Сайт «Теории и практики» решил уточнить у нескольких сценаристов и киноведов их отношение к тому, что отличает хороший биографический фильм и что делать с субъективностью данного поджанра неигрового кино.
Руководитель отдела портретных фильмов канала «Культура» Ирина Семашко отмечает сложность жанра биографического кино. «С одной стороны, мы делаем биографический фильм, а с другой - любой фильм должен преследовать определенные задачи, рассказать нечто о жизни. Не о конкретном человеке, а о жизни общества и времени. Биография, если она сделана правильно, выглядит не как отчет или биографическая статья. Это должна быть болевая точка, сопряженная с нашим временем и нашими проблемами», - отмечает она, говоря о специфике биографических документальных фильмов.
«Когда люди делают биографический документальный фильм об актере, ученом или музыканте, я всегда им ставлю задачу: расскажите что-то такое, что вас лично задевает, что вам самим интересно. С этого и нужно начинать свой рассказ. Конечно, любой биографический фильм всегда субъективен. От этого никуда не деться», - считает Семашко.
По мнению
доктора искусствоведения Галины Прожико, «фильмы 1990-х, да и современные тоже, отмечены большим количеством поделок, когда на интересных, исторически важных людей культуры авторы смотрят "взглядом камердинера"».
«Более того, именно частная жизнь со всеми перипетиями становится объектом наблюдения, в фильме появляется очень много домысленного. Фигура поэта или исторического деятеля уходит на второй план, а на первом плане - некие мелодраматические и пошловатые откровения. Это та проблема, которая меня очень тревожит, потому что это упрощает нашу культуру и наше восприятие», - отмечает Прожико.
Киновед Александр Семенюк, в свою очередь, отмечает путаницу между документальным кино и телевизионными специальными репортажами. «Большой заказной репортаж на 44 минуты выдают в качестве документального кино. Чем отличается документальный фильм от журналистского специального репортажа? Тем, что документальное кино — это область искусства. Поскольку это искусство, то жанр документального биографического фильма воздействует образами», - утверждает он.
«Репортажи - это область медиа, журналистики. Автор в этом случае апеллирует конкретными биографиями и историческими фактами. В конце такого репортажа журналист может только резюмировать свою мысль. В этом случае автор апеллирует не образами, а фактами. Все, что сейчас идет на Первом канале, «России» почти каждый день - это не документальное кино в принципе. Документальное кино на федеральных каналах вы не увидите, разве что на канале «Культура»», - считает Семенюк.
Сценарист и редактор Всеволод Коршунов подчеркивает неизбежность субъективного взгляда в биографии. «В фильме автор имеет право сохранить этот принцип объективности, а может рассказать о своем видении. В конце концов, авторская оптика, авторское осмысление, авторский ракурс делают фильм уникальным, не похожим на другие», - говорит он.
«Каждый автор сам для себя решает: вот эта подробность нужна для более яркого раскрытия характера или это уже копание в грязном белье? Понятно, что личная жизнь оказывает огромное влияние на работу, отношения с коллегами, от этого напрямую зависят научные открытия и создание шедевров. Но до какой степени вы позволите себе выставить это на всеобщее обозрение? Я стараюсь пользоваться принципом «не навреди». Живым людям - потомкам, тем, кто может быть связан с этой историей. И памяти того, о ком рассказываешь», - говорит Коршунов.
С развернутыми мнениями киноведов и сценаристов можно ознакомиться в материале на сайте «Теории и практики».