«ДОК спасет мир»: Докер 2015

05.11.2015 Новости фестивалей
Мария Фанина рассказывает о впечатлениях от показов второго этапа московского международного кинофестиваля «Докер».
«ДОК спасет мир»: Докер 2015

С 30 октября по 1 ноября в Москве прошел второй этап фестиваля «Докер». В два этапа фестиваль проводился впервые и вынужденно: по финансовым причинам. В течение первого этапа, прошедшего еще в мае, были показаны 45 картин из 32 стран, из которых жюри отобрало лучшие. Фильмы-победители показали во время второго этапа, на котором состоялись встречи с их авторами и героями и были вручены призы.

Прелесть «маленьких» фестивалей, регулярно проходящих на площадках Москвы – будь то тематические уикэнды в «ЦДК», фестиваль кино о науке «360 градусов» или молодой и многообещающий «Докер», выросший из киноклубных показов в Домжуре и этой осенью перебравшийся в «Иллюзион» – в уникальности опыта, который они предлагают. Если вы пропустите эти фильмы – может быть, ничего и не потеряете, но в то же время – посетив, точно не пожалеете. 

На «Докер» нужно идти по двум причинам. Во-первых, из любви к искусству – не только посмотреть конкретный фильм, но и поддержать любопытную инициативу. «Докер» – фестиваль, созданный энтузиастами на деньги, собранные из частных фондов и при помощи краудфандинговой кампании, а потому не зависимый ни от государственной цензуры, ни от коммерческой стратегии кинотеатра.

Во-вторых, посетить его стоит просто потому, что здесь показывают хорошее кино, которое никогда не было (а может, и больше никогда не будет) показано в России. 

В отборе фильмов у фестиваля нет ни тематических, ни жанровых, ни географических ограничений – оттого его индивидуальный стиль проступает не броско, хотя отчетливо. Разноплановые истории, которые были показаны за три дня, объединяет один общий гуманистический порыв: увидеть в чуждой (далекой, экзотичной) культуре что-то родное, до боли знакомое.

В фильме «Сборщики урожая» (реж. Е Зуй, Китай), медитативной истории, получившей гран-при фестиваля, всего 26 склеек на полтора часа экранного времени: китайские крестьяне монотонно возделывают рисовое поле, обедают и немногословно общаются. Но и в этом прожженном арт-хаусе с длинными статичными планами обнаруживается что-то не высоколобое, а универсальное, человеческое – конфликт между сыном, который хочет вырваться из традиционного уклада, стать режиссером, и матерью, которая ежедневно прорабатывает его на тему «пора жениться и стать учителем», потому что ей стыдно смотреть в глаза соседям.


Во всем, что касается «Докера», чувствуется рукотворность, креативность формы, необычность подхода. От промо-кампании фестиваля (которая – отдельное произведение искусства: со специально снятыми видеороликами, в которых известные люди рассказывают о важности документального кино, со смешными сувенирами за участие в краудфандинге, с авторской экскурсией по Москве от организаторов для участников и гостей фестиваля), до выбора фильмов, каждый из которых необычен либо историей, либо изложением.

Если здесь показывают фильм о камбоджийском геноциде  – он обязательно будет решен нестандартно: «Шрамы Камбоджи» (реж. Александр Либерт, Франция-Камбоджа) – это серия пластических этюдов, в которых человек, переживший страшные пытки, не будучи в силах о них рассказывать, показывает то, что с ним сделали, движениями, танцем страдания – экзотика Камбоджи причудливо сплетается с эстетикой французского киноавангарда 1920-х годов.


Фильм о брутальных польских рыбаках «Рыба или мы» (реж. Мацей Гловински, Польша) удивляет легкой комедийно-акварельной формой: мощные фигуры мужчин, занятых физическим трудом, монтируются с семьей молодых кабанчиков, снующих в поисках еды по окрестностям деревни, под изящную музыку Жоржа Бизе.


Но самое необычное впечатление от «Докера» – от фильма «Взгляд снизу» (реж. Энрик Риб, Ориоль Мартинес, Испания) и встречи с его героем: спортсменом, писателем, программистом, свободным, открытым и целеустремленным человеком, не унывающим, несмотря на свой рост – 98 сантиметров.


Все фильмы фестиваля - очень человечные, с участливым вниманием изучающие проблемы других культур, отстаивающие гуманизм, талант, не боящиеся вникать в «неудобные» проблемы, утверждающие жизнь в ее многообразии и сложности.

Мария Фанина, специально для RGDoc.Ru


Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями