Дондурей: Российская культура жива и здорова, и еще удивит мир

07.09.2015 Новости индустрии
Главный редактор журнала «Искусство кино» рассказал на лекции в рамках фестиваля «Центр» о механизмах взаимодействия искусства и рынка в условиях затянувшегося перехода от советской модели государственного финансирования кинематографа.
Дондурей: Российская культура жива и здорова, и еще удивит мир
5 сентября в Москве, в рамках фестиваля современного документального кино о городе и человеке «Центр», прошла лекция главного редактора журнала «Искусство кино» и одного из членов жюри Даниила Дондурея.

Дондурей рассказал о механизмах взаимодействия искусства и рынка в условиях затянувшегося перехода от советской модели государственного финансирования кинематографа – к самоокупаемости и свободной конкуренции капиталистической экономики.

RGDoc.Ru публикует фрагменты доклада:


– Я хочу рассказать о том, что не публикуется. О том, что мало кто знает. Я бы хотел рассказать о киноиндустрии. Как она устроена, что от чего зависит, какие перспективы, что на самом деле происходит и по какой причине. Разговор касается независимого и системного анализа кинематографа.

До сих пор и производители, и прокатчики убеждены, что в кино ходят молодые люди в возрасте 12-25 лет. Но они не подозревают о том, что 72-76 процентов всех билетов покупают женщины. Это значит, что основные инвестиции в российское кино – это школьницы, студентки и девушки на выданье. Это особый тип сознания, особый тип ожиданий и картины мира. Так было до недавнего времени.

А два года назад стало известно, что главные инвесторы в российскую киноиндустрию – речь идет не только о русских фильмах, а в целом (сборы, кинотеатры, показы вне телевизора) – это люди 4+, от 4 до 12 лет. Из примерно 1 миллиарда долларов, который собрали  2014 году, 300-350 миллионов приходятся на долю детей-дошкольников, заставивших родителей потратить деньги.

В Москве ВВП на душу населения - примерно в 2,5 раза больше, чем в целом по стране. Если в среднем по России зарплата упала до 500 долларов, то в Москве она пока держится на 1000 долларов в новом исчислении, а еще недавно она была 1800 и мы вполне приближались к нормальной европейской стране. По крайней мере, так было до конца 2014 года. В Москве сосредоточены все деньги. В Москве где-то 12% всех залов, 35% всех сборов, 500 компаний производят кино – не только для кинотеатров, но и телесериалы.

Россия - чемпион мира по производству, показу и просмотру телесериалов. Мы обошли Латинскую Америку и конкурируем с Китаем, иногда его опережая. Ни в Европе, ни в США ничего подобного нет. Сериалы – это главный мифологический продукт Российской Федерации.

У нас чудесный кинорепертуар. Он уступает буквально двум-трем городам в мире. Естественно, он уступает Парижу, где показывается 600 картин в год, и Лондону, где показывается чуть меньше. В Москве в прошлом году было показано 514 фильмов. Это очень много, примерно полтора новых фильма в сутки. По количеству залов и по сборам мы входим в десятку стран мира.

В США снимается примерно 600 названий, в России – 80. В Голливуде – 130-160 названий, и они практически все показываются в России, собирая 2/3 мировых денег. Мировые деньги – это 33 миллиарда долларов. 22 миллиарда собирает американское кино во всех странах мира, кроме тех примерно десятка стран, где американское кино запрещено (его не показывали в Ливане, КНДР – есть целый ряд стран, где Голливуд запрещен, но их очень мало).

В советское время голливудское кино показывалось по решению идеологической комиссии ЦК КПСС – 7 названий в год. Восьмой фильм показывался, только если Брежнев летел в США встречаться с каким-нибудь Рейганом. В советское время люди ходили в кинотеатры примерно в 2,5 раза чаще, чем сейчас. Кинотеатры были полны, билеты были достаточно дорогими, и это было очень важно для каждого местного начальника, поскольку деньги шли в местный бюджет на зарплату учителям, врачам и милиционерам.

Сегодня ситуация меняется очень быстро. Мы производим примерно 80 фильмов из тех 500, которые показываем. Мы показываем все лучшее, что делает в кино Европа. И, поскольку российская ментальность все-таки европейская, мы показываем из Японии, Китая, Филиппин ровно столько, сколько может заинтересовать российского зрителя – то есть, немного. Голливуд у нас собирает примерно 2/3, процентов 65, и еще примерно 7% – американское независимое кино.

У нас снимается 4 тысячи часов сериального контента в год. Зритель не различает ситкомы, мыло, дорогие сериалы, фильмы, которые показывают в кинотеатрах: зрителям кажется, что это все - «кино».

Количество русских фильмов уменьшается. Производят их много, но показывают все меньше. Российские фильмы очень мощно делятся на два типа: для коммерции (в основном, комедии) и для фестивалей. В этой ситуации было создано огромное количество фестивалей. В нашей стране сегодня их почти 100. Если быть точнее – 92 киносмотра. Фестивали заменяют систему проката, ведь проката качественного кино почти нет. Российское телевидение не показывает качественное кино. Вы не найдете ни одной кинопрограммы до полпервого ночи.

Способностью считывать язык искусства (понимать: это снял Звягинцев, это Миндадзе, это Сигарев, это еще кто-то), судя по любым исследованиям на протяжении последних 20 лет, обладает не больше 2% граждан – таков же максимальный рейтинг у канала «Культура».

У нас не существует кинообъединений – они практически исчезли, сила их формальна. Продюсерское дело примерно пять лет назад было подсажено на наркотик господдержки. Деньги в производстве крутятся примерно такие: если в рублях, то 6 миллиардов рублей – на производство фильмов для кинотеатров, примерно 1,5 миллиарда дают бизнесмены, примерно 2 миллиарда вкладывают сами производящие компании. И примерно 10 миллиардов рублей стоит телевизионный рынок, а он в России, в отличие от других стран, соединен: одни и те же продюсеры одной рукой снимают сериалы, другой рукой – фильмы.

Продюсеры получают деньги у государства и могут каждый второй рубль не возвращать. И не имеет значения, если их кино никто не будет смотреть. Главное, чтобы фильм был принят Министерством культуры, чтобы сценарий был одобрен, чтобы фильм попал на какой-то фестиваль, и так далее. Это привело к тому, что уменьшилась конкурентная среда, уменьшилось желание людей встретиться с фильмом, который будет по сюжету и качеству отличаться от сериала.

Но ни одна система никогда не сможет остановить развитие личности. У нас самая сложная, самая хитрая, безмерно креативная – все на мой субъективный взгляд – российская культура. Она жива и здорова, и еще удивит мир.

Материал подготовила Мария Фанина

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями