Фестиваль «OPIA 3/4. Реальность» пройдет в ЦДК 11 и 12 декабря

04.12.2021 События
В программе — дискуссии и фильмы, замечающие, осмысляющие и изменяющие реальность.
 Фестиваль «OPIA 3/4. Реальность» пройдет в ЦДК 11 и 12 декабря
В Центре документального кино 11-13 декабря пройдет фестиваль «OPIA 3/4. Реальность», организованный Независимым клубом документального кино OPIA, 

«Вместе с гостями и зрителями будем рассуждать, как документальное кино и реальность влияют друг на друга: на персональном и коллективном уровне. Как действительность задает тон, темы и героев — и как российская документалистика отвечает на эти вызовы», - говорится в пресс-релизе события. 

В программе — фильмы, замечающие, осмысляющие и изменяющие реальность. В разговорной программе — две дискуссии: об этике отношений авторов документального кино с героями и междисциплинарный разговор о гендерном порядке в индустрии дока в России и женской* представленности. Среди гостей и спикеров фестиваля — кинокритики, исследователи индустрии, режиссеры и продюсеры документальных фильмов.

Это третий фестиваль-уикенд независимого клуба документального кино OPIA из серии фестивалей-исследований в 2021 году, посвященных российской документалистике: какая она есть и о какой мы мечтаем. Первый был посвящен образованию в сфере документального кино в России. Заглавный ивент — дискуссия с руководителями и преподавателями ведущих киношкол. Расшифровка дискуссии вышла на сайте Искусства кино — «Поле свечения. Кинообразование в России — кто и кого учит снимать док?». Второй фестиваль серии прошел в августе — говорили о вариативности производства и дистрибуции документальных фильмов. Расшифровка фрагментов дискуссии о российских фестивалях вышла на сайте журнала Сеанс — «Ну, это просто нерентабельно» — Документалистика России сегодня. 

Мероприятия пройдут в формате COVID-free: вход возможен только по QR-кодам. 

Программа фестиваля «OPIA ¾. Реальность»

11 декабря (суббота), Центр документального кино
13:00 — Дискуссия «Я тебя (не) люблю. Отношения автора и героя внутри и вне документального фильма» 

Отношения героя и автора документального фильма — совершенно уникальное пространство, которое, как нам кажется, требует особого и бережного разговора. На дискуссии мы вместе с режиссерами обсудим накопившиеся вопросы к процессу съемок документального кино: личные границы, этику, возможное сопротивление героев и влияние съемок на их жизнь. Поговорим про наболевшее и закадровое самих режиссеров: нужно ли любить своего героя? Когда и насколько можно вмешиваться в его жизнь? Как завоевать доверие героев и не разрушить его формальными соглашениями? Возможны ли близкие отношения после выхода фильма?

Спикеры: 
Аскольд Куров («25 сентября», «Ленинленд», «Добро пожаловать в Чечню»)
Мадина Мустафина («Милана», «Ещё чуток, мрази!»)
Лиза Козлова («В центре циклона»)
Николай Н. Викторов («Чермет»)
Модерирует Анна Беркова (OPIA).

Вход на дискуссию бесплатный по регистрации.

15:30 — Показ фильма «В Центре циклона» (реж. Лиза Козлова, 2016)

«В случае стихийного бедствия нужно собрать ценные вещи, всё запереть и забраться на крышу». Наташа живет в депрессивном подмосковном Талдоме. Она ходит в школу, ссорится и мирится со сверстниками, собирается на стрелку и участвует в драке. Мир обрушивается на героиню, как катаклизм, а она действует, полагаясь на свою искренность, силу духа и чувство юмора. Этот фильм — история о преодолении экстремальной точки взросления. 

Участник конкурса «Артдокфеста», 2016; приз «Малый Золотой Нанук» за лучший фильм национального конкурса Les Recontres Cinematographiques, Франция, 2017; участник международного фестиваля документального кино «Флаэртиана» и других. 

Фильм представят режиссер Лиза Козлова и Анна Беркова (OPIA).

17:00 — Показ фильма «Школа соблазнения» (реж. Алина Рудницкая, 2019)

Показ фильма «Школа соблазнения» в первый день фестиваля задаст тему для дискуссии во второй день — представление и представленность женщин в документальном кино в России. Фильм Алины Рудницкой — о 30-летних женщинах в поисках безопасности, высокого социального статуса и вечного счастья. В патриархальной России героини учатся искусству соблазнения мужчин — богатых и успешных. Семь лет наблюдений за ними складываются в трагикомедию о гендерных ролях и женственности в путинской России.


12 декабря (воскресенье), Центр документального кино

16:00 — Дискуссия «Женщины в российском документальном кино: настоящее время и перспективы»

На первый взгляд кажется, что в документальном кино много женских голосов: награды на кинофестивалях, обучение в киношколах, героини фильмов. Повсеместное включение женщин в индустрию бросается в глаза особенно при сравнении с гендерной ситуацией в игровом кино. Так, Артдокфест в 2019 году первым из российских фестивалей опубликовал статистику по гендерному составу участников программ: 73 фильма сняли режиссеры-женщины, 66 — режиссеры-мужчины, и еще 9 — совместная режиссура. 

Мы уверены, что за внешне оптимистичной картиной скрывается много непроговоренных проблем и напряжения, а вопрос гендерного присутствия в доккино требует специального разговора и разных оптик. Поэтому на дискуссии фестиваля «OPIA 3/4» обсудим, существует ли особый «женский взгляд» в документалистике, способствует ли женская гендерная социализация выстраиванию близких и доверительных взаимоотношений с героями, влияет ли бюджет на доступ в большую индустрию и какие перспективы у системы квот на обучение в киношколах и участие в фестивалях. 

Спикеры:
Ксения Гапченко — продюсер, режиссёр документального кино. Основательница продюсерской кинокомпании Docs Vostok. 
Мария Чёрная — режиссерка документального кино («R2CC» (2020), «Человек из колодца» (2019), «Криволучье» (2019)) 
Нина Гусева — актриса, режиссёр документального кино («Роза» (2020), «Дело» (2021))
Ксения Леонтьева — исследовательница российского кинорынка, киноаналитик, доцент кафедры продюсирования кино и телевидения СПбГИКиТ. Сопредседательница Межрегионального профсоюза кинематографистов. 
Модерирует Алиса Таёжная — журналистика и кинокритик. Пишет для изданий Сеанс, Wonderzine, Афиша Daily, Искусство кино.

Вход на дискуссию бесплатный по регистрации

18:30 — Показ фильма «Папа» (реж. Валерия Гай Германика, 2020) + Q&A (ТВА)

Отец режиссера Валерии Гай Германики, 91-летний Александр Браун, тяжело переживает смерть любимой жены. Он отправляется в летнее путешествие с семьей дочери. Вместе они летят на море, и понемногу поездка в Италию и Грецию принимает масштабы античной трагедии: смертельная опасность и чудесное спасение, трудности перевода и конфликт поколений. Жизнь человека оказывается путешествием, полным эмоций, которые с трудом можно перенести.

13 декабря (пн), Центр Вознесенского (ул. Большая Ордынка, 46 строение 3)

19:00 — Показ фильма «Наш новый президент» + дискуссия с экспертами
«Наш новый президент» (реж. Максим Поздоровкин, 2018) — коллажная история победы Дональда Трампа в выборах в 2016, рассказанная исключительно через российскую пропаганду. Этот одновременно ужасающий и веселый фильм — сатирический портрет массового российского медиаполя. В нем раскрываются секреты целой империи поддельных новостей и тактика современной информационной войны.

После показа организаторы Пространства Кино обсудят с экспертами и зрителями, как устроена политическая пропаганда и как фильм — по смыслу и форме — передает суть этого явления. Также обсудят восприятие фильмов подобного жанра, поговорят о колониальности самого формата и о том, может ли вообще такое кино на кого-то повлиять. Также подискутируют о мифотворчестве и роли артефактов в пропаганде, эмоциональном режиме, который устанавливает такое кино и попытаются выяснить, можно ли сделать подобный фильм про оппозиционную журналистику.

Вход на событие бесплатный по регистрации

Подробнее - здесь
Контакты для связи:
Ксения Вахрушева, координаторка OPIA
k.vakhrusheva@opia.me // +7 (919) 505 86 10

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями