Фильм «Киев/Москва»: Обрести дистанцию

17.09.2015 События
В Москве состоялся неформальный показ документального фильма, посвященного событиям российско-украинского конфликта.
Фильм «Киев/Москва»: Обрести дистанцию
В Москве состоялся неформальный показ документального фильма «Киев/Москва» (Часть 1 и Часть 2).

Фильм в двух частях, сделанный большой командой молодых авторов во главе с режиссером Еленой Хоревой и креативными продюсерами Александром Расторгуевым и Павлом Костомаровым, уже был ранее показан на международных кинофестивалях. «Киев/Москва. Часть 1» получила специальное упоминание жюри за дебют на МКФ в Локарно, а премьера «Киев/Москва. Часть 2» состоялась этим летом на МКФ в Одессе.

Майдан Незалежности - это центральная площадь в Киеве, которая дала название массовой антиправительственной акции протеста, прошедшей зимой 2013-14 гг. Хроника событий Майдана, истории разных людей. Надежда, азарт, музыка, страх, огонь, смерть, слезы и снова надежда — вы увидите, как началась эта страстная революция и чем она закончилась.

Первая часть фильма погружает зрителя в состояние очевидца, подобно шлему виртуальной реальности. Вторая часть использует другую оптику: она приближает зрителей к главным героям русско-украинского конфликта, самым обычным людям, живущим по обе стороны «стены» и собирает мозаику из человеческих лиц, эмоций, судеб.

На показе фильма побывала обозреватель RGDoc.Ru, пресс-секретарь Гильдии неигрового кино Мария Фанина.


Летом 2013 года по заданию редакции Lenta.doc и креативных продюсеров Павла Костомарова и Александра Расторгуева группа молодых людей во главе с режиссером Еленой Хоревой отправляется снимать проект о жизни в Москве и Киеве – истории о людях одинаковых профессий в разных городах: официант/официант, врач/врач. Но вскоре оказывается в эпицентре событий на Майдане, а фильм о сходстве двух столиц вырастает в проект о людях по разные стороны баррикад.

Фильм «Киев/Москва» делится на две части: первая – революция, стихия, хаос, нерасчлененные массы протестующих людей. Вторая – серия «крупных планов», тот самый изначально замышлявшийся проект. Маленькие истории «маленьких» людей: учителей, врачей скорой помощи, официантов, актеров в костюмах ростовых кукол – даются встык с похоронами, взрывами, ОМОНом, пепелищем Майдана, эпизодами про равнодушных депутатов.

Независимое документальное кино о конфликте на Украине предлагает эстетику чернового монтажа, множественности точек зрения, открытых финалов; говорит о  принципиальной невозможности окончательных выводов. Сопоставляет ангажированный взгляд новостей и взгляд людей, творящих новости – в кадре и за кадром; профессионально снятые кадры – и любительские, в формате ролика на Youtube.

Документалисты выбирают опосредованный взгляд на историю, выстраивая панораму больших событий из микро-сюжетов из жизни обычных людей. Такой подход использует и Алена Полунина в фильме «Варя», показывая Украину глазами учительницы математики, приехавшей увидеть войну воочию. Иллюзию дистанцированности от больших событий создает Сергей Лозница в фильме «Майдан», принципиально отворачивая камеру от политической арены (хотя он показывает толпу, а не отдельных персонажей).

Юмор, который используют авторы «Киева/Москвы», зорко подмечающие элементы каждодневного абсурда, – тоже способ дистанцирования, остранения от трагического, попытка справиться с самодовлеющим материалом. Авторы структурируют фильм, выстраивая параллели: Майдан – Москва – Севастополь. Здесь – воюют против воров; здесь – гонят пикетчиков с Красной площади; там – отмечают присоединение Крыма. Но любая конструкция в этом деле условна, гораздо выразительнее – сами кадры.

Толпы протестующих, показанные в первой части,  ассоциируются с революционными массами советского немого кино 20х . Там не было звука – здесь нет речи: слова, выстрелы и крики сливаются в единый шумовой фон. Свержение памятника Ленину ассоциируется с разрушением монумента Александру III в «Октябре»; войска-«свиньи» (отряд, прикрытый со всех сторон щитами) – это уже из «Александра Невского». Ужас, шок, монтаж аттракционов.

Отчаянно молодые голоса звучат за кадром – иногда слышны реплики тех, кто снимает. Авторы уходят от пафоса, торжественности и громких слов, чтобы сконцентрироваться на простых человеческих проблемах и базовых ценностях: детях, любви, взаимопомощи, доброте, здоровье, жизни. Оппозиция Киев/Москва показана как надуманная, а люди – как искусственно стравленные наверху.

11997957_875803675831478_1197951299_n.jpg

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями