Флаэртиана-2015: Частные истории

28.09.2015 Новости фестивалей
Мария Фанина - о победителях международного фестиваля документального кино «Флаэртиана».
Флаэртиана-2015: Частные истории
24 сентября Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана», ежегодно проходящий в Перми, подвел итоги. Гран-при международной программы «Большой Золотой Нанук» получил фильм Агнешки Звефки «Королева тишины» (Польша, 2014).

«Королева тишины» – фильм о глухой цыганской девочке, которая не умеет выражать эмоции словами, но умеет – танцами. Дениса живет в бараке на городской окраине в Польше и все свободное время разучивает танцы из индийских фильмов, диск с которыми случайно нашла на помойке. Ее дразнят сверстники и гонят от себя взрослые – как и саму цыганскую общину гонят и в итоге выселяют с муниципальной территории местные власти. Но при том, что девочка, казалось бы, круглая неудачница со всех сторон, она сохраняет открытость и позитивное отношение к жизни.

«Королева тишины» – документальное кино, соединенное с эстетикой Болливуда. История перемежается игровыми эпизодами: видеоклипами, в которых режиссер помогает Денисе исполнить мечту, воссоздать яркие экранные образы Айшварии Рай. Прием на грани фола – но он работает, позволяя языком пластики рассказать, как кино помогает скрасить безрадостные будни, внушить силы, чтобы противостоять несправедливости и злу. Дениса с легкостью могла бы стать героиней диснеевского мультфильма, а стала – героиней документальной драмы.

Приз «Серебряный Нанук» разделили две картины, одна из которых, «Тото и его сестры», по признанию члена жюри, американского режиссера Дуэйна Джонсона-Корхана, до последнего претендовала на победу, и лично для него все-таки победила.

«Тото и его сестры» (реж. Александр Нанау, Румыния, 2014) – история о детях, брошенных на произвол судьбы на задворках Бухареста: их мать 5й год сидит в тюрьме за торговлю наркотиками, отца попросту нет. 10-летний мальчик и две его сестры, 14 и 17 лет, находятся под опекунством братьев матери – но дядья наведываются редко, а если и приходят – то захватывают героин, не гнушаясь колоться прямо на глазах у детей. Старшая сестра в итоге идет по пути родственников, становится наркоманкой, но средняя принимает волевое решение бороться за лучшую жизнь и вместе с братом уходит в детский социальный приют.

На уровне сюжета «Тото и его сестры» – типичная слезодавилка, созданная при поддержке организации по борьбе с наркотиками. Но здесь нет ни «чернухи», ни спекуляции на детском несчастье. Чувствуется деликатность, с которой автор, с одной стороны, входит в доверительные отношения с персонажами, помогая им раскрыться перед камерой, с другой – соблюдает необходимую дистанцию по отношению к их частной жизни, уважая силу и автономию личности, независимость характеров. Настолько, что решается передать персонажам в руки камеру: так в фильм попадают самые интимные моменты их жизни и разговоры, которые вряд ли бы состоялись в присутствии постороннего. Уважение к достоинству личности, вера в неразложимость базовых ценностей, в человечность – все это транслируется в естественной, сдержанной манере. Сердце разрывается, а камера снимает.

Наконец, главный приз национальной программы «Малый золотой Нанук» получила картина «Странные частицы» Дениса Клеблеева (Россия, 2014).
Это фильм о молодом ученом, преподавателе квантовой физики, который едет в летний лагерь подтягивать отстающих по предмету студентов. Константин Алексеевич искренне хочет привить им интерес к науке, поднять до уровня глобального, а не обывательского мышления – но при этом чувствует себя не уютно, с каждым днем растут его сомнения в смысле всего предприятия: зачем менять тех, кто не хочет меняться.

Противопоставление «квантового» и «механического» мировоззрений образно проходит через весь фильм, сквозя в ненавязчивой иронии деталей. Так, в кадре всегда визуально присутствует противопоставление «один – много»: например, один преподаватель – много комаров.

При всей видимой простоте структуры, легкости дыхания и самоиронии – это кино о сложном. В конце концов, вопрос, который вертится на языке, но так и не находит решения – «Как жить?»

Проблема с «механическим» и «квантовым» – не в том, чтобы отказаться от одного в пользу другого, а в том, чтобы увидеть гармонию в диалектике и обрести свое место в жизни. Это проблема самоопределения, взросления, формирования личности.

«Странные частицы» – талантливое, точное по форме и универсальное по смыслу кино, но понятна и его особенная важность в контексте «Флаэртианы». Победа «Странных частиц» в национальной программе бесспорна.

«Флаэртиана» – фестиваль, главной задачей которого является, прежде всего, социальная и образовательная миссия: развитие культуры Пермского края, воспитание молодежи с помощью документального кино, увеличение доступности кино для показов в школах, вузах, детских садах. Поэтому принцип отбора программы – не только использование метода «наблюдения», которым славился Флаэрти, – но и наличие развлекательного элемента в фильмах, доступности для широкой аудитории. Здесь не открывают новых имен, не исследуют новейших тенденций, сюда не приезжают отбирать фильмы для телеканалов или мировых кинофестивалей. Это фестиваль, созданный для зрителей, а не для критиков, с поразительным участием относящийся к интересам аудитории, показывающий кино, тонко и с умом рефлексирующее социальные проблемы в форме интересных частных историй.

Мария Фанина, специально для RGDoc.Ru

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями