Флаэртиана Vol.18: Дети, внуки, любовь, война

25.09.2018 Новости фестивалей
Мария Кособокова о фильмах международного конкурса и питчинге.
Флаэртиана Vol.18: Дети, внуки, любовь, война
С 14 по 20 сентября в Перми прошел XVIII Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана». Программа получилась настолько насыщенной, что на посикунчики и деревянных богов в художественной галерее времени просто не хватило. Мария Кособокова рассказала о главных событиях фестиваля специально для RGDoc.ru

Международный конкурс 

В этом году уровень фильмов в основном конкурсе оказался ничуть не хуже, чем на параллельно проходящем «Послании к человеку» в Петербурге. Драматургия, монтаж, операторское мастерство, звук документальных картин не уступали игровым. В центре почти каждого фильма – личность, раскрывающая общечеловеческие проблемы. 

Малыш с ампутированными ногами и руками, застрявший с любящим дедом в больнице на границе с Израилем и сектором Газа («Постоянно временная жизнь Мухи»). Ленивый сорокалетний маменькин сынок, говорящий от лица сообщества неонацистов и расистов («Мир по Делибореку»). Известная американская танцовщица, которая заставляет задуматься о проблемах телесности, и о выборе между карьерой и любовью на расстоянии («Бобби Джин»). 

Шедевры появляются там, где глобальная проблематика сочетается с харизматичным, ярким, честным героем. Правда, не всегда герой на протяжение фильма обязан преодолевать препятствия и в конце концов победить или проиграть. Случается, что авторский киноязык настолько силен, что через абсурдные интервью в глухой аргентинской деревне («Ужас») или поэтическое сравнение трогательных стариков из дома престарелых и работяг с бесконечной стройки за окном («Далекое созвездие»), рождается совершенно новая эстетика и цепляющие образы. 

В победителе конкурсной программы не сомневались ни жюри, ни зрители. «Об отцах и сыновьях» Талала Дерки – фильм о Сирии, где нет привычных кадров со взрывами, кровью, когда каждую секунду боишься за жизнь оператора. 

На этот раз человек по ту сторону объектива в безопасности. Режиссер – из той же семьи, что и главный герой. Поэтому так открыто, спокойно и изнутри больше часа зритель наблюдает за тем, как он воспитывает из сыновей будущих террористов. У этих детей нет выбора, никто не в силах изменить их судьбу. Проникаешься эмпатией к отцу, любящего семью, и в то же время тут же это чувство прогоняешь. Приходится прогонять. 

Питчинг и форум 

Главным событием «Флаэртианы» стал международный питчинг и форум документальных проектов. Организаторы выбирали между двух зол: привезти меньше проектов, но выдать денежный приз победителям или собрать 40 проектов, 20 экспертов и потратить время на мастер-классы, профессиональное общение, тьюторство и переговоры one-to-one. 

В итоге выбрали второе, и, судя по отзывам участников на закрытии, не прогадали. Войдя в тесный контакт с продюсерами европейских телевизионных каналов, отборщиками фестивалей, международными sales-агентами, режиссеры осознали, что в отличие от Европы, в России не задумываются о бизнес-стороне вопроса. 

Экспертам из Германии, Франции, Австрии, Голландии для решения о поддержке проекта часто не хватало черновой версии монтажа, продуманного сценария и драматургии, качества операторской съемки и записи звука. Хотя многие идеи им объективно понравились – в топе оказалось кругосветное путешествие-регата российского яхтсмена, фильм о микрохирурге, пришивающем руки, роуд-муви о стереотипах немца в поиске умерших родственников в Молдове. 

Нескольким выпускникам школы Марины Разбежкиной предприимчивые тьюторы предложили объединиться в альманах. Проекты порадовали разнообразием - футбольная команда из Средней Азии, молодые учителя в глубинке, хор московского метрополитена. Но случалось, что темы разных режиссеров пересекались - заброшенные деревни, усыновленные дети, три питча о самоотверженных российских врачах. 

Пока не ясно, действительно ли проекты получат поддержку – запись в блокноте немецкого продюсера Кая Веснигка о договоренностях в финале – это всё-таки не финансовые обязательства. И не хочется говорить, что главное здесь – начать, потому что начинаем давно. Тут как со всем российским кино: только верить. Последние годы и по фестивалю кажется, что не зря, хотя фильмы международного конкурса снова – гораздо более смелый взгляд на реальность.

Мария Кособокова

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями