Гильдия неигрового кино и телевидения изучает законопроект «О кинематографии в Российской Федерации» со стороны неигрового сообщества

10.07.2014 Новости индустрии
Вице-президент по развитию Гильдии неигрового кино и телевидения Курина Ольга провела первичный анализ текущей редакции законопроекта со стороны именно неигрового сообщества, в результате которого был выявлен ряд интересных вопросов, часть которых, возможно, будет исправлена при доработке законопроекта.
Гильдия неигрового кино и телевидения изучает законопроект «О кинематографии в Российской Федерации» со стороны неигрового сообщества
На рассмотрении Государственной Думы сейчас находится законопроект №217502-6 Федерального закона «О кинематографии в Российской Федерации», введение которого отменит существующий на текущий момент Федеральный закон от 22 августа 1996 года №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Законопроект был разработан еще в начале 2013 года, стадию его рассмотрения можно отслеживать на сайте Государственной Думы. Гильдия продюсеров РФ давно уже подключилась к проработке и корректировке данного законопроекта, однако данные инициативы больше связаны именно с направлением игрового кино.

Вице-президент по развитию Гильдии неигрового кино и телевидения Курина Ольга провела небольшой анализ текущей редакции законопроекта со стороны именно неигрового сообщества, в результате которого был выявлен ряд интересных вопросов, часть которых, возможно, будет исправлена при доработке законопроекта.

Например, в пункте 1 статьи 6 нет категории "научно-популярный фильм", что странно, ведь создание научно-популярных фильмов отличается от документальных -  в них могут содержаться игровые и постановочные сцены, съемки экспериментов и научных открытий, не предусмотренных сценариями, а также другие отличия. Поэтому, если вводить классификацию фильмов, то необходимо обязательно предусмотреть и данный вид категории.

В пункте 4 статьи 6 по способу создания фильмы делятся на национальные, совместного производства и иностранные. То есть все фильмы, созданные авторами в России, являются национальными. Соответственно, все положения, которые применяются в законе к национальным фильмам, относятся практически ко всем фильмам, созданным на территории Российской Федерации независимо от их источника финансирования.

Все демонстраторы фильмов, осуществляющие платный показ фильмов, а сюда попадают и киноклубы, берущие оплату за билеты за просмотр неигрового контента, должны будут подавать сведения в единую автоматизированную информационную сеть относительно каждого проданного билета (статья 11). За непредставление такой информации вводится ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если Вы сняли 5 граждан, скажем, Таджикистана в фильме и больше никого - то это уже, видимо, не фильм согласно п.2 статьи 12, т.к. в состав актеров должны входить не менее 60% граждан Российской Федерации. Является ли в данном случае актером объект на экране, если это не постановочная сцена?

На территории России запрещено производить иностранные фильмы (статья 12).

Если в фильме содержатся призывы к свержению политического строя, например, сцены курения, сцены употребления несовершеннолетними алкоголя, то в регистрации фильма будет отказано, соответственно, закрыты все формы показа и проката в РФ (пункт 2 Статьи 13). Видимо, в соответствии с последними поправками в законы о русском языке и о защите детей сюда же добавится в новой редакции и случаи использования в фильме нецензурной брани.

Про прокатное удостоверение (точнее, регистрацию фильмов) сказано следующее: "Все фильмы, произведенные в Российской Федерации, а также ввезенные в Российскую Федерацию для проката и показа, за исключением фильмов, которые демонстрируются на фестивалях, семинарах, ретроспективе и других мероприятиях в области развития и сохранения кинематографии, подлежат регистрации" (пункт 2 Статьи 14). Получается, что в такой редакции закона  фестивалям не понадобится получать прокатные удостоверения на фильмы, демонстрируемые в программе.

Для чего необходимы прокатные удостоверения, перечислено в пункте 2 статьи 15 закона: "Юридические и физические лица, являющиеся обладателями прав на фильмы, обязаны получить прокатное удостоверение для использования фильмов в целях проката и показа, в том числе путем распространения, публичного показа, импорта, публичного исполнения, сообщения в эфир, сообщение по кабелю, сообщение посредством Интернета, доведения до всеобщего сведения". Получается, что из заявителей в этом пункте выпал момент получения прокатного удостоверения именно прокатчиком фильма, а не только правообладателем. Плюс - проговорено отдельно обязательное наличие прокатного удостоверения для фильма для сообщения посредством Интернета. Возникает вопрос о том, кто будет отслеживать распространение фильмов в Интернете без прокатных удостоверений.

Пункт 5 статьи 15 - если заключаем лицензионный договор (исключительная или неисключительная лицензия) на срок более года - должны предоставить копию договора в Министерство Культуры РФ. Данные положения были и до данного законопроекта, но ответственность за непредставление копий договоров вроде бы пока не введена.

Статья 16 четко говорит о том, что показ и прокат фильма в РФ без прокатного удостоверения не допускается.

В законопроекте вводится квотирование показа и проката российских фильмов на территории РФ. Так пункт 3 статьи 16 звучит следующим образом: "Доля фильмов иностранного производства, допускаемых к прокату и показу на территории Российской Федерации, не может превышать 20 процентов от числа всех фильмов, допускаемых к прокату и показу на территории Российской Федерации в течение года". Возникают сопутствующие вопросы – каким образом это будет регулироваться? Кинотеатры понятно - у них квоты будут. А для телевидения, киноклубов, фестивалей, Интернет сообщения?

Пункт 2 статьи 16 говорит о том, что показ и прокат фильмов на территории РФ осуществляется только на русском языке. Допускается использование иностранной речи в фильмах в случаях, когда употребление иностранного языка является неотъемлемой частью художественного замысла А как же показы зарубежных фильмов на фестивалях, например? Является ли использование иностранной речи в зарубежных фильмах частью художественного замысла? А как насчет показа и проката фильмов на языках народов России?

Как и говорилось, все фильмы, созданные в России (не только при государственной поддержке) являются национальными. Так вот по п.2 статьи 18 обязательно нужно передавать копию национального фильма на хранение в государственный архив.

В статье 24 возникает лишь возможность финансирования участия фильмов в международных фестивалях категории А. То есть, видимо, должны будут появиться некие списки, где будет обозначено, какие международные фестивали к этой категории относятся по мнению Министерства Культуры РФ.

Надеемся, что ряд вопросов будет все-таки решен в новой редакции законопроекта после возврата его с доработки. Но практически точно ясно, что в связи с его введением в будущем, в текущий закон №126-ФЗ поправки вноситься вряд ли будут, в том числе поправки в статью 5.1 «Прокатные удостоверения», вступившую в силу с 1 июля 2014 года.

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями