IDFA наградил три фильма российских режиссеров

18.11.2022 Новости фестивалей
Награды получили картины Руслана Федотова, Александра Абатурова и автора, скрывающего настоящее имя под псевдонимом.
IDFA наградил три фильма российских режиссеров
35-й Международный фестиваль документального кино в Амстердаме IDFA подвел итоги. В короткометражном конкурсе победил фильм Руслана Федотова Away («Прочь») – 28-минутная лента, сделаная в копродукции Венгрии, Бельгии и Португалии. Фильм рассказывает историю 16-летних украинских беженцев Андрея и Алисы, которые помогают в школе для детей беженцев в Будапеште. Подростки рассказывают о своем опыте войны, а после школы рисуют на улицах венгерской столицы красочные протестные арты, вызывая дискуссии между прохожими, настроенными, соответственно, пророссийски или проукраински.

Еще один приз за лучший фильм - в конкурсе Envision. Его получила российская работа  Manifesto («Манифест») Энджи Винчито. Очевидно, что это псевдоним, но кто скрывается под ним, мы не знаем, а когда узнаем - все равно не скажем. Что интересно, этот страшный документальный фильм полностью состоит из шокирующих роликов российских подростков, которые они размещают в YouTube или TikTok. Здесь есть кадры паникующих учеников, спасающихся от стрельбы в школе, тайно сделанные записи агрессивных учителей, которые называют детей идиотами, бьют или угрожают тюрьмой за политические взгляды, хорошо знакомые нам видео извиняющихся чеченских подростков и многое другое. В рецензии на Variety отмечается ошеломительная сила фильма, а в описании на сайте фестиваля сказано следующее: «Мобильный телефон служит своеобразным щитом между молодежью и их жестоким миром, превращая камеры не только в наблюдателей, но и в обвинителей. Какими бы экстремальными ни были события, они продолжают снимать. «Манифест» — это темная мозаика, в целом тревожащая и заканчивающаяся ужасающим финалом. В фильме показано, как агрессия и угнетение невольно передаются следующему поколению». Откроем, что в финальном эпизоде используются кадры Кати Власовой и Дениса Муравьева – печально знаменитой пары подростков, покончивших с собой после перестрелки с полицией в Пскове.



В основном конкурсе полнометражных фильмов тоже есть мощный российский след. Так, приз за лучшую работу оператора достался Полю Гийому, снявшему картину Paradise («Рай»), режиссер которой - Александр Абатуров. Фильм выступал под флагами Франции и Швейцарии. Это картина о лесных пожарах, случившихся в 2021 году в Якутии. В центре внимания кинематографистов попал поселок Шологон, который, находясь на границе «зоны контроля», не получал никакой правительственной помощи, поскольку здесь стоимость тушения превышает ущерб от пожара. История жителей, судьба которых оказалась в их собственных руках, переплетается с якутской сказкой о ветре, дующем над священной горой. Люди борятся с огнем, как с драконом из их преданий.

Невозможно не упомянуть еще одного, хоть и не российского, лауреата основного конкурса. Приз за лучшую режиссуру присужден фильму Much Ado About Dying («Много шума из-за смерти» Саймона Чемберса (Ирландия, Великобритания). Одно только описание этой картины на сайте фестиваля доказывает, что награду присудили не зря: «Саймон Чемберс снимает фильм в Индии, когда его дядя Дэвид звонит ему с роковым сообщением: «Мне кажется, я умираю». Чего зритель еще не знает, так это того, что Дэвид — настоящая королева драмы, бывший актер и учитель, состарившийся «на диете», без внимания и аплодисментов, а еще - любитель Шекспира. Чемберс возвращается в Лондон, чтобы позаботиться о своем дяде и запечатлеть на камеру последние этапы его жизни. Дэвиду очень нравится играть главную роль в собственной жизни. Яростно декламируя монологи из пьес, обычно совершенно голый, он бродит по неубранному дому, который, вероятно, никогда не был в идеальном состоянии. «Стало ясно, что Дэвид не собирался умирать», — сухо говорит Чемберс в комментарии. Но продолжает снимать своего эксцентричного дядю до последнего вздоха».

Наконец, главный приз международного конкурса полнометражного кино взял фильм «Аполония, Аполония» (Apolonia, Apolonia) Леи Глоб (Дания, Польша, Франция). Это фильм-портрет харизматичной французской художницы Аполонии Сокол, которая идет свое место в мире искусства. Картина, в первую очередь, интересна тем, что снималась на протяжении 30-лет дружбы режиссерки и ее героини. 


Все итоги фестиваля - здесь

фото: награждение фильма Away, стоп-кадр трансляции

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями