У фронтовых операторов не было возможности снимать многие важные военных операций, потому что они происходили глубокой ночью либо на рассвете, а пленка в то время не обладала достаточной чувствительностью. Поэтому бои приходилось реконструировать в светлое время суток.
Одна из самых знаменитых инсценировок - водружение Знамени Победы над Рейхстагом. Финальный аккорд войны пришлось переснимать на следующий день, потому что Рейхстаг был взят ночью.
Во время реальных съемок у операторов часто не было возможности выбрать точку, определенный ракурс, выстроить композицию. Приходилось снимать откуда придется. Как вспоминал оператор
Георгий Голубов, в бою, под артобстрелом, бомбежкой все живое прячется, старается сжаться». Тем более возможности камеры были сильно ограничены.
Поэтому для масштабных съемок и завершенных сюжетов, чтобы произвести должное впечатление на зрителей, бои приходилось реконструировать. Но далеко не все кадры военной кинохроники были «ненастоящими». И многие эпичные сцены были сняты в реальности. Сколько их было и какое место они занимают в кинолетописи? Как научиться отличать реальные кадры войны от инсценированных, подробно рассказываем в нашем проекте.
Как отмечает режиссер серии
Артур Анаян, именно реальные кадры сражений определили лицо советской фронтовой кинодокументалистики, а не постановочные съемки, несмотря на то, что они тоже были документом времени. «
Будь иначе, откуда бы взяться такой тяжкой и трагической статистике потерь в рядах наших фронтовых операторов. Каждый второй – ранен, каждый четвертый – убит», - указывает он.
О Проекте:
Документальный проект «Как снимали войну» создан Гильдией неигрового кино и телевидения совместно с порталом
Кино-Театр.Ру. Он рассказывает о советских кинооператорах, которые снимали Великую Отечественную, несмотря на пули и страх. Однако об их подвигах почти ничего не известно, потому что их имена зачастую не указывали в кинохрониках, но именно благодаря им у нас остались настоящие кадры войны. Проект создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура».
Проект представляет собой 20 короткометражных фильмов о том, как создавалась кинолетопись прошедшей войны. 12 из них – портреты ведущих фронтовых операторов, остальные – рассказ о работе кинохроники в годы войны.
Эпизод 7. Мария Сухова - женщина, оператор, фронтовик
По одним данным операторов Великой Отечественной войны было 257, по другим – 318. За четыре военных года они сняли 3,5 миллиона метров фронтовой кинохроники. Однако в фильмах и киножурналах 1941-45 годов их имена зачастую не указывались, но именно их глазами мы и сегодня видим прошедшую войну.
Задача проекта – вернуть авторство анонимным кадрам военной хроники, рассказать о тех, кто с риском для жизни запечатлел самые драматические моменты Великой Отечественной войны.
Источником для создания этого проекта стали монтажные листы операторов, в которых подробно, кадр за кадром описывалось все, что было снято в течение съемочного дня. В этих документах, никогда прежде в кино не использовавшихся, много уникальных деталей, человеческих имен и судеб. Авторы проекта поставили себе задачу соединить пояснения и «ремарки» фронтовых операторов и хронику, которая хранится в Российском государственном архиве кино- и фотодокументов.
Об исполнителях проекта:
Гильдия неигрового кино и телевидения является единственной в России некоммерческой организацией, объединяющей кинематографистов и работников телевидения, а также юридических лиц, специализирующихся в сфере создания и дистрибуции документального и научно-популярного кино, документальных телевизионных фильмов. Основной целью создания и деятельности Гильдии является развитие индустрии неигрового кинематографа, популяризация всех его видов и жанров, а также творческих достижений российских документалистов.
Кино-Театр.Ру - русскоязычный интернет-проект о российских и зарубежных кинофильмах, телесериалах и спектаклях, имеющий самую полную базу российских актеров, режиссеров и операторов. Сайт вошел в список социально значимых сайтов.