«История Гражданской войны» Дзиги Вертова выходит в российский прокат

12.10.2022 Новости индустрии
Николай Изволов рассказывает, как был создан, утерян и чудом восстановлен уникальный фильм.
«История Гражданской войны» Дзиги Вертова выходит в российский прокат
 «История гражданской войны» Дзиги Вертова выходит в российский прокат с 13 октября. Картина в этом году отмечает 100-летие с момента создания и считается выдающимся примером киноискусства, краеугольной работой молодого Вертова, формулирующего для себя принципы кино-правды. Режиссер фиксировал события гражданской войны в России в 1918-1922 годах, оставляя на кинопленке ключевых участников исторического процесса. 

Фильм был снял в 1921 году и показан лишь единожды – на  III-ем съезде Коминтерна, после чего бесследно исчез. И с тех пор считался утраченным. Сам режиссер не знал, где искать пленки.  Спустя сто лет фильм чудом восстановил киновед, историк кино Николай Изволов. Эта работа заняла два года. Тремя годами раньше Изволов восстановил другой утраченный фильм Вертова - «Годовщина революции» (1918).  Именно эта работа дала Изволову надежду на то, что «Историю гражданской войны», снятую в 1921-ом, тоже можно вернуть. 

- Это была ложная мысль, - рассказывает Николай Изволов.  - «Годовщина революции» родилась, как песня: нашелся документ, который содержал все надписи и интертитры от начала до конца. Я пошел с ним в архив, запросил все фильмы 1917-1918 годов и стал обнаруживать по нумерации интертитров большие куски, которые очевидно были частью одного и того же фильма. Тут я и подумал, что восстановить «Историю гражданской войны» тоже будет несложно. Но проблема в том, что у «Годовщины революции» было несколько десятков копий. А «История гражданской войны» делалась, видимо, в одном экземпляре. Я долго искал литературные источники, которые позволили бы мне создать план, на который можно опереться при восстановлении фильма. Сначала были идентифицированы несколько фрагментов в РГАКФД в Красногорске. Потом нашлись полумаргинальные списки титров, но надо было убедиться в их аутентичности. Какие-то фрагменты списков нашлись в кабинете советского кино во ВГИКе, какие-то - в архиве Болтянского. Работа по установлению источников была довольно долгой. 

- Как случилось, что фильмы Вертова оказались утрачены?

- Это легко объяснить. В то время Вертов еще не был суперклассиком, он был молодым человеком. Он был и мальчиком на побегушках, и делопроизводителем, и организатором съемок, и монтажером, и показчиком фильмов детишкам в кинопоезде. Он делал всё. Вы знаете какого-нибудь современного нам документалиста, фильмы которого тщательно и трепетно берегли бы поклонники? И тогда такого не было. Первый архив, который и ныне существует - это архив кинофотодокументов в Красногорске - возник только в 1926 году как отдел вещественных памятников при Музее Октябрьской революции. Собирали все пленки и фотографии, относящиеся к Октябрьской революции. К этому моменту  Дзига Вертов уже восемь лет снимал фильмы. Они хранились на складах киностудий. Когда другим режиссерам нужно было достать какой-то кусочек с Лениным или Троцким, они легко вырезали из старых пленок и вставляли в новые. И сам Дзига Вертов так поступал.  Вырезать могли как из позитива, так и из негатива. Поэтому позитивы и негативы сохранились в разной комплектности. Авторского права не было, никто не заморачивался этим делом. В конце 20-х годов Дзига Вертов писал, что ему нужно было найти какие-то фрагменты из «Истории гражданской войны», и он, автор этого фильма, не смог их найти - к концу 20-х годов фильм уже был разукомплектован и изрезан. Когда возник архив, все упорядочилось. Фильмы стали сдаваться туда, они каталогизировались. Появились специально обученные люди, которые хранили негативы, позитивы, писали монтажные листы, устанавливали комплектность, делали контратипные планы с позитива. Я сделал то, что не удалось сделать Вертову в конце 20-х годов. Может быть, не до конца. 

- Где вы искали? 

- Мест не так много, в основном это Красногорский архив кинофотодокументов (РГАКФД). Но был один кусочек, который я не мог найти. В результате он нашелся на сайте Австрийского музея кино. Дело в том, что  наш посол в скандинавских странах Александра Коллонтай когда-то увезла с собой довольно большое количество советской хроники, и там она сохранилась – в архиве шведского радио, в Швеции, в Дании. Австрийцы потом скооперировались и вывесили все это на своем сайте. И вдруг в одном из этих роликов я нашел нужный мне кадр. Но там стояла крупная эмблема датского архива. Мы написали в датский архив, и датчане его прислали. 

- Что не удалось найти и восстановить?

- Какие-то небольшие фрагменты я не нашел. Не хватает эпизода  «Бой под Царицыным», где снят молодой Сталин, не хватает «Входа Красной армии в Одессу и в Крым», там должен быть товарищ Фрунзе. Это процентов 8-10 от фильма. Большой роли они не играют. Но я ищу и надеюсь еще найти. Вполне может быть, что они найдутся где-то за границей. А вдруг кто-то из тех, кто приезжал на III-й Конгресс Коминтерна, сделал копию, и увез с собой в Японию или Аргентину? Кино – продукт интернациональный, особенно немое - оно легко пересекает границы: переклеили надпись – и уже русский фильм становится итальянским, а норвежский становится арабским. Часто бывает так, что какие-то фильмы находятся в совершенно неожиданных местах. 

- Насколько подробно Вертов смог снять Гражданскую войну?

- Вертов сделал хронологический набор событий. От начала 1918 года до Кронштадтского мятежа 1921 года, который считается последним аккордом гражданской войны. Поэтому в принципе, этот фильм охватывает всю хронологическую составляющую гражданской войны. И все наиболее важные события из тех, что попали на пленку, в этом фильме есть. Многое не было снято. Например, не снят эсеровский мятеж в Москве в июле 1918 года. Не попало на пленку покушение на Ленина. 
Если на весь фронт протяженностью в несколько тысяч километров было пять-шесть операторов, что они могли снять? Только то, где они оказались в тот момент. Тот же мятеж анархистов на Малой Дмитровке был снят потому, что оператор Новицкий жил в Дегтярном переулке, по соседству. Он вышел на улицу, обнаружил какую-то движуху, вернулся домой за камерой и снял то, что происходит. Понятно, что событий было больше.
Но и того, что снято, хватило, чтобы последовательно и методично изложить историю гражданской войны. В отличие от «Годовщины революции» здесь Вертов выстраивает события не хронологически, а тематически, перебрасываясь из 1918 в 1919 и обратно. Этот фильм - не только летопись и хроника колоссального явления, каким была гражданская война, но это еще и авангардное произведение. Может быть, это один из первых авторских документальных фильмов внутри хроникально-документальных. 

- Дзига Вертов придумал не только множество приемов киноязыка, но и элементы пропаганды. Насколько он в этом преуспел? 

- Он не был пропагандистом. Дзига Вертов был человеком, который создавал новый мир и был человеком этого нового мира. Он чувствовал себя киборгом - и биологическим, и  механическим существом. «Мои глаза вращаются как пропеллеры», - писал он.  Когда случилась революция, он был очень молодым человеком и не очень понимал, что происходит. Он был пламенным большевиком революционно-романтического типа, таким и остался до конца жизни. Многие понимали, что жизнь меняется, и эволюционировали вместе с эпохой. А он не эволюционировал. Он до конца жизни оставался одиноким революционным романтиком. В тридцатые годы они уже не были нужны. Его могли бы репрессировать, но он был слишком известным, к тому же тихим и неопасным. Он писал какие-то сценарии, призывал к новому миру. А бюрократы тихой сапой тормозили это все. 
Он прожил долгую жизнь, умер своей смертью от онкологической болезни в 1954 году. Под конец жизни монтировал журналы «Новости дня». И всем, кто его спрашивал: как вы там? – отвечал: «Не беспокойтесь Дзига Вертов умер».

- Почему этот фильм интересно смотреть сегодня?

- Все фильмы Вертова были обращены в будущее. И в этом смысле можно рассматривать данный фильм как послание, которое каким-то чудом пришло к нам из 1921 года. Как и любое кино про здесь и сейчас «История гражданской войны» в свое время быстро устарела, а сегодня снова оказалась актуальной. В игровом такое случается редко, а в документальном кино – сплошь и рядом». Этот фильм особенно интересен тем, что события столетней давности очень узнаваемы сейчас. И когда зрители имеют уже многомесячный опыт нахождения практически в военных условиях, они гораздо острее и внимательнее могут отнестись к тому, что они увидят на экране. 

- Какие выводы люди могут сделать?

- Главный вывод в том, что все войны заканчиваются миром. В гражданской войне травмированы все. В этом фильме мы не видим хроники, снятой белой армией, но мы видим пленных белогвардейцев. Довольно хорошо экипированные солдаты, лучше, чем Красная армия. Шинели, шапки, поясные ремни. Наверное, и вооружены они были лучше. Но почему-то босые и голодные красные все равно победили в этой войне. На стороне белых была вся Европа, весь мир снабжал их деньгами, оружием, а они все равно проиграли. 

- Судьбы победителей тоже не сложились удачно..

-  Да, подавляющее большинство персонажей не пережили 1937 год, за редким исключением. Это Сталин, которого в фильме нет, это Ворошилов, Буденный и Калинин. Подавитель Ярославского мятежа Казаданов полжизни провел в тюрьме. Генерал, начальник партизанской армии Кожевников  сидел на Соловках, бежал, потом сошел с ума, объявил себя императором, был расстрелян. Лариса Рейснер умерла в 1926 году от тифа. Раскольников был представителем СССР во Франции, погиб при загадочных обстоятельствах в 1938 году. Смилга – в 1937-ом. Киров убит в 1934-ом, Орджоникидзе застрелился в 1937-ом. Практически все они стали жертвами того порядка, который сами установили. Революция всегда пожирает своих создателей.

материалы предоставлены пресс-агентом картины Е. Слатиной

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями