Завершилась третья (заключительная) мастерская для лидеров региональных киноклубов, которую провела Гильдия неигрового кино и телевидения в партнёрстве с «ДОКер», SiberiaDOC и Международным фестивалем документального кино «Флаэртиана».
Завершилась третья (заключительная) мастерская для лидеров региональных киноклубов, которую провела
Гильдия неигрового кино и телевидения в партнёрстве с
«ДОКер»,
SiberiaDOC и
Международным фестивалем документального кино «Флаэртиана». Три мастерских состоялись в Ярославле (7-9 июля), Перми (16-18 сентября) и Красноярске (29 сентября - 1 октября) и собрали около пятидесяти руководителей киноклубов с разных городов России.
Участники набирались на конкурсной основе, учитывался опыт, мотивация, интерес именно к документальному кино и дискуссионный потенциал киноплощадки. Замысел организаторов был такой: начать практику регулярных образовательных мастерских, направленных на развитие регионального киноклубного движения. Во время этой первой серии ставилась цель улучшить качество дискуссий после просмотров, вывести их на качественно другой уровень. Кино – искусство коммуникативное, в том смысле, что «зацепивший» фильм всегда хочется обсудить, поговорить, поругать, похвалить. Организаторы пытались устроить дискуссию так, чтобы зритель не просто посмотрел картину, а чтобы он, обсудив, унёс ее с собой.
Основным тренером на мастерских выступала режиссер Елена Погребижская, она делилась своими секретами, сделавшими ее собственный кинколуб в Центре толерантности Еврейского музея весьма успешным и посещаемым в Москве, что довольно трудно в условиях перегруженности столицы культурными мероприятиями.
Вот что говорили участники после знакомства с методом Елены:
Людмила Бердникова / Новосибирск: «Я поняла, что дискуссия- это мастерство, которому нужно учиться и учиться. И Лена Погребижская - супер-мастер в этом деле! Для себя я решила, что нужно сначала проводить тренировочные дискуссии среди своих коллег, а дальше с помощью методики Елены и наработанной практики выходить на аудиторию. Формат замечательный. Мастерская дала вдохновение и руководство к действию».
Елена Сорокина / Тюмень: «Характер и личный опыт, ненавязывание собственного мнения и принятие сторонней позиции - вот тонкость мастерства модератора киноклуба. Такую модель презентовала нам, слушателям, Елена Погребижская».
Светлана Гутман / Красноярск: «По ходу семинара у меня произошел перелом сознания - вести киноклубы можно совершенно иначе. Ждем следующих семинаров по работе с документальными показами».
Однако не только дискуссии волновали слушателей. Так как прежде не было подобных всероссийских мастерских, у всех накопилось огромное количество вопросов и просто организационных проблем, которые легче всего решать сообща. Так, в Перми учитывался опыт основного регионального партнера — фестиваля «Флаэртиана» - по использованию документального кино в образовательных целях среди школьников и студентов. В программу мастерской была включена тема: «Уникальный опыт Пермского края по созданию системы медиаобразования и образовательного проката».
В Красноярске основным партнером выступил проект Siberia.DOC, который поделился с участниками своими наработками. В программу была включена лекция: «Современные технологии организации кинопоказа. Авторские права и юридические аспекты кинопоказа, документальное кино и отличие от телевизионных фильмов, тематики киноклубов. Киноплощадки в культурной жизни региона. Опыт и история проекта SiberiaDOC, система работы с регионами».
Третья, красноярская, мастерская характеризовалась большим количеством участников из сельской местности, из отдаленных сибирских районов. Например, Туруханский район Красноярского края, куда в большую часть времени года невозможно добраться обычным транспортом, а можно только на вертолете или самолете, и там тоже есть киноклуб! Условия работы у каждого разные.
Кому-то кажется, что 15 человек — это нормальная, стабильная аудитория, с которой комфортно проводить дискуссии (ситуация в киноклубе в Красноярской библиотеке), а какой-то другой клуб, причем сельский, считает, что 15 человек — это очень мало, хотя в селе живет в десятки раз меньше людей, чем в краевом центре. И каждый киноклуб борется за своего зрителя по своему, и у всех этот зритель - разный.
Один из участников предложил тему для следующей мастерской «Как поднять неподъемную аудиторию где-то в глуши?» В этой фразе, в общем-то, выражена квинтэссенция всей мастерской во всех ее трех городах, так как в целом, к сожалению, мы все зачастую «неподъемны», а «глушь» можно найти в каждом городе-миллионнике.
Сейчас, по завершению теоретической части, все участники перешли к самой интересной (практической) части. Из списка фильмов, присланного Гильдией, необходимо выбрать самый резонансный с точки зрения каждого киноклуба и подготовить проект мероприятия — дискуссию, которая имеет шанс стать заметным, ярким событием, такую, которую потом можно пересказывать по ролям. Лучшие проекты получат поддержку: афиши и приезд режиссера за счет ресурсов мастерской.
Кстати, одна такая дискуссия уже состоялась в Брянске, ее подготовил и провел участник ярославской мастерской Александр Чернов.
Мастерская дала большой толчок для развития и сохранения киноклубной практики и будет продолжена. Участники предложили несколько тем для будущих встреч, особенно востребован формат «фестиваля киноклубов», когда каждый смог бы поделиться своей практикой и рассказать свою историю успеха. Также был бы полезен формат «мозгового штурма» применительно к проблеме конкретного киноклуба, такая своеобразная «ярмарка провалов и решений».
Вот что говорят участники о будущем и своих надеждах.
Олег Овчинников / г. Можга, Республика Удмуртия: «Мастерская, в первую очередь, площадка непосредственного общения с живыми людьми в век бюрократических бумажек. Это самое ценное - пообщаться с людьми из других городов, такими же немного помешанными на любимом деле, как и ты сам. В результате этого общения понять, что есть, на кого опереться, с кем посоветоваться и порадоваться вместе!»
Илья Желтяков / Санкт-Петербург: «Мы узнали, что киноклубов, показывающих документальное кино, не десять-пятнадцать... их много, они есть как в мегаполисах, так и в небольших сёлах. Есть люди, верные своему делу, с ясными идеями, с амбициями, с желанием созидать, двигать документальное вперёд. И вот ты уже представляешь такие "Нью-Васюки", такое сообщество востребованных документальных КиноКлубов, показывающих DOC регулярно и повсеместно, обменивающихся опытом, помогающих друг-другу, формирующих прокатную сеть, координируемых Гильдией, которая снабжает оных не только отборными картинами, но и методиками работы со зрителем, методиками продвижения (PR), работы со СМИ, поведения в информационном поле, знакомит с готовыми кейсами успешных экономических киноклубных моделей. Если мы все не остановимся, то непременно что-то подобное произойдёт».
Никита Сморкалов / Ижевск: «Встреча стала поводом всерьёз и системно поразмыслить над ролью киноклуба. Ведь сегодня индустрия индивидуальных развлечений стала очень развитой. И это достаточно серьёзный для зрителя выбор - пойти на мероприятие. Время ценности контента киноклуба ушло. Эта ценность отошла на второй план. Дискуссионный клуб сегодня несёт в себе социальную миссию - позволяет людям задуматься и обсудить важные темы, высказаться».
Анна Мишуринская / Сыктывкар: «Мастерская - это уникальная возможность многое узнать и про кино, как реальный инструмент изменения реальности к лучшему, и про себя, и про окружающих тебя людей. Очень полезным для себя я считаю то, что людям живое горячее эмоциональное свободное обсуждение не менее важно, чем показ фильма. Хотелось бы, чтоб документальному кино в нашей стране уделяли больше внимания, потому что людям это действительно нужно, интересно и важно».
Связь с организаторами: координатор мастерской вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения Мария Мускевич +79036846944 muskevish@gmail.com