Какие киностудии планируется приватизировать до конца 2016 года?

28.08.2014 События
21 августа на сайте правительства России был опубликован документ, согласно которому Свердловская киностудия, Союзмультфильм, Дальневосточная студия кинохроники и Петербургская студия документальных фильмов должны перейти в частные руки.
Какие киностудии планируется приватизировать до конца 2016 года?
21 августа на сайте правительства России был опубликован документ от 19 августа «О внесении изменений в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы» за подписью председателя правительства Дмитрия Медведева. Согласно этому распоряжению, Свердловская киностудия, Союзмультфильм, Дальневосточная студия кинохроники и Петербургская студия документальных фильмов должны перейти в частные руки.
 
По мнению правительства, приватизация акций акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и федеральных государственных унитарных предприятий позволит увеличить объём поступлений в федеральный бюджет, а также создаст условия для вывода компаний на рынок и изменения модели корпоративного управления. Как сообщается в программе 2011-13 гг., «на современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики. Поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики должно достигаться путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти».
 
За время формирования подобных программ в списках предприятий, которые должны быть приватизированы, помимо вышеперечисленных студий оказались следующие: Центр национального фильма, Западно-Сибирская, Казанская и Ростовская. Отметим, что Свердловскую киностудию планировали приватизировать еще в 2011-13 гг. Каким образом это может сказаться на кинопроизводстве?
 
Заместитель руководителя Росимущества Иван Аксёнов на одном из совещаний по вопросам приватизации государственных предприятий делал упор на то, что киностудии, подлежащие приватизации, сохранят свой профиль. Однако каким образом будет осуществляться данная гарантия при переходе предприятия в частные руки, пока остается не понятным.
 
Директор Свердловской киностудии Михаил Чурбанов утверждает, что приватизация киностудии была предварительно согласована между Минкультуры РФ и Росимуществом в 2013 году в формате частно-государственного партнерства, что является единственно возможным в существующих условиях способом реализовать УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 04.04.2001 N389 О РЕОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КИНОСТУДИЙ, который направлен на привлечение частных инвесторов, но при этом предписывает сохранение кинематографического профиля деятельности. Все процессы реорганизации студий, по мнению Чурбанова, в соответствии с этим решением государства и должны осуществляться: «Частно-государственное партнерство будет реализовано при участии Аппарата полномочного представителя Президента в УРФО, скорее всего на первом этапе в него войдут несколько регионов Урала и компаний. При этом доля государства, вероятнее всего, составит не менее 50%». Он также добавляет, что основной целью реорганизации будет «привлечение инвестиций в развитие на базе киностудии креативной площадки – кинокластера для творческих кадров и стартапов в сфере кино, цифровых технологий и Интернет-контента.  Документальное и научно-популярное кино в новых форматах, ориентированное на ТВ и Интернет, станет одним из ключевых направлений в деятельности кинокластера».
 
Председатель уральского отделения Союза кинематографистов Владимир Макеранец, напротив, считает, что продавать Свердловскую киностудию частным лицам нельзя, так как в приватизации могут участвовать непрофильные инвесторы, которых, прежде всего, может заинтересовать имущественный комплекс киностудии в самом центре города. Он опасается, что актив приобретет предприниматель, который решит построить на месте студии офисный центр, и тогда область лишится киностудии.
 
Руководитель Западно-Сибирской студии Виктор Серов также выражает обеспокоенность по поводу сохранения профиля студии, которой он руководит много лет: «Киностудии нельзя продавать. Никогда. Ни в какое время, т.к. все студии неигрового кино являются тем центром аккумуляции и профессионального роста молодой поросли, из которой завтра получатся мастера и звезды кино, работающие на благо страны (от продажи студий госказна получит лишь щепоть мелочи…). Именно студии неигрового кино должны производить по заказу государства аудиовизуальную летопись. С 2006 года такая работа не ведется. За последние 20 лет, а именно столько я работаю директором Западно-Сибирской киностудии, количество студий неигрового кино уменьшилось в 2 раза. Оставшиеся, кроме двух-трех, в числе которых наша, на ладан дышат. Такие потери, как отмечал В.В. Путин в одном из выступлений, не восполнятся. В Азиатской части России осталось две студии: Западно-Сибирская и Дальневосточная. Замечу, что за последние 20 лет студия не получила от государства ни одной копейки на поддержание жизнедеятельности и обновления технологий».
 
Коммерческий директор студии «Центр национального фильма» Ольга Курина считает, что избавление от государственных киностудий в области неигрового кино влечет за собой потерю одного из важнейших механизмов – воздействие на население посредством научно-популярных и учебных фильмов: “На сегодняшний день киностудия «Центр национального фильма» объединяет две студии – «ЦНФ» в Москве и «Леннаучфильм» в Санкт-Петербурге. Сейчас в рамках нестабильной внешнеполитической ситуации в России вводятся различные санкции, например, на продукцию. И государство сразу собралось поднимать и развивать увядшее в России сельское хозяйство. Интересно, какие санкции понадобятся, чтобы государство обратило внимание на вопрос упадка науки и научно-образовательного контента? Так, например, по итоговому решению заседания Экспертного совета Минкультуры по выдаче субдсидий неигровому кино только 4 фильма научно-популярной тематики получили средства из 222 фильмов, подававших заявки! Из них представлено два проекта киностудии «Центр национального фильма» – «Эмоциональная математика» режиссера Екатерина Еременко и научно-популярный видеожурнал «Хочу все знать». При этом впервые за уже более чем 40 лет было выделено финансирование лишь на 5 выпусков видеожурнала (из обычных 10)”.
 
По словам Ольги Куриной, безусловно, всем государственным студиям, подлежащим приватизации, хотелось бы до момента продажи провести некую встречу с Министром Культуры, чтобы понимать, какие перспективы ждут руководителей подведомственных студий. До сих пор такой встречи не произошло.
 
Александра Карлинская
Пресс-секретарь Гильдии неигрового кино и телевидения

Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями