Инопланетная реальность на стыке двух жанров

29.07.2016 Новости Гильдии
Кирилл Ненашев, представив новый фильм «Инопланетянчик», рассуждает о работе на стыке документального и игрового кино
Инопланетная реальность на стыке двух жанров

На Всероссийском Шукшинском фестивале состоялась премьера игрового фильма «Инопланетянчик» режиссера и члена Гильдии неигрового кино Кирилла Ненашева. В документальном жанре Кирилл не так давно, и одна из двух его неигровых картин - недавняя премьера  «Путин навсегда?», прошедшая все испытания времени, такие как отмену премьерного показа, смену названия для выхода на зрителя. 

Новую работу режиссер представил игровую. Но не пройдешь мимо интересного факта: в «Инопланетянчике»  все актеры - непрофессионалы. Ненашев почему-то отказывается от работы с компетентными, знающими свое дело актерами.  Прослеживая тенденцию, возникает вопрос, не повлиял ли на Кирилла документальный метод работы, не произошел ли в итоге - некий жанровый микс, более интересный для режиссера, чем выбор одного из чистых жанров.

Последнее время в кинематографе все больше заметна  подобная жанровая смесь, и каждый раз ты пытаешься уловить, где же заканчивается художественное кино, а начинается документальное, и наоборот. Часто можно услышать разговоры о том, что , к примеру, в Новой Школе Кино актера учат «просто быть» и потом выясняется, что этот документальный метод не вытравить из актерского аппарата, и в художественном кино студентам в будущем сложно. Идут разговоры о новом времени, новом актере, новом методе…

RGDoc.RU поинтересовался у Кирилла Ненашева о его режиссерском мировоззрении. И решил поделиться с читателем главными мыслями режиссера на тему: игровое/неигровое.

режиссер
Я не так давно открыл для себя документальный кинематограф.
Когда мы начали снимать «Путин навсегда?» - я видел фильмов пять документальных. И сейчас я открываю его для себя и все больше люблю. А игровое кино я люблю по-прежнему. Сравниваю эти два явления, отдыхаю от дока, смотря игровые фильмы, и наоборот. Они очень разные, мне это нравится. И работать хочется в обоих направлениях, не хочу и не буду специально выбирать что-то одно.

Мне кажется, в доке меньше эксперимента. По крайней мере для меня. Вокруг происходят невероятные вещи, ежедневно, по всему миру, каждый человек уникален, миллионы ситуаций заслуживающих внимания, судеб, исторические события, которые не возможно не фиксировать. И экспериментировать с содержанием здесь – лишнее. Можно поиграть с формой, стилистикой, но не более. И этого достаточно, все волшебство скрыто в прочтении материала, темы, человека, события, создание из кадров и сцен правды и ее донесение до зрителя. Когда твой сценарист жизнь, а у тебя получается воплотить ее сценарий в нечто цельное, в картину – это невероятные ощущения!

Игровой фильм для меня – это прежде всего рассказать историю, которую ты пережил, увидел, сконструировал, донести ее до зрителя, еще раз ее прочувствовать и переосмыслить. Это возможность поэкспериментировать с визуальным рядом, звуком, монтажом. Док же это подглядывание, фиксирование реальности и поиска в ней сюжета изначально заложенного жизнью. 

В игровом кино с помощью содержания и формы можно делать все что угодно, Триер все жизнь экспериментирует, Гринуэй, Тарковский, французская Новая волна.

Есть игровое кино максимально приближенное к документальному, «Любовь» Ханеке к примеру, да и вообще многие современные Европейские режиссеры стремятся к документальности. И для зрителя, мне кажется, «Море в огне», победившее в этом году в Берлине, и «Любовь» Ханеке - хотя один фильм документальный, а другой игровой -  ближе между собой, чем та же «Любовь» Ханеке и «Европа» Триера или «Дитя» братьев Дарденн и любой фильм Гринуэя, хотя все они игровые.

Для меня искусство – это не реальность, а другая реальность. Для зрителя, если фильм хороший, настоящий, то, по большому счету, не имеет значения игровой он или документальный – он открывает другую реальность, рассказывает что-то новое, дарит новые чувства.

Для меня очень важно обращаться к игровому кино при съемках дока: художественные приемы, работа оператора, цвет, звук. И к документальному при съемках игрового – это прежде всего работа с актером, актер должен быть натуральным для меня, абсолютно документальным.

Игровой и неигровой кинематограф должны жить очень тесно, развивать друг друга. Документальность героя в игровом кино для меня, пожалуй, одна из главных задач. Хороший актер, работая с хорошим режиссером, может перевоплотиться в абсолютно реального, достоверного человека. У меня нет большого опыта, и я принял решение работать с непрофессионалами и добиваться от них только одного – естественности. Тут, конечно, важны правильно выбранные типажи.

Во время съемок «Инопланетянчика» буквально приходилось «мучить» детей, что бы они сыграли натурально: четырехлетний Тема реально сидел на остановке трамвая пока не замерзнет, и потом мы снимали его замершего, а у Бори, старшего брата по сценарию, реально наворачивались слезы, правда не от того что он потерял по сценарию брата, а потому что воскресение, девять вечера, съемки никак не закончатся, и он точно не сможет поиграть в приставку в свой единственный выходной.

И мне понравилось работать не с профессионалами, привнести в мое игровое кино нечто изначально живое, документальное. Если получится снять еще игровую картину, а я хочу, постараюсь обойтись минимумом актеров или вообще без них (да простят меня актеры).

А про индустрию я почти ничего не знаю и слово мне не нравится.

Материал для RGDoc.RU подготовила Аня ЖУК


Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями