Вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения по развитию киноклубной сети рассказала о политике организации в отношении киноклубов в условиях изменившегося российского законодательства.
Вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения по развитию киноклубной сети, одна из организаторов фестиваля активистского документального кино «Делай фильм», продюсер и режиссер фильмов о волонтерах Мария Мускевич рассказывает в интервью пресс-секретарю Гильдии Марии Фаниной о политике организации в отношении киноклубов в условиях изменившегося российского законодательства.
– В апреле этого года ты впервые вошла в состав Правления Гильдии. Расскажи, пожалуйста: как получилось, что ты стала куратором проекта по развитию киноклубной сети? Судя по тому, что ты делаешь в кино, организовываешь фестиваль – работа в Гильдии выглядит как еще одна гражданская инициатива…
– Я, действительно, вхожу в оргкомитет фестиваля активистского документального кино «Делай фильм». Уже третий год подряд. У меня есть опыт организации фестивальных событий и большая база контактов людей, которые заинтересованы в показе документального кино в регионах. Не только киноклубов, но и разных гражданских активистов, небольших общественных организаций, которые тоже заинтересованы в показе документального кино – но только на какую-то определенную тематику, связанную, например, с правами человека.
Хотя я думаю, что организация киноклубной сети не имеет такого уж прямого отношения к гражданским проектам. Это, скорее, просто тяжелая продюсерская работа, когда тебе нужно выстроить и поставить на рельсы систему по показу фильмов на большом количестве площадок. До этого киноклубами занимался Никита Тихонов-Рау. Он все это придумал и запустил. А в этом году Женя Григорьев набирал новых людей в Правление, чтобы они развивали направления. Он мне позвонил и предложил.
– Если в двух словах, в чем заключается суть проекта по созданию киноклубной сети? В чем интерес киноклубов и правообладателей в этом участвовать?
– Смысл заключается в том, что есть российские режиссеры документального кино, у которых много хороших фильмов. А проката неигрового кино в России, как такового, не существует. Его можно найти в интернете, посмотреть в каком-нибудь маленьком киноклубе. Либо это какой-то специально организованный показ, либо это системная работа киноклубов, которым просто нравится показывать кино – в том числе, документальное. У каждого есть своя небольшая аудитория. И мы решили, что будет правильно, если мы эту аудиторию, которая в принципе любит смотреть авторское кино – кино, которое воспитывает хороший вкус, – начнем потихоньку приучать смотреть российскую документалистику.
Но проблема в том, что киноклубам сложно самостоятельно выстроить процесс, чтобы все было по закону. Чтобы у них были документы: прокатные удостоверения, разрешения от правообладателя. К тому же, часто у клубов нет никаких контактов. Это, опять же, продюсерская работа, менеджерская, которая киноклубу часто не по плечу. Наша задача – выступать квалифицированным посредником между членами Гильдии – режиссерами, авторами фильмов – и киноклубами. Организовывать цивилизованный, индустриальный подход к показам.
– Есть ли у Гильдии планы по получению прибыли с этих показов?
– Гильдия – общественная организация, она не может заниматься коммерческой деятельностью, поэтому наша работа – только некоммерческие показы. Но все равно режиссеры, по большому счету, заинтересованы в том, чтобы их фильмы показали зрителям, потому что нет ничего грустнее для автора, чем понимать, что твой фильм никто не видел. И те фильмы, которые уже прошли фестивальный цикл и не являются каким-то уникальным контентом, большинство правообладателей с удовольствием дают для некоммерческих показов. У Net-film, организации-члена нашей Гильдии, которая занимается дистрибуцией – есть план по коммерческой деятельности. Но у самой Гильдии – нет. Моя задача на ближайшие 3 года – создать систему, которая будет безупречно работать именно по организации некоммерческих показов.
– С какими площадками ты планируешь работать?
– У нас сейчас есть около 30 киноклубов, которые хорошо себя зарекомендовали по показу «Программы 29», мы в первую очередь будем работать с ними, но, в принципе, сама база насчитывает больше 100 киноклубов по России. Моя задача – с ними связываться и среди них находить те, которые готовы сотрудничать. Это работа очень длительная, основанная на выстраивании хороших взаимоотношений с людьми – для того, чтобы это превратилось в обоюдно приятный процесс.
– А как строится работа: в основном ты ищешь киноклубы, или они – тебя?
– В первую очередь я связываюсь с теми киноклубами, которые уже заключили партнерские отношения с Гильдией. Другие киноклубы, которые только возникают, от кого-то о нас узнают – от друзей, из фейсбука – они сами на меня выходят: сейчас появилось около 10 свежих площадок.
– Насколько я знаю, Гильдия также планирует сотрудничать с театрами, библиотеками, краеведческими и городскими музеями. Можешь об этом рассказать?
– Все эти площадки хороши тем, что у них есть юридическое лицо. Потому что с киноклубами в чем проблема – часто у них нет юрлица, и это отдельная история, как договариваться с такими площадками, чтобы законодательно все было безупречно. Площадки, о которых ты говоришь, удобны тем, что это уже юридические лица. У библиотек, театров, музеев, как правило, существует возможность что-то показывать – на экране, на стене через проектор, на плазме, – и они ведут работу с населением. Им может стать интересно все, что мы предлагаем, хоть они формально и не являются киноклубами.
– Какие сложности возникли в работе в связи с изменившимся законодательством: выходом законов о мате в кино и о прокатных удостоверениях?
– По-моему, киноклубы сами не очень хорошо понимают, каково сейчас законодательство. Может быть, многие как показывали без прокатных удостоверений, так и будут показывать. Но это все подпольно и, конечно, до первой проверки, до первого скандала. Гильдия будет брать на себя обязанность проверять наличие прокатных удостоверений у фильмов перед показами в киноклубах. На самом деле, все киноклубы очень хотят сотрудничать. Просят фильмы, с удовольствием откликаются на любые предложения, потому что объективно им это удобно. Сейчас мы занимаемся оформлением документов – текста передачи лицензии и текста партнерского соглашения с киноклубами. Без них мы не сможем получить разрешение от правообладателей на работу с их контентом. Программа должна полноценно запуститься ко второй половине августа.
По всем вопросам участия в программе по развитию национальной сети киноклубов обращайтесь к Марии Мускевич по адресу kinoclub@rgdoc.ru.