От производства надгробных плит до строительства ледоколов: Какие идеи сгенерировали участники «Лаборатории индустриального кино»

15.04.2024 Новости индустрии
Репортаж о том, как завершилась первая сессия мероприятия.
От производства надгробных плит до строительства ледоколов: Какие идеи сгенерировали участники «Лаборатории индустриального кино»
14 апреля финальный день работы московской сессии «Лаборатории индустриального кино» закончился обсуждением идей документальных фильмов на индустриальную тематику. За все дни первой сессии участники презентовали более 30 задумок и проектов, находящихся на разной стадии разработки. В последний день идей было высказано больше всего. 

После каждого выступления происходило обсуждение жизнеспособности этих идей, в нем принимали участие руководитель Лаборатории - Алексей Ханютин, кураторы Константин Нафиков, Дарья Хренова, Владимир Герчиков, Никита Тихонов-Рау, а также приглашенный урбанист Святослав Мурунов, который до начала презентаций прочитал собравшимся вдохновляющую лекцию «Завод и город». В которой «накидал» немало тем, точек приложения сил, вопросов, требующих рефлексии, творческого и аналитического осмысления. В частности он говорил о материальной и нематериальной культуре завода, о его влиянии на городскую среду и жителей, об особой «заводской» идентичности человека, который связан с производством, о возможных «точках входа» на завод и конфликах, которые могут быть использованы в кино. Стало понятно, что индустриальная тематика совершенно неисчерпаема и крайне интересна. 

WhatsApp Image 2024-04-14 at 14.34.40.jpg
Святослав Мурунов, фото Никиты Тихонова-Рау

Потенциальные проекты, представленные участниками, оказались весьма разнообразны как по тематике и жанрам, так и по съемочным локациям. Многим авторам встречи в рамках Лаборатории помогли с поисками героев и производственных предприятий. Так, режиссер Сергей Решеткин из Улан-Удэ снял на телефон видео во время экскурсии по заводу «Изолятор» и за вечер смонтировал из него фрагмент, стилизованный под советское производственное кино с ключевыми словами «Старый добрый товарищ Завод». В своем будущем фильме Решеткин хотел бы реализовать в таком же стиле оммаж советскому незаслуженно забытому документальному кино, а затем на примере одного из работающих предприятий рассказать истории работников завода. 

Ксения Роганова из Санкт-Петербурга, разрабатывающая проект «Нежная промзона» о женщинах на заводе, благодаря Лаборатории нашла 7 потенциальных героинь – в диапазоне от девушки-слесаря с вышеупомянутого «Изолятора» до руководительницы Авиазавода в Комсомольске-на-Амуре. В ряду будущих героинь может оказаться и женщина-сварщик-аттестатор, которая учит мужчин сварочному делу, женщина-мастер на Тимлюйском цементном заводе, и женщина-сталевар из Череповца. Благодаря Лаборатории нашла героя и режиссер Ольга Аверкиева из Перми. Действие ее фильма будет проходить в республике Марий Эл, поселке Суслонгер. 

Идеей своего визионерского кино поделился Андрей Ветошкин из Екатеринбурга. Он собирается снимать старинный, еще демидовских времен, но до сих пор функционирующий завод по производству ручных кос. Автор представил впечатляющий тизер будущего фильма, в котором показан эстечически совершенный процесс создания кос, и рассказал о герое будущей ленты – создателе нового вида косы, желающем «переосмыслить» этот инструмент. Основным конфликтом фильма будет, тем самым, переход от механического труда к автоматическому. Отдельным сюжетом мог бы стать фестиваль косарей, проходящий в Свердловской области. Ветошкин вкладывает в фильм и большой мета-смысл, ведь коса – символ прерывания времени. 

IMG_0383.jpg
Андрей Ветошкин, фото Дарьи Хреновой

Оживление вызвала идея пермяка Юрия Цодиковича. Она родилась из поручения Президента РФ Уралвагонзаводу провести конкурс «А ну-ка девушки». Режиссеру известно, что Краснокамский завод собирается подхватить идею. Он хотел бы снять историю о проведении этого конкурса, начиная с собрания начальства и решения о проведении до реализации замысла. 

Другая неожиданная и яркая идея фильма была изложена Сарматом Муртазовым, студентом Московского института современного искусства. Это проект короткометражного фильма о самых крупных производствах в Северной Осетии – заводах по изготовлению надгробных плит, которыми усеяна вся республика.  Героями картины станут художники и мастера этих предприятий. Режиссер планирует снимать комедию, уверяя, что его герои – люди с прекрасным чувством юмора. Муртазов придумал два драматургических конфликта для сценария: первый заключается в том, что молодые выпускники художественных вузов не стремятся к такой работе, а старшее поколение хочет передавать им опыт, а второй в том, что люди заменяются на принтеры, которые высекают рисунки без участия человека. 

Сразу несколько идей были посвящены строительству в России ледоколов. Это не удивительно, ведь наша страна – единственная, у которой есть свой ледокольный флот. Сценарист Анна Ганшина представила проект полнометражного фильма «Ледоколы» с тремя сюжетными линиями. В первой задумано показать строительство ледоколов, вторая история называется «Битва за Артктику», в ней вероятно проявление геополитического акционизма. Героем этой линии станет строитель ледокола, невольно вписанный в геополитическую борьбу за северный морской путь. Третья возможная линия расскажет о типах ледокола и истории ледокольного флота. Анна Ганшина ищет режиссера на этот проект и, вероятно, он отыщется именно на Лаборатории. Другую «ледокольную» идею озвучил режиссер и сценарист Алексей Романов (Пермь). Рабочее название проекта «Свето-представление». Это проект научно-популярного фильма с философским подтекстом. Автор планирует создать репортажное кино о самых передовых научных исследованиях, связанных с созданием квантового компьютера и фотоникой. А съемки пройдут на ледоколе.

WhatsApp Image 2024-04-14 at 14.42.30.jpeg
Анна Ганшина

Интересный драматургически замысел представила москвичка Ксения Казазаева, режиссер и оператор будущего фильма «Пламя». Действие развернется на двух предприятиях Черповца - «Северстали» и спичечной фабрике. На первой в основном мужской коллектив, на другой – преимущественно женский, коммуникации между ними нет. Пока автор обдумывает, кто мог бы быть героями ее картины, но уже придумала несколько метафор. Одна из них, собственно пламя – среда, в которой происходят преобразования, другая – это человек, сравнимый со спичкой. 

Еще одна жизнеспособная идея – у Ангелины Ерошкиной и Хельги Холодовой из Москвы. Место съемки – Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат, градообразующее предприятие Новодвинска, в котором все семьи связаны с заводом. Режиссерки вдохновились фильмом Анны Меликян «Чувства Анны» и хотят найти трех людей, которым не нравится унификация. Возможный конфликт фильма – антитеза коллективного и личного. 

Режиссер игрового кино Алена Кочеткова (Москва) собирается дебютировать в документалистике, познакомив зрителей с закулисьем кинопроцесса, показав процесс создания специального оборудования: кранов, тележек и гиростабилизаторов, которые помогают работникам киноиндустрии делать впечатляющие кадры, снимая как эффектные гонки в блокбастерах, так и соревнования на олимпийских играх. Она уже нашла героя из российской компании «Синебокс», производящей такое оборудование. 

WhatsApp Image 2024-04-14 at 14.34.55.jpeg
Анна Кочеткова, фото Никиты Тихонова-Рау

Режиссер из Москвы Светлана Осипова представила идею фильма о Ленинградском оптико-механичесоком объединении (ЛОМО), которому в этом году исполняется 110 лет.  Завод перепрофилировался, но до сих пор действует. Возможная тема фильма звучит как «Закат эпохи или новая жизнь?» - это о том, что уходит одна жизнь и приходит другая. Осипова нашла двух потенциальных героев – одному из них - Забежинскому Аркадию Давидовичу - в этом году исполнилось 102 года, у него с заводом связана вся жизнь, второй –  конструктор оптики. Режиссер придумала и интересный визуальный ход – снимать фильм через разные типы объективов, разную оптику, чтобы визуализировать разницу времен. 

Другая москвичка Анастасия Павлова разрабатывает историю успеха с рабочим названием «Сапфировый король» о директоре областного завода по производстве сапфировых подложек в Ставрополье. Когда-то он купил обанкротившийся завод, а теперь «Монокристал» - крупнейшее в мире выскотехнологичное предприятие с торговыми представительствами в пяти странах. 

Две идеи проектов были связаны с кадровым голодом на заводах. К примеру, Дарина Болгова обнаружила на сайтах различных заводов множество неожиданных вакансий, в том числе оператора канатной дороги и артиста-аниматора. Но некоторые предложения понятны лишь специалистам, например, одному из заводов требуется флотатор. Кто это такой - без помощи гугла и не скажешь. Режиссер придумала начать фильм в отделе кадров завода на собеседовании. Другую идею озвучила режиссер Анастасия Макарцева. Она хочет исследовать взаимосвязи разных поколений работников завода и показать их в условиях как современных, так и традиционных технологий и посмотреть, как и кем пополняется кадровый резерв. В итоге может получиться кино про эволюцию профессий. 

IMG_0426.jpg
Дарина Болгова, фото Дарьи Хреновой

Среди проектов были и нестандартные форматы. Один такой, с ярким, уже найденным героем – анимадок режиссера Лины Асадуллиной – будет снят по воспоминаниям ее бабушки. Проект в финальной стадии разработки, известен даже бюджет будущего фильма, осталось найти продюсера и аниматора. Идея другого принадлежит Елене Туринцевой (Санкт-Петербург) – полнокупольный фильм, историчесское эссе для планетариев. Место его съемки – Ангарская нефтехимическая компания, ведущая свою биографию с 1946 года. Визуальный ряд будет включать фото, архивные кадры, картины природы в разные сезоны и закадровый текст, озвучивающий письма современников той эпохи, которая представлена на экране (то есть в куполе). 

Остальные рабочие идеи касались ручного штучного производства (проект Юлии Панковой и Эмиля Ахундова из Москвы о Раменском заводе керамических изделий), сохранения символического капитала остатков разрушенного завода (проект Софьи Алексеевой из Петрозаводска), влияния искусственного интеллекта на промышленность (проект Александры Богучарской из Москвы). Несколько человек считает необходимым освещать и проблемы индустрии, такие как закрытие заводов и сложности внутри производства. 

Не все участники, представляя свою идею, достаточно хорошо сумели рассказать о ней, но именно этому – доведению задумки до финальной стадии и обучению, как ее представить, чтобы «продать» потенциальному инвестору – и предстоит научиться членам Лаборатории. Лучшие из идей будут разрабатываться на последующих сессиях. 

IMG_0409.jpg
Светлана Осипова, фото Дарьи Хреновой

*
«Лаборатория индустриального кино» - уникальный проект, призванный помочь кинематографистам Москвы и регионов в развитии проектов документальных фильмов о рабочих и инженерных профессиях, проблемах и достижениях российской промышленности. Лаборатория создана при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Стратегический партнёр – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.


Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями