Представители Министерств культуры, науки и высшего образования приняли участие в обсуждении будущего научного кино

11.03.2021 Новости индустрии
Как прошел круглый стол, посвященный развитию индустрии научного и научно-популярного кино (репортаж, фото, видео).
Представители Министерств культуры, науки и высшего образования приняли участие в обсуждении будущего научного кино
Представители сразу трех министерств — Минкультуры России, Министерства науки и высшего образования и Министерство просвещения, а также Фонда «Сколково» и Фонда инфраструктурных и образовательных программ Роснано приняли участие в обсуждении перспектив развития научного кино в России.
 
4 марта 2021 г. в Москве состоялся круглый стол, посвященный развитию индустрии научного и научно-популярного кино, организатором которого стал Фестиваль актуального научного кино ФАНК совместно с группой режиссеров и продюсеров научного кино (Екатериной Еременко, Светланой Резвушкиной, Юлией Киселевой и Ириной Журавлевой, а также командой фестиваля Future.Doc — Капитолиной Долгих и Сергеем Полищуком). Партнером мероприятия стал Всемирный конгресс научных продюсеров. 
 
Мероприятие стало первой дискуссией о развитии научного кино подобного масштаба и привлекло внимание более 100 представителей отрасли. Мероприятие прошло в гибридном формате на площадке НИУ ВШЭ. Участники обсудили вопросы поддержки производства и дистрибуции научных и научно-популярных фильмов, выбор приоритетных тем, а также поиск новых площадок для демонстрации фильмов. 

Интерес аудитории к научному кино стабильно растет, кроме того, зрители готовы смотреть его на большом экране. За последние 3 года в прокат вышло 3 российских фильма о науке и природе: «Мозг. Вторая Вселенная», «Мозг Эволюция» (реж. Юлия Киселева), «Медведи Камчатки. Начало жизни» (реж. Ирина Журавлева, Владислав Гришин). На премьеру фильма «Мозг. Эволюция» пришло более 1000 человек в Большой зал киноцентра «Октябрь». Фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни» был показан в кинотеатрах 50 городов страны, собрал в прокате почти 8 миллионов рублей и получил премию «Золотой орел» как лучший неигровой фильм. Картину «Мозг. Вторая Вселенная» Федеральное агентство «Россотрудничество» взяло для популяризации науки в своих представительствах в 81 стране.

7T5A5479.jpg
Юлия Киселева

15 апреля  2021 года в российский прокат выходит новая картина Юлии Киселевой «Робот, я люблю тебя», а в мае 2021 — «Пространство Лобачевского» Екатерины Еременко. 

Зарубежные кинофестивали также выражают интерес к российскому кино о науке. В 2017 году фильм Екатерины Еременко «Озеро Восток. Хребет Безумия» получил премию «Золотой Единорог» в Лондоне и главный приз фестиваля научного кино на крупнейшем фестивале Academia Film Olomouc, а в 2020 в конкурсную программу этого фестиваля вошли «Математические кружки вокруг земного шара» Еременко и фильм Киселевой «Мозг. Эволюция». В 2020 году фильм «Мозг. Эволюция» был признан лучшим научно-популярным фильмом на кинофестивале Master Doc (США), получил бронзовый приз на китайском China Dragon Awards и был номинирован на премию Европейской академии научного кино. Фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни» был показан на 43 международных кинофестивалях и завоевал 24 премии.

В рамках Фестиваля актуального научного кино ФАНК в 2018 году показы научных фильмов прошли на 160 площадках, в 2019-м — на 200 (вузы и культурно-просветительские центры в 98 городах и 12 селах). В 2020 году в адрес оргкомитета поступило 300 заявок на проведение показов. Из-за пандемии не все площадки смогли провести показы офлайн, при этом количество онлайн-просмотров составило более 1 500 000.
 
Организаторы круглого стола выступили с предложениями, которые, на их взгляд, смогут существенно улучшить уровень научного кино в России. 

Режиссер и продюсер Светлана Резвушкина (ее студия “Лавр” производит научно-популярный контент для телеканала “Культура” и  поднимает самые острые и актуальные темы, например, о загрязнении озера Байкал, о таянии вечной мерзлоты, о том, что станет с нашим миром, когда закончится нефть) предложила обратить внимание на необходимость специальных лотов для научных фильмов в конкурсах Министерства культуры. А также объединять усилия телеканалов, министерств и бизнеса для аккумулирования бюджета в работе над перспективными и значимыми кинопроектами. Для того, чтобы дать возможность создания по-настоящему серьезного продукта для телевидения и кинопроката, который сможет конкурировать с зарубежными фильмами.  

7T5A5431.jpg
Светлана Резвушкина

Режиссер Юлия Киселева заявила о необходимости поддерживать не только производство, но и прокат научных фильмов: «На производство режиссеры еще находят деньги, но рекламных бюджетов у нас нет. Зритель с удовольствием ходил бы на научно-популярное кино — у нас на каждой премьере аншлаги. Но если на анонсирование премьеры у нас еще хватает ресурсов, то на поддержку проката — нет. Получается, что то же Министерство культуры выделяет деньги на фильмы, которые потом просто ложатся на полку. Да,мы показываем их на кинофестивалях, но это не большая зрительская аудитория».
 
Режиссер Екатерина Еременко выступила с предложением о сотрудничестве режиссеров научного кино с Министерством просвещения  и заявила о готовности делать адаптированные версии своих фильмов для учебных заведений.
 
Продюсер и режиссер документального кино о природе Ирина Журавлева призвала обратить отдельное внимание на развитие природного документального кино, для которого на данный момент нет возможностей показа на федеральных телеканалах и совместного производства (ко-продюсирования) с телеканалами страны (например, «Медведи Камчатки. Начало жизни» так и не был показан на федеральном телевидении, а для будущих съемок природы России студия вынуждена искать финансы за рубежом). 

«Министерство Культуры открыто для предложений и готово участвовать в диалоге об улучшении индустрии научного кино», — заявила руководитель департамента кинематографии и цифрового развития, Светлана  Максимченко.
 
Важно отметить, что  2018—2019 годах Минкультуры России поддержало около 40 научно-популярных фильмов. В 2021 финансирование от Министерства получат два крупных фестиваля научного кино: Фестиваль актуального научного кино ФАНК, который пройдет в Москве и далее по всей России с октября по декабрь, и фестиваль «Мир знаний», запланированный на осень.  

7T5A5495.jpg
 
О международных трендах в индустрии научного и научно-популярного кино рассказал Директор Всемирного конгресса научных продюсеров Пол Льюис. О положении и перспективах научно-популярного кино на телевизионных каналах рассказали Директор Дирекции документальных программ «Первого канала» Светлана Колосова, научный редактор телеканала «Наука» Иван Семенов и редактор канала «Культура» Виталий Трояновский. Вице-президент фонда «Сколково» Александра Барщевская отметила, что Сколково может быть бесконечным источником тем и экспертов для режиссеров и продюсеров научного и научно-популярного кино. «Мы очень хотим участвовать в том, что вы делаете, потому что мы хотим видеть нашу страну образованной,» — добавила Барщевская. 
 
Директор по популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» Сергей Филиппов рассказал, что в 2019 году при поддержкe «Роснано» было создано 5 документальных фильмов.  Анастасия Рыцина рассказала о планах по производству научного и научно-популярного кино киностудии им. Горького, а также об идее проводить питчинг научно-популярных проектов. 

«Развернувшаяся дискуссия о том, где в первую очередь должно распространяться кино о науке — в кинотеатрах или youtube, для университетов не столь принципиальна. Мы уверены, что вне зависимости от того, где и как показывается фильм, именно студенческая аудитория — одна из самых благодарных для документального кино и именно университеты — это центр производства новых научных знаний, куда режиссеры приходят в поисках своих тем и героев», — отметила Людмила Мезенцева, руководитель отдела научных коммуникаций Высшей школы экономики.

По словам организаторов, основная цель мероприятия состояла в том, чтобы объединить всех, кто может быть заинтересован в продвижении и развитии научного кино, а именно: производителей, вещателей, государственные институты, в том числе Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения, а также институты развития и наукоемкий и технологический бизнес.
 
«Объединение науки и искусства — важный мировой тренд последних пятнадцати лет. Важнейший фестиваль научного кино CPH: DOX уже несколько лет проводит программу, посвященную наукe, она проходит под девизом Science is Culture. Массачусетский технологический университет MIT основал лабораторию документального и экспериментального кино MIT Doc Lab, которая объединяет ученых инженеров и документалистов. Думаю, нам удалось сделать первый шаг в этом направлении, впервые серьезно заявить о научном кино и его потенциале, в ближайшее время мы вернемся с конкретными предложениями по развитию индустрии» — говорит программный директор фестиваля ФАНК Ирина Белых. 


  


Информация об организаторах: 

Всемирный конгресс научных продюсеров (World Congress of Science and Factual Producers) — организация, в состав которой входят продюсеры научного и познавательного контента, вещатели и контент-провайдеры со всего мира. 
Ежегодно члены организации проводят конференцию в разных странах мира. В рамках конференции проходят выступления, презентации, открытые дискуссии и личные встречи, на которых у участников есть возможность узнать о новостях индустрии, трендах, а также обменяться знаниями и опытом с коллегами. 
Регистрация на конференцию автоматически включает членство в организации. 
Всемирный конгресс научных продюсеров — некоммерческая организация, управляемая советом директоров.

Фестиваль актуального научного кино ФАНК 
Фестиваль ФАНК — многоформатный просветительский проект. Фестиваль  отбирает и привозит в Россию наиболее интересные и яркие фильмы о науке и технологиях. ФАНК проходит в 2-х форматах: городской фестиваль и Дни научного кино ФАНК (ДНК).
ДНК проходят ежегодно с октября по декабрь в учебных заведениях и на культурно-просветительских площадках. В 2019 ФАНК прошёл в 98 городах и 12 сёлах, всего к проекту присоединились 200 площадок. 

Екатерина Еременко - режиссер и продюсер, основательница компании EEFilms
Светлана Резвушкина, генеральный продюсер студии “Лавр”
Юлия Киселева режиссер и продюсер
Ирина Журавлева режиссер и продюсер, основательница компании Lesfilm
Капитолина Долгих координатор фестиваля Future.Doc
Сергей Полищук програмный директор фестиваля Future.Doc

Контактная информация: Ирина Белых, +7 905 520-88-89


Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями