Сэм Клебанов: Документальному кино необходим медийный отклик

27.08.2015 Новости индустрии
В российский прокат с 27 августа выходит документальная лента «Красная армия». В широкий прокат картину выпустил дистрибьюторский проект «Артхаус».
Сэм Клебанов: Документальному кино необходим медийный отклик

В российский прокат с 27 августа выходит документальная лента «Красная армия». Режиссером картины о феномене советского хоккея и о том, как во времена холодной войны хоккей стал пропагандой советского образа жизни, стал американский режиссер Гейб Польски.

В широкий прокат в России картину выпустил дистрибьюторский проект «Артхаус». О том, какова ситуация с прокатом документального кино в России, нужна ли государственная поддержка дистрибуции, каковы параметры успешного проката и как могут помочь этому телеканалы и фестивали, Юлии Сергеевой ответил партнер дистрибьюторского проекта «Артхаус» Сэм Клебанов.

- Это не первый ваш опыт проката документального кино в России?

- Да нет, конечно. Я прокатывал, второй по успешности 2D-докфильм в России. Это «Океаны» Жака Перена. Собрали больше 1 млн долларов, кстати. Потрясающий результат для документалистики.

Первый наш опыт проката документального кино – это «Боулинг для Колумбины» Майкла Мура. Он прошел довольно скромно. Следующий фильм - «Фаренгейт 911» - был уже большим событием. В то время вообще не было традиции проката доккино в России. Потом был фильм «Небо под сердцем», фильм-концерт Юрия Шевчука. Прокатывали «Американских свингеров» Джона Харта. Полтора года назад катали фильм Тобэка «Соблазненные и брошенные». Это все фильмы, прошедшие с успехом на Западе. Недавно приобрели интересный фильм «Машина времени Сэма Клемке» (она будет участвовать в конкурсе «Послание к человеку»).

- Вы, в основном перечислили американские фильмы?

- Да. Там большие традиции съемок фильма для проката, для зрителя.

- Что показывает Ваш опыт – можно ли заработать на прокате документального кино в России?

- Опыт показывает, что в основном, прокат дока собирал от 5 до 25 тысяч долларов. Сборы скромные. Фильм «Океаны» еще может что-то собрать, потому что это – зрелище. «Правда Сноудена» собрала в прокате хорошую сумма, но там была большая информационная поддержка.

- Наверное, маленькие сборы, прежде всего, потому, что бытует стереотип, что документальное кино - это скучно.

- Да. Это то, что привыкли видеть по телевизору. В России пока не выработалась традиция ходить на документальное кино. Хотя появление в Москве ЦДК – это очень позитивно!

- Что нужно сделать, чтобы все-таки появился интерес к документальному кино? ТВ может влиять на это?

- Конечно, может. Вообще, в России произошла деградация телевизионной прессы. Остались еще отдельные хорошие критики, но случилась количественная деградация. Ниша кино занимает гораздо меньшее место в информационном пространстве. Например, если выходит любой фильм в американском прокате, то «The New Yok Times» обязательно про это напишет, прорецензирует. Так принято. Не важно, хороший это фильм или плохой. Но на него обращают внимание.

У нас нет ни одного издания, которое бы рецензировало все фильмы. Даже «Афиша» или «Time Out» стали очень ленивыми. Раньше, на заре кинопроката, «Афиша» писала много и была влиятельной. А сейчас ты не знаешь, обратит пресса внимание на твой фильм или нет. Мы, помню, выпускали фильм «Надер и Симин: Развод», который получил «Золотого медведя» и «Оскара». И, все равно, этот фильм «Афиша» не осветила. Сейчас мы выпускаем фильм «Гордость» (вторая работа в кино для режиссёра Мэттью Уорчаса - прим. авт.). И я вижу очень вялую реакцию прессы.

И на фоне такой количественной деградации, ниша документального кино еще больше суживается. Вообще про это никто не пишет. Кино должно стать массовым явлением для масс-медиа. Но в обозримом будущем я, увы, не вижу этой перспективы. Потому что уже давно другой информационный фон, другие события, явления определяют информационное пространство. Политика и экономика. Если СМИ и пишут, то о каких-то развлекательных легких фильмах, чтобы отвлечься и развлечься. Тем более, когда с экономикой так плохо. Даже в социальных медиа люди стали меньше обсуждать кино.

- Да, да. Это заметно. Хотя социальные сети – это  то, что у нас осталось. Я помню, до «крымской» России, кино занимало как-то больше времени и умы людей.

- Сейчас люди обсуждают очередное падение рубля. Не до обсуждения фильмов. Слишком  много других забот у людей.

- А почему же вы все-таки решили прокатать документальное кино «Красная армия»?

- Очень хорошая картина. Но мы и дальше будем прокатывать документальное кино. Мы видим, что потенциально, для этого фильма есть широкая зрительская аудитория. Хоккей – это то немногое, что людей объединяет. Приятная ностальгия и гордость за страну. И, плюс, мне нравится сам фильм. Снят очень иронично и тонко. В хорошем смысле, развлекательно. Его можно смотреть вне зависимости от того, нравится тебе хоккей или нет.

- Многие зрители пока все еще считают, что документальное кино — это скучно. И мы видели много фильмов, которые, к сожалению, соответствуют этому. Но, как развеять этот стереотип, что документальное кино – не всегда  скучно?

- Мне кажется, зритель уже так и не думает. Просто, мне кажется, очень важна информационная поддержка для док кино. С этим совсем плохо, к сожалению.

- Как авторам нащупать ту тему, которая будет интересна зрителю. Это должно быть что-то очень резонансное, типа «Правды Сноудена»?

- «Правда Сноудена», действительно, была особым случаем. Нашумевшая история, да и был политический интерес ее поддержать. Здесь фильм попал немного в иной контекст, чем в Америке. В Америке это было «Что у нас, типа, есть демократия наша, и Сноуден пытается защитить нашу с вами демократию», а в России - какая тут демократия? Здесь был создан соответствующий контекст, который помог фильму. Когда есть информационная поддержка, люди идут.

- А, может, нужно побольше тематических клубов типа «Докера», которые бы показывали хорошее док кино?

- Может быть. Но сейчас люди просто сидят дома, что-то качают и смотрят в одиночестве. Не думаю, что можно эти сети киноклубов как-то развить. Что это станет каким-то значимым явлением и вовлечет в себя людей.

- А фестивалей должно быть больше в России?

- Конечно. Это очень интересная и недостаточно отработанная тема. Я сейчас отсматриваю очень много фильмов (Сэм Клебанов - программный директор фестиваля «Послание к человеку» - прим. авт.). И огромное количество хорошего кино, которое можно привезти в Россию, нигде больше, кроме как на фестивалях, никто и никогда не увидит.

- И, наверное, побольше живого общения с режиссерами, авторами нужно?

Конечно. Больше интерактива. Но все это должно находить медийный отклик. Иначе это будет интересно лишь тому, кто пришел. Но не поможет сделать хорошее кино (в том числе, документальное) более массовым.


Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями